Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Теория социальной работы (200,00 руб.)

0   0
АвторыХолостова Е. И., Студенова Е. Г., Холостова Е. И., Вдовина М. В., Кононова Л. И.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц474
ID689467
АннотацияУчебник «Теория социальной работы» представляет собой обучающий комплекс теоретических основ социальной работы для образовательных программ магистратуры. В нем отражены современные тенденции развития теории и практики социальной работы в свете модернизационных процессов социальной сферы в России и зарубежного опыта. Соответствует ФГОС ВО третьего поколения ++.
Кем рекомендованоФедеральным институтом развития образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего образования по направлению подготовки «Социальная работа» (уровень магистратуры)
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (уровень магистратуры), аспирантов и исследователей, изучающих отдельные аспекты социальной работы.
ISBN978-5-394-04682-7
УДК364
ББК65.27
Теория социальной работы : учебник / Е.И. Холостова, М.В. Вдовина, Л.И. Кононова; ред.: Е.И. Холостова, Е.Г. Студенова .— 4-е изд. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2022 .— 474 с. — (Учебные издания для магистров) .— ISBN 978-5-394-04682-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/689467 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теория_социальной_работы.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Теория_социальной_работы.pdf
УДК 364 ББК 65.27 Т33 Авторский коллектив: Е. И. Холостова — руководитель авторского коллектива, доктор исторических наук, профессор (1.1, главы 2, 5); М. В. Вдовина — доктор социологических наук (3.1.2, 3.2, 3.6); Л. И. Кононова — доктор философских наук (3.3, 3.4); И. В. Малофеев — доктор социологических наук, профессор (2.4); И. В. Мкртумова — доктор социологических наук, профессор (1.1); О. Е. Грачева — кандидат экономических наук (2.1); П. В. Попов — кандидат социологических наук (3.5); С. А. Потуткова — кандидат психологических наук (4.3.2); И. С. Романычев — кандидат социологических наук (1.3); Е. Г. Студёнова — кандидат философских наук (1.2, 1.3, 3.1.1, 4.2, 4.3.1, 5.1); В. В. Хухлина — кандидат социологических наук (4.4); Т. В. Шеляг — кандидат искусствоведческих наук (4.1). Т33 Теория социальной работы : учебник для магистров / Е. И. Холостова [и др.] ; под общ. ред. Е. И. Холостовой, Е. Г. Студёновой. — 4-е изд. — Москва : Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. — 474 с. ISBN 978-5-394-04682-7. Учебник «Теория социальной работы» представляет собой обучающий комплекс теоретических основ социальной работы для образовательных программ магистратуры. В нем отражены современные тенденции развития теории и практики социальной работы в свете модернизационных процессов социальной сферы в России и зарубежного опыта. Соответствует ФГОС ВО третьего поколения ++. Для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (уровень магистратуры), аспирантов и исследователей, изучающих отдельные аспекты социальной работы. ISBN 978-5-394-04682-7 2 © Коллектив авторов, 2018 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВА РИСКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.1. Социальная работа как профессиональная помощь в обществе риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.1.1. Социальная работа как продукт общественной дифференциации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.1.2. Социальные риски и социальная работа . . . . . . . . . . . . . 21 1.1.3. Формирование нового типа социальной деятельности: профессионализация помощи. . . . . . . . . . . . . . 31 1.1.4. Понятийное пространство современной социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 1.2. Социальная работа и рынок труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 1.2.1. Развитие рынка труда и перспективы социальной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 1.2.2. Социальная работа: между системной стабилизацией и развитием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 1.2.3. Системные преобразования в социальной работе в России. Основные направления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 3
Стр.3
1.3. Социальная работа: структурно-деятельностные принципы гармонизации общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104 Общие выводы по главе 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104 Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107 2.1. Социальное государство, социальная политика и социальная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110 2.1.1. Основные категории и понятия социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110 2.1.2. Модели социальной политики в России и за рубежом, их приоритеты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129 2.2. Социальная работа и права человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137 2.3. Социальная сплоченность как интегральная основа социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146 2.4. Социальная защита — стабильный ресурс в социальной сплоченности общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161 Общие выводы по главе 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161 Глава 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164 3.1. Теория социальной работы в парадигме трансдисциплинарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172 4
Стр.4
3.1.1. Трансверсальность и теория социальной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172 3.1.2. Методологические основы теории социальной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206 3.2. Основные теоретические подходы в современной социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242 3.3. Технологический уровень социальной работы . . . . . . . . . . .243 3.3.1. Основные направления развития технологий социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243 3.3.2. Технологический инструментарий процесса социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .251 3.3.3. Особенности развития технологий социальной работы в современном обществе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263 3.4. Социальное проектирование в социальной работе . . . . . . .263 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272 3.5. Информационные технологии и социальная работа . . . . .272 3.5.1. Основы развития информационного общества в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272 3.5.2. Информатизация социальной сферы. . . . . . . . . . . . . . . .274 3.5.3. Современные информационные технологии, используемые в сфере социальной работы . . . . . . . . . . . . . . .280 3.5.4. Информационные технологии и маломобильные группы населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .297 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301 5
Стр.5
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301 3.6. Особенности взаимодействия теории и практики социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .302 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337 Общие выводы по главе 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337 Глава 4. СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .340 4.1. Социальная защита и субъект-объектные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .341 4.1.1. Представления о социальном благополучии и социальной защищенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .341 4.1.2. Безопасность в сфере оказания социальных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351 4.1.3. Субъекты и объекты в сфере социальной защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .352 4.1.4. Индивидуальная ответственность и субъект-субъектные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .358 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .364 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .364 4.2. Жизненный мир индивида и развитие субъектности объекта социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .365 4.2.1. Теория жизненного мира индивида в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .365 4.2.2. Герменевтический анализ образа жизни адресата в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .371 4.2.3. Факторы уязвимости и социального риска в жизненном мире индивида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .384 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .384 6
Стр.6
4.3. Специфика субъекта и объекта социальной работы в условиях изменений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .384 4.3.1. Развитие субъектности клиента социальной работы в обеспечении своих потребностей . . . . . . . . . . . . . . .384 4.3.2. Жизнеспособность как основной фактор социальной адаптации субъекта в условиях изменений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .388 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .395 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .395 4.4. Добровольчество как ресурс развития субъектности в социальной работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .396 4.4.1. Добровольный неоплачиваемый труд как форма гражданской активности широких масс населения . . . . . .396 4.4.2. Мотивы добровольческой деятельности и добровольного труда граждан в социальной работе. . . .404 4.4.3. Активизация участия молодежи в добровольном труде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .409 4.4.4. Геронтоволонтерство как особое направление в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .412 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .419 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .420 Общие выводы по главе 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .421 Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .422 5.1. Система социального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .426 5.1.1. Непрерывное образование и уровни социального образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .426 5.1.2. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по направлению “Социальная работа” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .433 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .449 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .449 7
Стр.7
5.2. Профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания и федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования по направлению “Социальная работа”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .449 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .463 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .463 Общие выводы по главе 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .464 ГЛОССАРИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .465 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.