Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Мировые информационные ресурсы (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБлюмин А. М.
АвторыФеоктистов Н. А.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц384
ID689069
АннотацияВ учебном пособии изложены основные понятия и сущность информации и информационных ресурсов. Освещен материал по оценке качества информационных ресурсов и эффективности их использования. Дана характеристика рынка информационных продуктов и услуг, достаточно подробно описаны потребители, источники и поставщики информационных ресурсов.
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата, а также специалистов в области мировых информационных ресурсов и информационного менеджмента.
ISBN978-5-394-04323-9
УДК002.6
ББК73
Блюмин, А.М. Мировые информационные ресурсы : учеб. пособие / Н.А. Феоктистов; А.М. Блюмин .— 5-е изд., стер. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2021 .— 384 с. — (Учебные издания для бакалавров) .— ISBN 978-5-394-04323-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/689069 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мировые_информационные_ресурсы.pdf
УДК 002.6 ББК 73 Б71 Авторы: А. М. Блюмин — доктор технических наук, профессор, академик Международной академии информатизации; Н. А. Феоктистов — доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Международной академии наук педагогического образования. Рецензенты: И. В. Варламов — доктор технических наук, профессор; П. П. Мухлынин — кандидат технических наук, профессор. Б71 Блюмин А. М. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие для бакалавров / А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. — 5-е изд., стер. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. — 382 с. ISBN 978-5-394-04323-9 В учебном пособии изложены основные понятия и сущность информации и информационных ресурсов. Освещен материал по оценке качества информационных ресурсов и эффективности их использования. Дана характеристика рынка информационных продуктов и услуг, достаточно подробно описаны потребители, источники и поставщики информационных ресурсов. Для студентов бакалавриата, а также специалистов в области мировых информационных ресурсов и информационного менеджмента. Подписано в печать 20.10.2020. Формат 6090 1/16. Бумага офсетная № 1. Печ. л. 24. Тираж 100 экз. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732. Тел.: (495) 668-12-30, 8(495) 741-34-28, 8(499) 182-01-58 E-mail: sales@dashkov.ru — отдел продаж; office@dashkov.ru — офис; http://www.dashkov.ru ISBN 978-5-394-04323-9 © Блюмин А. М., Феоктистов Н. А., 2014 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2014 385
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.1. Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.2. Цели получения информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.3. Носители информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 1.3.1. Данные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 1.3.2. Документы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.3.3. Сигналы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.1. Определение информационных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов . . . . . . 43 2.4. Классификация информационных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества . . . 53 3. НЕДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 3.1. Индивидуальные знания специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 3.2. Коллективные знания специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 4. ДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы . . . . . . . . . 73 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 5. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ . . . . . . . . . . . 90 5.1. Общие сведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 5.2. Характеристика баз данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 5.3. Электронные издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 5.4. Мультимедиасистемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 5.5. Гипертекстовые системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 5.6. Ресурсы Интернета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 5.6.1. Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 5.6.2. Сервисные услуги Интернета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 5.6.3. Поисковый сервис Интернета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 5.6.4. Основные виды поиска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 3
Стр.3
6. КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ И ЕГО ОЦЕНКА . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов . . . . . . 127 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 7. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 7.1. Формирование единого информационного пространства . . . . 164 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг . . . 174 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 8. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 9. ПОТРЕБИТЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . 188 10. ИСТОЧНИКИ И ПОСТАВЩИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 10.1. Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации . . . . . . 213 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации . . . . . . . . . . . . 222 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 10.3. Поставщики рыночной информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 10.5. Библиотечный фонд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 10.6. Архивный фонд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317 11. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.