Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Изучение оркестровых инструментов (гусли) (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСоловьев Александр Владимирович
АвторыКнязева Надежда Андреевна, КемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц80
ID683258
АннотацияНастоящая хрестоматия включает в себя краткие исторические сведения о многострунных безгрифных инструментах (гуслях различного типа); учебно-методические указания по освоению игры на гуслях (рассматриваются вопросы посадки исполнителя, постановки инструмента и рук, исполнительские движения, приемы и способы игры, вопросы формирования игровых исполнительских навыков); нотный материал – репертуар для освоения гуслей (упражнения и авторские пьесы, написанные на основе народной музыки). Пьесы, вошедшие в хрестоматию, различны по своей жанровой направленности, стилю, фактуре, приемам игры и способам звукоизвлечения, что будет способствовать лучшему освоению такого удивительного по своим звуковым характеристикам инструмента, как гусли, и сделает игру на нем более яркой и выразительной.
Кем рекомендованоРекомендована к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК
Кому рекомендованоДля обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»
ISBN979-0-9003290-4-2
УДК785.1+787(075.8)
ББК85.315.3+85.956я73
Соловьев, А. В. Изучение оркестровых инструментов (гусли) : хрестоматия для обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 "Музыкально-инструментальное искусство", профиль "Национальные инструменты народов России" / Н. А. Князева; КемГИК; А. В. Соловьев .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2018 .— 80 с. — ноты .— ISBN 979-0-9003290-4-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/683258 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Изучение_оркестровых_инструментов_(гусли).pdf
УДК 785.1+787(075.8) ББК 85.315.3+85.956я73 С60 Утверждена на заседании кафедры народных инструментов КемГИК, протокол № 7 от 15.03.2018 г. Рекомендована к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК, протокол № 6 от 17.03.2018 г. Соловьев, А. В., Князева, Н. А. С60 Изучение оркестровых инструментов (гусли) [Ноты]: хрестоматия для обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкальноинструментальное искусство», профиль «Национальные инструменты народов России» / авт.-сост.: А. В. Соловьев, Н. А. Князева; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. – 80 с. ISMN 979-0-9003290-4-2 УДК 785.1+787(075.8) ББК 85.315.3+85.956я73 ISМN 979-0-9003290-4-2 © А. В. Соловьев, Н. А. Князева (авт.-сост.), 2018 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2018 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ В наши дни, когда довольно ощутимой становится проблема сохранения и активного возрождения исконных богатств национального духовного наследия, интерес к гуслям обрел важное общественное значение. Тенденция к сохранению и развитию духовной культуры с особой отчетливостью проявилась в России в области гусельного искусства. Открываются классы по обучению игре на гуслях во всех звеньях музыкального образования, появляются новаторские учебные издания, направленные на совершенствование методики обучения игре на инструменте, создается оригинальный репертуар, органично сочетающий в себе как традиционно присущие гуслям эпические, былинно-повествовательные, духовно-песенные жанры, так и средства выразительности современного музыкального языка: сонорику, алеаторику и другие выразительные компоненты. Дисциплина «Изучение оркестровых инструментов (гусли)» направлена на формирование и развитие практических навыков игры на национальных инструментах народов России (гуслях). Дисциплина входит в вариативную часть блока обязательных дисциплин Б1.В. ОД.6, профиль «Национальные инструменты народов России», профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», квалификация (степень) «бакалавр». Для освоения указанной дисциплины необходимы знания и умения, сформированные в результате изучения студентами таких дисциплин, как «Инструментоведение», «Методика обучения игре на инструменте». В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции: - способность осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности; - готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства; - способность применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности; - готовность к изучению устройства оркестровых инструментов и основ обращения с ними. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать: - репертуар для изучаемого оркестрового инструмента (гусли), включающий произведения разных жанров и стилей, в соответствии с программными требованиями; - основы постановки инструмента, рук и посадки исполнителя на гуслях, исполнительские приемы звукоизвлечения и штрихи; - устройство гуслей и основы обращения с ними; 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………….………………………………………………………………………….. 3 КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРУННЫХ ЩИПКОВЫХ БЕЗГРИФНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ………………………………………………………………..……. 5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ИГРЫ НА ГУСЛЯХ……... 15 НОТНЫЙ МАТЕРИАЛ……………………………………………………………………….. 22 Бряцание, выборная манера………………………………………………………………. 22 Ехал Ваня с поля…………………………………………………………………………... 22 Трава моя, трава…………………………………………………………………………… 22 Сербиянка………………………………………………………………………………….. 22 Коробейники……………………………………………………………………………….. 23 Златые горы………………………………………………………………………………... 23 На горе-то калина…………………………………………………………………………. 24 Долина, долинушка……………………………………………………………………….. 24 Ой, в Таганроге…………………………………………………………………………….. 24 Наш березник листоватый………………………………………………………………… 25 Во лузях…………………………………………………………………………………….. 25 Плясовая……………………………………………………………………………………. 26 Печорские припевки………………………………………………………………………. 26 По Дону гуляет…………………………………………………………………………….. 26 Ах, ты, береза………………………………………………………………………………. 27 Краковяк……………………………………………………………………………………. 28 Крыжачок…………………………………………………………………………………... 28 Во кузнице…………………………………………………………………………………. 29 Фома едет на коне…………………………………………………………………………. 29 Светит месяц……………………………………………………………………………….. 30 Галки, вороны……………………………………………………………………………… 31 Гопак………………………………………………………………………………………... 31 Неделька……………………………………………………………………………………. 32 Из-за леса, из-за гор……………………………………………………………………….. 32 Чики, чики, чикалочки…………………………………………………………………….. 33 Когда мы были на войне…………………………………………………………………... 33 78
Стр.78
Щипковая манера...………………………………………………………………………... 34 Барыня……………………………………………………………………………………… 34 Вьюн над водой……………………………………………………………………………. 35 Загорелась во поле калина………………………………………………………………… 37 Как пошли наши подружки……………………………………………………………….. 38 Камаринская……………………………………………………………………………….. 39 Краковяк……………………………………………………………………………………. 40 Колыбельная……………………………………………………………………………….. 41 На море орел……………………………………………………………………………….. 43 Не по морю………………………………………………………………………………… 45 Ой, вы, ветры, ветерочки………...………………………………………………………... 46 Ой, то не вечер……………………………………………………………………………... 48 Подгорная………………………………………………………………………………….. 49 Савка и Гришка……………………………………………………………………………. 50 Тимоня……………………………………………………………………………………… 51 Частушка…………………………………………………………………………………… 52 Соловьев А. В. Ноктюрн………………………………………………………………….. 53 Соловьев А. В. Звоны……………………………………………………………………... 54 Соловьев А. В. Концертный триптих…………………………………………………….. 55 Дуэты для щипковых гуслей………………………………………………………..…….. 63 Вьюн над водой……………………………………………………………………………. 63 Ой, то не вечер……………………………………………………………………………... 66 Частушка…………………………………………………………………………………… 68 Упражнения (щипковая манера игры)…………………….………………………...…… 70 Заключение………………………………………………………………………………… 75 Список литературы………………………………………………………………………... 76 79
Стр.79

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.