УДК 793.31(075.8)
ББК 85.325я73
М74
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями
ФГОС ВО по направлению подготовки 52.03.02 «Хореографическое
исполнительство», профиль «Артист-танцовщик ансамбля народного танца,
педагог-репетитор», к учебно-методическому обеспечению дисциплины.
Утверждено на заседании кафедры народного танца факультета
хореографии КемГИК 06.04.2018 г., протокол № 9.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета
хореографии КемГИК17.05.2018 г., протокол № 9.
Селиверстов В. А., заслуженный артист РФ, художественный руководитель
Губернаторского театра танца «Сибирский калейдоскоп» ГАУК КО
«Кемеровская государственная областная филармония
им. Б. Т. Штоколова»;
Рецензенты:
Бочкарева Н. И., доцент кафедры народного танца факультета
хореографии Кемеровского государственного института культуры
М74
Моисеенко, Р. Н., Маслакова, О. Д.
Теория, методика и практика русского народного танца [Текст]:
учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению
подготовки 52.03.02 «Хореографическое исполнительство», профиль
«Артист-танцовщик ансамбля народного танца, педагогрепетитор»,
квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / авт.сост.:
Р. Н. Моисеенко, О. Д. Маслакова; Кемеров. гос. ин-т культуры.
– Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. – 126 с.: ил.
ISBN 978-5-8154-0453-3
Учебно-методическое пособие подготовлено для студентов, обучающихся по
направлению подготовки 52.03.02 «Хореографическое исполнительство», профиль
«Артист-танцовщик ансамбля народного танца, педагог-репетитор». В пособии
рассматриваются вопросы теории, методики и практики преподавания русского народного
танца со спецификой обучения исполнительскому мастерству. Даются методические
указания по изучению и исполнению различных групп движений русского
танца, используемых в репертуаре профессиональных ансамблей.
УДК 793.31(075.8)
ББК 85.325я73
ISBN 978-5-8154-0453-3 © Моисеенко Р. Н., Маслакова О. Д., 2018
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры, 2018
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Русский народный танец – один из древнейших видов народного
творчества, который прошел свой исторический путь развития от
стадии зарождения до современности, приобретая новые характерные
черты, образы, стилевые местные и региональные особенности.
Танцевальный фольклор является культурным достоянием русского
народа, поэтому его необходимо осваивать, сохранять, защищать и
приумножать. В современном социокультурном пространстве эти
важнейшие задачи выполняют артисты, балетмейстеры, педагоги,
фольклористы. Их творческая деятельность направлена на сохранение
богатства традиций русской танцевальной культуры и бережную
передачу танцевального фольклора в современных условиях.
В профессиональной хореографической педагогике, учебнометодической,
научно-исследовательской литературе поднимаются
вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального
танцовщика, который должен обладать способностью сохранять и
развивать лучшие традиции русской хореографической культуры.
Балетмейстеры-педагоги ведущих творческих профессиональных
коллективов считают, что неотъемлемой частью творчества артистаисполнителя
русского народного танца является передача характера,
темперамента и богатства «души», свойственных русскому человеку,
что дает возможность показать многообразие национальной культуры
и создавать целенаправленную систему освоения основных черт
русского танца. Образы русской хореографии, воплощенные в творчестве
известных хореографических коллективов, – это исполнительский
эталон, который необходимо поддерживать и развивать.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что одним из
важнейших вопросов на современном этапе является подготовка артистов-танцовщиков
ансамблей народного танца, способных достойно
сохранять и развивать русскую сценическую хореографию.
В современных условиях сложилась определенная художественно-образовательная
система становления и развития художест3
Стр.3
венной и педагогической практики профессиональной и любительской
сферы хореографической деятельности в области сценического
русского танца. Не одно поколение педагогов, балетмейстеров, исполнителей,
критиков, тем или иным образом, участвовали в формировании
школы народного сценического танца с использованием
русского фольклора, в основу которой положено разделение выразительных
средств на элементы, отбор и систематизация движений,
определение эстетических и этических норм, разработка понятийного
аппарата, содержания и др.
В соответствии с рабочей программой дисциплины «Теория, методика
и практика русского народного танца» по направлению подготовки
52.03.02 «Хореографическое исполнительство», профиль «Артист-танцовщик
ансамбля народного танца, педагог-репетитор»,
обучающиеся осваивают материал, разнообразный по стилю и манере
исполнения русских танцев различных регионов России. Обучение
исполнительству русского народного танца совершенствует координацию
движений, способствует укреплению мышечного аппарата
танцовщиков, расширяет и обогащает их исполнительские возможности,
формирует особые исполнительские качества и навыки.
Осуществление профессиональной исполнительской деятельности
артиста-танцовщика ансамбля народного танца связано с комплексной
характеристикой уровня мастерства специалиста. Профессионализм
танцовщика формируется в процессе длительного
обучения и каждодневного труда. Творчески одаренный человек – не
только профессионал в своем виде сценической деятельности, это
еще и физически, интеллектуально развитая, психически устойчивая
к разным видам стресса, личность. Достижение профессионализма
возможно лишь через постоянную практическую деятельность артиста-танцовщика,
через саморазвитие.
Целью учебно-методического пособия является формирование
системных знаний и представлений обучающихся на основе анализа
практической, методической деятельности ведущих педагоговбалетмейстеров
России об истоках, стилистике, разнообразной мане4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………...………….. 3
Глава 1. Русский народный танец как основа хореографической
культуры общества………………………………..…………. 8
1.1. Истоки русской танцевальной культуры…………..………… 8
1.2. Русский народный танец и его сценическое воплощение
в творчестве профессиональных ансамблей……………..………. 17
Глава 2. Исполнительская культура русского народного танца.. 31
2.1. Обучение культуре исполнения русского народного танца
на примере профессиональных ансамблей России…………...…. 31
2.2. Исполнительская культура хороводов, плясок, кадрилей..… 39
2.3. Репертуар и методы сохранения содержательной формы
русской танцевальной культуры……………………………..…… 53
Глава 3. Основы исполнительского искусства в русском
народном танце………………………………………………..…… 60
3.1. Методика и практика преподавания русского народного
танца…………………………………………………………..…….. 60
3.2. Методы обучения и приемы выполнения упражнений
у станка и на середине зала……………………………………….. 69
3.3. Методика работы над танцевальными этюдами…….….…… 73
Заключение………………………………………………….…..….. 83
Терминологический словарь…………………………………..….. 86
Список рекомендуемой литературы………………………..…….. 90
Приложения………………………………………………….…….. 94
125
Стр.125