УДК 792(075.8)
ББК 85.33я73
Л27
Утверждено на заседании кафедры театрального искусства
13.09.2017 г., протокол № 2.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
факультета режиссуры и актерского искусства
26.09.2017 г., протокол № 2.
Рецензенты:
Ю. А. Васильев, кандидат искусствоведения, профессор
Российского государственного института сценических искусств,
заслуженный деятель искусств Российской Федерации;
А. Е. Зубов, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой
актерского мастерства и режиссуры Новосибирского
государственного театрального института.
Л27
Латынникова, И. Н., Прокопов, В. Л., Прокопова, Н. Л.
Актерское мастерство [Текст]: учеб. пособие
для студентов первого курса специальности 52.05.01 «Актерское
искусство» / И. Н. Латынникова, В. Л. Прокопов,
Н. Л. Прокопова; отв. ред. Н. Л. Прокопова. – Кемерово:
КемГИК, 2017. – 171 с.
ISBN 978-5-8154-0411-3
В пособии раскрываются основные темы, необходимые для освоения студентами
на первом курсе обучения по специальности «Актерское искусство». При освещении
тем предлагаются эффективные упражнения для воспитания будущих актеров
драматического театра. Адресовано студентам и педагогам театральных школ,
вузов культуры и искусств.
УДК 792(075.8)
ББК 85.33я73
ISBN 978-5-8154-0411-3 © И. Н. Латынникова, В. Л. Прокопов, Н. Л. Прокопова, 2017
© Кемеровский государственный институт культуры, 2017
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
При всем многообразии специальной литературы в области
театрального искусства каждая новая работа, посвященная
театру, вызывает повышенный интерес. Особенно важным представляется
обобщение опыта работы преподавателей с первокурсниками,
так как именно на первом этапе обучения студенты
приобретают базовые, основные навыки профессии, позволяющие
успешно развиваться в непростой ситуации сегодняшнего
театра. Пособие, подготовленное преподавателями Кемеровского
государственного института культуры, в полной мере
оправдывает ожидания коллег.
Первое, что хочется выделить в пособии, это фундаментальность
изучения проблем первого года обучения, огромное
количество проанализированной авторами специальной литературы.
Многочисленные цитаты, ссылки на эти издания придают
учебному пособию характер серьезной научной работы и являются
ценным источником информации для преподавателей и
студентов специальности «Актерское искусство».
Первая глава «Освобождение от психофизических зажимов
и самораскрытие актера» посвящена важнейшему этапу в подготовке
артиста – приобретению психофизической свободы в жизни
на площадке, выработке навыков органичного поведения в
специфических обстоятельствах сцены. Авторы подчеркивают
неразрывную связь психофизических аспектов различных учебных
дисциплин – актерского мастерства, сценической речи, сценического
движения – в синтетическом процессе развития актерских
способностей первокурсников. Описание упражнений
сопровождается подробными методическими указаниями на
особенности выполнения, позволяющими добиваться максимального
эффекта.
3
Стр.3
«Сценическое внимание», вторая глава пособия, также соединяет
серьёзный теоретический материал с описанием практических
заданий по этой теме. Авторы обращаются, в частности,
к книге Л. П. Новицкой, непосредственной ученицы К. С. Станиславского,
«Уроки вдохновения». Это одна из наиболее конкретных
работ, посвященных начальным этапам обучения театрального
артиста, и ссылки на нее вполне мотивированы.
Описание упражнений («Пропеллер», «Восьмерка») содержит и
возможные варианты их усложнений, трансформирования заданий
в зависимости от особенностей той или иной группы студентов.
Как и в предыдущей главе, подчеркивается взаимосвязанность
элементов жизни на сцене, например, в рекомендациях
к упражнению «Пушинка» значительное место уделяется правильному
дыханию артиста в процессе тренинга.
Наблюдения за животными являются обязательным этапом
в подготовке театрального артиста. Авторы пособия посвящают
этому разделу программы третью главу. В ней можно выделить
интересные размышления по этому поводу В. Э. Мейерхольда,
которые сравнительно редко встречаются в учебной литературе.
В анализе студенческих показов животных отмечаются нюансы,
наиболее распространенные ошибки в студенческих пробах и
этюдах, и это поможет студентам, изучающим пособие, более
эффективно работать над этим заданием. Следует выделить параграф
третьей главы, где снова настойчиво подчеркивается необходимость
синтеза слова (звука) и физической составляющей
в жизни на сцене.
Завершает пособие глава «Сценическое взаимодействие».
Это один из самых тонких и важных аспектов жизни артиста,
навыки взаимодействия остаются основными на протяжении
всей творческой жизни. Значительное место в этой главе уделено
роли музыки как эффективного инструмента в подготовке ар4
Стр.4
тиста. Упражнения сопровождаются подробными комментариями
и, в то же время, позволяют преподавателю находить свои
варианты в тренировке взаимодействия студентов с партнерами.
Содержательный и глубоко продуманный материал делает
пособие «Актерское мастерство» для студентов первого курса
важным вкладом в библиотеку специальной литературы по актерскому
мастерству для любого театрального учебного заведения
и вуза культуры и искусств.
Кандидат искусствоведения,
заведующий кафедрой
актерского мастерства и режиссуры
Новосибирского государственного
театрального института А. Е. Зубов
5
Стр.5
Пособие содержит несколько комплексов актерских упражнений.
Эти упражнения тщательно и прозрачно описаны,
ученики вполне могут самостоятельно пробовать то или иное
упражнение, используя свои индивидуальные возможности.
Авторы, хорошо чувствуя возможные ошибки при выполнении
упражнений, особо очерчивают вероятные нарушения в овладении
теми или иными актерскими навыками. Авторы не просто
фиксируют упражнения, а стремятся настроить учеников на
нужную творческую волну, подталкивают их к самораскрытию,
к самостоятельному познания механизмов внимания, воображения,
достижения физической и психологической свободы, звукоизвлечения,
взаимодействия с партнером и т. д. Такой ракурс
в описании упражнений представляется мне и разумным, и полезным,
и крайне необходимым.
Заслуженный деятель искусств РФ,
кандидат искусствоведения,
профессор Российского государственного
института сценических искусств Ю. А. Васильев
168
Стр.168
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………….. 3
Введение………………………………………………………. 6
Глава 1. Освобождение от психофизических зажимов и
самораскрытие актера
1.1. Театральные практики о самораскрытии актера…….… 8
1.2. Освобождение от психофизических зажимов. Движение
и игра..…………………………………………………….. 17
1.3. Освобождение от психофизических зажимов. Приемы
аутотренинга и медитации…………………………………… 26
Вопросы к главе 1…………………………………………..… 42
Глава 2. Сценическое внимание
2.1. Театральные практики о сценическом внимании……… 43
2.2. Произвольное сценическое внимание в реальной плоскости……………………………………………………………
52
2.3. Произвольное сценическое внимание в воображаемой
плоскости…………………………………………..…………. 62
2.4. Многоплоскостное сценическое внимание……..……… 69
Вопросы к главе 2……………………………………………. 78
Глава 3. Наблюдения за животными
3.1. Театральные практики о тренинге «Наблюдения за животными»………………………………………………………
79
3.2. Актерская проба «Животные» в освоении элементов
психотехники…………………………………………………. 91
3.3. Слово в тренинге «Наблюдения за животными»………. 102
Вопросы к главе 3…………………………………………..… 120
169
Стр.169
Глава 4. Сценическое взаимодействие
4.1. Театральные практики о сценическом взаимодействии………………………………………………………………
122
4.2. Тренинг восприятия и взаимодействия…………..…….. 130
4.3. Слово в тренинге взаимодействия……………………… 145
Вопросы к главе 4………………………………………..…… 155
Заключение…………………………………………………… 156
Перечень ключевых слов…………………………………….. 158
Список литературы…………. ………………………………. 159
Послесловие…………………………………………………… 165
170
Стр.170