УДК 741/744(075.8)
ББК 85.14я73
К14
Утверждено на заседании кафедры дизайна 07.12.2017 г., протокол № 3.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
факультета визуальных искусств КемГИК 18.12.2017 г., протокол № 2.
Рецензенты:
Г. С. Елисеенков, заведующий кафедрой дизайна факультета
визуальных искусств Кемеровского государственного института культуры,
профессор, член Союза дизайнеров России;
Т. Д. Рысаева, кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный работник
культуры Российской Федерации, член Союза художников России.
Казарин, С. Н.
К14
Учебная практика (рисовальная) [Текст]: учебное наглядное пособие
для студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн»,
профиль «Графический дизайн»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
/ авт.-сост. С. Н. Казарин. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры,
2018. – 128 с.: ил.
ISBN 978-5-8154-0422-9
Учебное наглядное пособие включает теоретические и практические материалы,
содержащие иллюстрации (учебно-творческие работы), выполненные студентами
направления подготовки 54.03.01 «Дизайн» (профиль «Графический дизайн»)
Кемеровского государственного института культуры. Учебное наглядное
пособие предназначено для учебно-методического обеспечения учебной практики
студентов 1-го курса.
УДК 741/744(075.8)
ББК 85.14я73
ISBN 978-5-8154-0422-9
© С. Н. Казарин, 2018
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2018
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
.
Для того чтобы стать полноценным специалистом в области графического
дизайна, необходимо изучить и освоить комплекс дисциплин, которые помогают
развитию необходимых умений будущего специалиста. Одним из важных элементов
комплекса дисциплин является рисовальная практика, дающая возможность
студентам рисовать на открытом воздухе и изучать закономерности природных состояний,
отражать в своих работах реальные пейзажные мотивы в условиях пленэрной
деятельности.
Пленэр (от франц. “plein air” – открытый воздух) – это живописное или
графическое произведение, создаваемое на природе, под открытым небом. Только
работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения
и световоздушную среду.
Пленэр включает в себя живопись и графику (рисунок). Изучение пейзажа –
одна из основных частей пленэрной работы студентов. Работа над пейзажем и его
элементами предоставляет большие возможности для наблюдения и изучения особенностей
естественной природы и преобразованной человеком окружающей среды.
В дальнейшем графический дизайнер может использовать полученные компетенции
в профессиональной подготовке при проектировании различных объектов
дизайна.
Учебное наглядное пособие «Учебная практика (рисовальная)» предназначено
для студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн»,
профиль «Графический дизайн».
Цель учебного наглядного пособия – обеспечить учебный процесс по
учебной практике (рисовальной) учебным изданием, содержащим теоретические,
практические и наглядные материалы по всем разделам и темам, которое будет
способствовать глубокому усвоению основ живописи и рисунка в условиях учебной
(рисовальной) практики.
Задачи учебного наглядного пособия:
сформировать умение отображать в своих работах целостное восприятие
живой натуры с учетом общего тонового и цветового состояния при естественной
освещенности;
применять в графических зарисовках и живописных этюдах метод работы
отношениями;
развивать умения и навыки в технике рисунка и живописи при работе в
условиях естественной природы (на пленэре);
формировать умение выполнять графические зарисовки и живописные
этюды ландшафта, растительных форм, элементов живой и неживой природы и архитектурных
сооружений.
Содержание и направленность учебного наглядного пособия отражают логическую
взаимосвязь учебной практики с дисциплинами Блока 1 базовой и вариативной
части – «История искусств», «Академический рисунок», «Академическая
живопись», «Цветоведение», «Спецрисунок в графическом дизайне», «Пропедев3
Стр.3
тика», «Декоративная графика», «Методика преподавания изобразительного искусства
и дизайна».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной
практики:
способность владеть рисунком, умение использовать рисунки в практике
составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого
объекта; иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы
выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-1);
владеть основами академической живописи, приемами работы с цветом и
цветовыми композициями (ОПК-2);
способность владеть рисунком и приемами работы с обоснованием художественного
замысла проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми
композициями (ПК-1).
В результате освоения учебной практики обучающийся должен:
знать:
приемы работы с цветом и цветовыми композициями;
основы линейно-конструктивного построения и принципы выбора художественной
техники в исполнении конкретного рисунка;
уметь:
использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать
их в направлении проектирования любого объекта;
владеть:
основами академического рисунка;
навыками линейно-конструктивного построения и основами академической
живописи;
приемами работы с цветом и цветовыми композициями.
Учебная практика проводится в городе Кемерово и его окрестностях на основе
наблюдения и освоения объектов естественной и преобразованной природы.
Студенты изучают и изображают историко-культурную и природную среду. Во
время прохождения практики студенты выполняют рисунки, живописные работы,
эскизы, этюды и наброски. Знакомятся с местными памятниками архитектуры, характерными
пейзажами.
Данная практика может проводиться с выездом за пределы города Кемерово
и Кемеровской области. В этом случае сроки ее проведения и содержание определяются
специальным графиком.
Структура учебного наглядного пособия соответствует рабочей программе
учебной практики и содержит 2 раздела: «Изображение деревьев и ландшафтного
пейзажа» и «Изображение архитектурных форм и архитектурного пейзажа».
Каждый раздел пособия включает теоретические, практические и наглядные
материалы, что способствует формированию профессиональных компетенций, содействующих
воспитанию культуры художника и дизайнера в области реалистического
рисунка и живописи.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….......... 3
Раздел 1. Изображение деревьев и ландшафтного пейзажа…………... 6
1.1. Учебно-теоретические материалы…………………………………. 6
1.2. Учебно-практические материалы………………………………….. 24
1.3. Учебно-наглядные материалы…………………………………..…. 31
Раздел 2. Изображение архитектурных форм и архитектурного
пейзажа………………………………………………………………….... 82
2.1. Учебно-теоретические материалы…………………………………. 82
2.2. Учебно-практические материалы……………………...…………… 85
2.3. Учебно-наглядные материалы……………………………………… 90
Контрольно-измерительные материалы…………………………..……. 111
Список рекомендуемой литературы……………………………………. 112
Учебно-справочные материалы……………………………………...…. 114
Приложения……………………………………………………………… 124
127
Стр.127