Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Дославянские истоки русского костюма (в искусстве, культуре, археологии народов скифо-сибирского мира) (290,00 руб.)

1   0
Первый авторГеращенко Виктория Петровна
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц387
ID683012
АннотацияВпервые древнейший пласт отечественной культуры – костюм народов скифо-сибирского мира (скифов, саков, древних алтайцев, сарматов) рассмотрен в качестве единого в своей многоликости целого с позиций современной костюмологии. Прослежены аналогии «варварского» костюма античного мира с будущим русским костюмом. Комплексное исследование проведено на обширном материале археологических памятников, шедевров древнейшего искусства, аутентичных письменных источников. Рассмотренный исторический период охватил рамки полного тысячелетия – от VI–V вв. до н. э. по I–III вв. эры новой.
Кому рекомендованоИсследование адресовано всем занимающимся как профессионально, так и любительски проблемами древнейшей отечественной истории, искусства, культуры, всем интересующимся истоками родной старины.
ISBN978-5-8154-0458-8
УДК381(395)
ББК63.5+85.126
Геращенко, В. П. Дославянские истоки русского костюма (в искусстве, культуре, археологии народов скифо-сибирского мира) : монография / КемГИК; В. П. Геращенко .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2018 .— 387 с. : ил. — Библиогр.: с. 364-372. — ISBN 978-5-8154-0458-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/683012 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дославянские_истоки_русского_костюма_(в_искусстве,_культуре,_археологии_народов_скифо-сибирского_мира).pdf
УДК 381(395) ББК 63.5+85.126 Г37 Рецензенты: Степанская Т. М., доктор искусствоведения, профессор, член Союза художников России, Жерновая Г. А., кандидат искусствоведения, доцент Геращенко, В. П. Г37 Дославянские истоки русского костюма (в искусстве, культуре, археологии народов скифо-сибирского мира) [Текст]: монография / В. П. Геращенко; Кемеровский государственный институт культуры. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2018. – 387 с. ISBN 978-5-8154-0458-8 Впервые древнейший пласт отечественной культуры – костюм народов скифо-сибирского мира (скифов, саков, древних алтайцев, сарматов) рассмотрен в качестве единого в своей многоликости целого с позиций современной костюмологии. Прослежены аналогии «варварского» костюма античного мира с будущим русским костюмом. Комплексное исследование проведено на обширном материале археологических памятников, шедевров древнейшего искусства, аутентичных письменных источников. Рассмотренный исторический период охватил рамки полного тысячелетия – от VI–V вв. до н. э. по I–III вв. эры новой. Исследование адресовано всем занимающимся как профессионально, так и любительски проблемами древнейшей отечественной истории, искусства, культуры, всем интересующимся истоками родной старины. УДК 381(395) ББК 63.5+85.126 ISBN 978-5-8154-0458-8 © В. П. Геращенко, 2018 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2018 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................5 Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО КОСТЮМА............................................. 8 Глава 1. Основные понятия костюмологии............................................................................... 10 Одежда. Костюм. Эстетический идеал. Глава 2. Источники изучения и истоки русского костюма.................................................... 27 Источники изучения русского костюма. Определение истоков русского костюма. Часть II. КОСТЮМ СКИФСКИХ ПЛЕМЕН............................................................................ 38 Глава 3. Мужской костюм скифов............................................................................................... 39 Геродотова Скифия. Костюм воинов с изображений древних культовых предметов. Комплект мужского костюма скифов. Глава 4. Женский костюм Скифии.............................................................................................. 88 Одеяния женских божеств в произведениях скифского искусства. Скифский женский костюм. Часть III. КОСТЮМ АЗИАТСКИХ НАРОДОВ СКИФО-СИБИРСКОГО МИРА............ 120 Глава 5. Костюм жителей древнего Алтая................................................................................. 120 Предметы костюма «стерегущих золото грифов» в находках археологов. Костюм древних алтайцев по сохранившимся подлинникам. Глава 6. Костюм сакских племен................................................................................................. 163 Костюм саков в материалах искусства и археологии. Скифо-сибирский звериный стиль. Часть IV. КОСТЮМ САВРОМАТО-САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН.......................................... 189 Глава 7. Костюм сарматов в произведениях искусства античного времени....................... 190 Сарматы. Библия. Геродот. Костюм амазонок в древнегреческой вазописи. Костюм сарматов в творениях местного искусства. Глава 8. Сарматский костюм........................................................................................................ 221 Археологические данные о костюме сарматов. Костюм сарматских племен. Часть V. ДРЕВНЕЙШИЕ ЕВРАЗИЙСКИЕ ОДЕЖДЫ И РУССКИЙ КОСТЮМ............. 283 Глава 9. Древнейшие одежды и их аналоги в русском костюме............................................ 283 Основа традиционного костюма – рубаха, сорочка. Предметы поясной одежды – понева, штаны, пояс. Глава 10. Аналогии скифо-сибирских верхних одежд и головных уборов в традиционном русском костюме...................................................................................................................... 314 Верхняя одежда – шуба, кандис, плащ. Женские головные уборы и украшения в Скифии, Древней Руси и России. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................. 344 ГЛОССАРИЙ..................................................................................................................................... 350 БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................................................. 364 ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ......................................................................................................... 373 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Исследование «Дославянские истоки русского костюма» представляет собою самую раннюю ступень в изучении истории столь сложного, многообразного и многоаспектного явления, каковым является русский костюм. Оно посвящено знакомству с одной из самых малоизученных страниц отечественной культуры в целом и отечественного искусства в частности. Кажущаяся парадоксальность названия тем не менее точно определила как смысл поставленной цели (поиск истоков русского костюма), так и суть объекта изучения (своеобразие костюма народов скифо-сибирского мира). Действительно, русский костюм не явился в некий исторический момент в готовом законченном виде, а обретал свою специфику на протяжении не одного тысячелетия, уходя глубинными корнями своими далеко за грань даже обозначенного в заголовке предславянского временного рубежа. В круг внимания вошли: древнейшая культура так называемых варварских (в отличие от античного мира) племен скифов, древних алтайцев, саков, сарматов и др., живших некогда на будущих древнерусских и затем российских землях; созданный этими народами исторический художественный стиль, неуклюже названный впоследствии звериным; сформированный в рамках этого стиля, сам ставший высшим достижением его древний костюм названных народов, а также сопоставление этого костюма с будущим русским. Временные рамки исследования охватили целое тысячелетие – от конца VI–V вв. до н. э. по I–III вв. эры новой, то есть от предшествия высокой классики античной и варварской культур до времен так называемого Великого переселения народов. То и другое – период рассматриваемого времени и обращение к изучению костюма именно этих народов – обусловлено не только исторически, но также еще и наличием фактологического материала, которым располагает научное знание наших дней. Главный предмет изучения – древнейший евразийский костюм рассматривается в общем контексте культуры народов скифо-сибирского мира, но не только. В соответствии с современным состоянием костюмологии как науки само понимание такого сложного явления художественной культуры, каковым является костюм, дается в его полифункциональной трактовке. Он есть предмет не только материальной культуры, но и обязательно порождение культуры духовной; произведение не только утилитарного назначения, но и непременно – выражение эстетического идеала своего времени; творение не только ремесленника, но также искусного художника. Костюм как произведение искусства, как единый комплексансамбль многих входивших в него вещей и деталей, как сложная система, осуществлявшая многоуровневую (в соответствии с мировоззрением той поры) защиту человека и одновременно надежную взаимосвязь его с окружавшим реальным и ирреальным миром. В основу изучения древнего костюма положен главный принцип использования только аутентичных, подлинных материалов, только истинных свидетельств тех запредельно давних времен. Это (очень редко) чудом сохранившиеся в погребениях подлинные комплекты костюма или отдельные вещи в виде одежды, обуви, украшений. Это выполненные в зверином стиле предметы-произведения искусства, в декоре которых встречаются изображения 5
Стр.5
людей в традиционном для того времени и тех народов костюме. Это древние монеты и печати также с изображением людей, одетых соответственно своему времени. Это нарративные источники – письменные свидетельства современников, в основном античных авторов, с редкими замечаниями по поводу варварского костюма. Все вещи-предметы, рассмотренные в монографии при изучении древнего варварского костюма, представляют собою археологические находки XIX и XX столетий от впервые обнаруженных изображений скифов с драгоценных предметов из крымских курганов до последних открытий полных комплектов костюма в захоронениях Горного Алтая. Главным критерием отбора памятников служила самобытность костюма того или другого народа, наличие наиболее характерных, наиболее типичных, наиболее сущностных качеств, будь то изображения скифов на священных сосудах, драгоценные украшения, сами служившие когда-то дополнением костюма, или настоящие одежды из замороженных с древности погребений. По русскому костюму в его сопоставлении с различными модификациями варварских вариантов привлечен также сугубо достоверный материал – произведения изобразительного искусства Древней Руси и вещиэкспонаты музейных коллекций. Обязательное соблюдение принципа подлинности в подборе изучаемого материала обеспечил комплексный метод исследования, когда равно важными и весомыми служат изыскания археологии и изобразительного искусства, истории и нумизматики, декоративноприкладного искусства и военного дела, религиоведения и этнографии, лингвистики и семиотики, античной и древнерусской литературы. Лишь привлечение таких разнообразных, порой мизерных, но исторически достоверных данных позволяет в той или иной степени понять общую картину бытования евразийского костюма звериного стиля в его целостной скифо-сибирской сути и локальных проявлениях. Пять составных частей монографии включили: первая теоретическая – основной понятийный аппарат предмета изучения, три центральных – анализ древнейшего костюма евразийских народов, заключительная – определение искомых истоков русского костюма. Кроме того, общую структуру дополнил обширный иллюстративный материал (фотокопии, ксерокопии, прорисовки, таблицы), а также глоссарий – толковник терминов, имен и названий. Таким образом книга снабжена тройным понятийным рядом – собственно текстовым, наглядно-визуальным, снабженным подробным комментарием, и справочным, в который, кроме глоссария, вошел подробный перечень иллюстраций. Вошел в справочный аппарат книги и список основной библиографии. В книге выдержан метод унифицированного построения материала. Для разделов, посвященных евразийскому костюму разных регионов, он последовательно состоит: в подборе конкретных вещей-памятников и фактологических данных; внимательном детальном рассмотрении того и другого с точки зрения внешней и внутренней содержательности изучаемого костюма в общем контексте имеющегося исторического материала; определении свойственных данному народу особенностей создания костюма (его формы, конструкции, набора отдельных частей, их комплектования, декора и т. д.); наконец, выявлении общих скифосибирских закономерностей, в том числе единой основы-комплекса костюма и сугубо специфического воплощения его в конкретно региональном ключе. Для разделов вводно6
Стр.6
теоретического и завершающего сопоставительного (древних евразийских вариантов с будущим русским костюмом) логика равнозначных смысловых составляющих (основных понятий в первом случае, видов одежд и уборов – во втором) определила линейную структуру построения типа последовательного соединения параграфов-звеньев в их общей цепи. Народы скифо-сибирского мира письменных свидетельств о себе не оставили, но «подарили» миру множество произведений искусства звериного стиля, изобразительный «язык» которых необычайно красноречив и выразителен. Исследование предлагает внимательно рассмотреть эти замечательные творения древних мастеров, осуществляет попытку «прочитать» с позиций изобразительного искусства увлекательные сюжеты-повествования некоторых наиболее интересных в плане взаимосвязи их с костюмом произведений. Несмотря на то что проблема поиска древнейших истоков, древнейших корней традиционного русского костюма относится к давно назревшим, но так и не решенным вопросам до наших дней, интерес к ней отнюдь не убывает, скорее наоборот. Разработка этой проблемы в объемном исследовании, включившем тысячелетний исторический срез на материале культуры народов скифо-сибирского мира, к тому же в сопоставлении с будущим русским костюмом, – такое исследование в отечественной художественной культуре, отечественном искусствоведении предпринято впервые. Адресована книга тем, кто прямо или косвенно занимается изучением традиционного русского костюма или костюма как такового вообще; кто неравнодушен к глубинным истокам отечественной истории, культуры, искусства; кого по-настоящему волнуют предания родной старины, да еще переданные столь непривычным современному человеку изобразительным языком древнейших символов-образов. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.