УДК 78
ББК 85.31
М89
Редакционная коллегия:
А. В. Шунков, доктор филологических наук, доцент (гл. редактор),
В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, профессор,
Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент
Рецензенты:
Б. Б. Бородин, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории
и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории
им. М. П. Мусоргского, член Союза композиторов России,
В. И. Марков, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии
Кемеровского государственного института культуры,
Н. В. Костюк, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (г. Москва)
Составитель и научный редактор:
И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкознания
и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры,
член-корреспондент РАЕ, член Союза композиторов России
М89
Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении [Текст]:
сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры; ред. кол.: А. В. Шунков (гл. ред.),
В. Д. Пономарев, Л. Ю. Егле; сост. и науч. ред. И. Г. Умнова. – Кемерово: КемГИК,
2018. – Вып. 5. – 212 с.
ISBN 978-5-8154-0277-5
ISBN 978-5-8154-0426-7
В сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте
искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы музыкального исполнительства.
Сборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам,
преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств.
УДК 78
ББК 85.31
ISBN 978-5-8154-0277-5
ISBN 978-5-8154-0426-7
2
© Авторы статей, 2018
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………………………………... 3
Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Коротеев А. Л. Тенденции развития профессионального мастерства молодых исполнителей
в контексте истории духового искусства Беларуси ХVI – начала XXI века………………………… 4
Ледзион Д. А. Проблемы организации и функционирования детских и молодежных духовых
оркестров (на примере творческой деятельности молодежного духового оркестра г. Лобеза,
Польша)……………………………………………………………………………………………….…... 10
Сухорукова Е. А., Мороз Т. И. Культурное пространство современного города…………………… 16
Афанасьева А. А. Идеи возрождения русской инструментальной культуры в просветительской
и дирижерской деятельности В. В. Андреева………………………………………………………….. 20
Шабаев Э. Р. Инструментовка фортепианных произведений для русского народного оркестра….. 26
Егле Л. Ю., Седип А-Х. А. Хоомей в современной культуре…………………………………………. 30
Колпецкая О. Ю. Фольклорные сюжетные мотивы в либретто балета «Цветы жизни» Ж. Батуева
и М. Заславского…………………………………………………………………………………………. 34
Коларовска-Гмыря В. Н. Поэзия хайку в творчестве Гоце Коларовски – от замысла к реализации
(по материалам композиторского архива) ………………………………………………………... 38
Москвина О. А. «De profundis» С. Губайдулиной: начало восхождения…………………………….. 54
Захарченко В. С. Возрождение традиций «Детского альбома» в фортепианном творчестве
С. Стемпневского……………………………………………………………………………………….... 59
Мороз А. С. «Сказка сказок, или Вчерашнее завтра» Фараджа Караева……………………………... 65
Юхатова А. О., Поморцева Н. В. Деятельность Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва... 68
Пилюгина А. С., Мороз Т. И. Особенности деятельности Детской городской филармонии
(на примере г. Кемерово)……………………………………………………………………………….... 75
Фиденко Ю. Л. Музыкально-изобразительный мир «Римских празднеств» О. Респиги………...…. 79
Умнова И. Г. Песенное творчество Владимира Пипекина……………………………………………. 83
Раздел 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Осипенко
Н. Н. Воспитание творческой личности музыканта-исполнителя и его взаимосвязь
с художественной интерпретацией музыкального произведения…………………………………….. 87
Костич С. Психотехника в корреляционной функции между дирижером и певцом………………. 95
Ермакова Е. С. Психологические механизмы организации деятельности творческого восприятия
и мышления музыканта-исполнителя в процессе интерпретации художественного текста………... 100
Алексеева И. В. Сольфеджио для музыковедов вуза: проблемы и задачи…………………………... 104
Петров Н. Н., Стоянович Д., Илич Д. Влияние учебных планов теоретических курсов
на аналитический подход к музыкальной работе……………………………………………………… 109
210
Стр.210
Бородинова Н. Н., Яруллина Л. А. Комплексный контрольный урок как средство углубления
профессиональных компетенций (к вопросу обобщения педагогического опыта)…………………. 114
Стоцкая Т. Е. Интегрированный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………………………………………. 122
Пименова Е. Ю. Выявление музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста…………... 126
Цуканова К. А. Интегрирование инновационных технологий при выполнении домашних заданий
по предметам музыкально-теоретического цикла……………………………………………….... 130
Медведева Е. В. Конкурсно-концертная деятельность как условие развития одаренности детей
в вокальной студии……………………………………………………………………………………….. 132
Курячий Е. А. Театрализация как способ творческого развития детей в учебном процессе
детских школ искусств………………………………………………………………………………….... 138
Марьясова Н. Ю. Инновационные формы работы по общеэстетическому развитию детей
дошкольного возраста………………………………………………………………………………….… 141
Кошелева Г. Е. Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста……………. 146
Зотов О. Н. Критерии оценивания в музыкальной школе……………………………………………. 150
Гончарова Е. А., Взыграева Е. И. Основные критерии оценивания на музыкальных занятиях…... 153
Федин С. Н., Шульгин Н. В. Переложение произведений для клавишно-духовых музыкальных
инструментов………………………………………………………………………………………... 158
Таюкин А. М. Психофизиологический аспект в формировании исполнительской подготовки
баяниста…………………………………………………………………………………………………… 165
Никитина Е. А. Некоторые аспекты работы над звукоизвлечением на начальном этапе обучения
в классе аккордеона……………………………………………………………………………….. 168
Куллама Г. В. Эмоционально-эстетический анализ произведения на уроке фортепиано………….. 171
Давыдова Л. А., Кутонова Т. Н. Об особенностях исполнения Скерцо № 3 cis-moll Ф. Шопена…. 175
Камынина В. В. Особенности преподавания классической гитары для детей 5–7-летнего возраста………………………………………………………………………………………………………...
179
Будаева М. Л. Привитие навыка чтения с листа в классе гитары на начальном этапе обучения…... 183
Щур С. Н. Техническое легато в современных школах игры на шестиструнной гитаре………….... 187
Вингертер Н. Н. Специфика постановки эстрадного вокального номера…………………………… 192
Присяжнюк Н. Л. Этномузыкальное образование на уроках музыкальной литературы в ДМШ
и ДШИ……………………………………………………………………………………………………... 196
Карелина Е. К. Региональный аспект музыкального образования (на примере учебных пособий
Хакасии и Тывы)……………………………………………….…………………………………………. 201
Сведения об авторах…………………………………………………………………………………….. 207
211
Стр.211