ШКОЛЬНАЯ
11
завтра
Уважаемые читатели!
Мы надеемся, что эксперимент редакции журнала по выпуску
номеров 9 и 10 в новом формате понравился вам. Мы надеемся,
что вы не разочарованы содержанием. Именно подход
«практика, основанная на доказательствах» сегодня все больше
проникает в образование и требует глубокого осмысления. Возможно,
и в следующем году мы предложим вам подобный формат
по новой актуальной теме.
Но уже сейчас, в период подписной кампании на 1-е
полугодие 2021 года, предлагаем новые возможности
для подписки. Вы можете подписаться на комплект наших
книг и пополнить свою профессиональную библиотеку. При
подписке на комплект книг вы получите их уже в январе
2021 года по фиксированной цене. Подписка оформляется
через сервис Почты России «Подписка-онлайн».
иНДеКС ПО494.
Название издания:
Школьная библиотека: сегодня и завтра.
Комплект профессиональных изданий для школьных
и детских библиотек. Подробнее см. на 2 с. обл.
Все чаще мы слышим слова: изменяющаяся библиотека,
открытость, доступность, не закрытое хранилище, а пространство,
открытое к самым разным коммуникациям читателей
с книгой и читателей с другим читателями.
Все больше говорят о школьном библиотекаре как «партнере
по обучению», о культуре помощи как культуре объединения
и соучастия. И это дает возможность по-иному посмотреть
на роль библиотекаря в образовании. Не хочется делать
противопоставление. Но школьные библиотекари не имеют
таких четких ограничений, как учителя. И поэтому они могут
«обеспечить подлинный, значимый опыт вместо того, чтобы
пытаться воссоздать занятия в физических классах. Библиотекари
действительно могут помочь учителям установить
взаимосвязь с технологиями и доступом к контенту».
Все мы стали свидетелями мгновенных перемен. Проблема
в том, что библиотекари изо всех сил пытаются воссоздать
то, чем они занимались раньше.
Для специалистов школьных библиотек сейчас очень важное
время не только для размышлений о будущем профессии,
но и для его планирования. И как говорят эксперты, «библиотекарям
не стоит ждать, что эта трансформация будет временной.
Мы должны измениться для будущего».
Безусловно, есть трудности в изменении мышления. Важно
понять не то, для чего люди уже используют библиотеку,
а то, как изменить их суждение о библиотеке и ее услугах.
Возможно, миру нужно совсем другое.
Но одна вещь остается неизменной: «Мы живые информационные
центры. Иногда мы знаем ресурсы, иногда мы их
ищем и изучаем. Вот тут-то и вступают в игру наши профессиональные
навыки»1.
1 Цит. по – https://bit.ly/38pVeXy
В этом номере мы начинаем новую рубри***
ку:
«Профессиональные диалоги: услышать
друг друга». Мы предлагаем вам поставить друг
перед другом не всегда удобные вопросы и попытаться
услышать друг друга. Представляем
формат перекрёстного интервью под названием
«Время наводить мосты», где педагог и библиотекарь
обсудят достаточно острые, порой наболевшие
вопросы.
В рубрике «Повестка дня» поговорим о Месяце
школьных библиотек и об идеях проектов и событий.
Рубрику
«территория чтения» открывает материал
Марины Аромштам, которая пишет о книжной
журналистике для подростков и предлагает
подумать над вопросом «могут ли подростки выступать
в качестве книжных журналистов?».
После долгого перерыва мы рады вернуться
бибЛиОтеКА
сегодня
и
2020
к рубрике «Просто о сложном. Как организовать
работу библиотеки». И в этом номере – методическая
консультация по организации книжного
фонда.
Может ли фонд формировать поисковую интуицию,
различные сценарии поведения в библиотеке,
может ли помочь в процессе обучения
и показать связи между предметами, явлениями,
историческими периодами, расширять кругозор,
реагировать на события современной жизни…
Поговорим о новых книгах в рубриках
«тебе – книга» и «библиомир». Отзыв практика
о новой книге издательства «Библиомир» –
«Читатель в школе» и обзор-презентация книги
Ю.В. Щербининой «Видимая невидимая живопись.
Книги на картинах».
большая радость для редакции предложить
вам цветную вкладку – рассказ об интерактивной
книжной выставке «Стул и Пушкин».
Мы продолжаем серию статей об интересных
библиотечных выставках. И сегодняшний материал
поможет нам порассуждать о том, что объектом,
идеей для выставки может быть совершенно неожиданный
предмет, вокруг которого выстраиваются
не только книги, информационные материалы,
но и смыслы, интерактив, разговор и вопросы
юных читателей.
Приятного и полезного чтения!
Стр.3
11
ПРОФеССиОНАЛЬНые
ДиАЛОги: уСЛыШАтЬ
ДРуг ДРугА
4
тебе – КНигА
16
Школьная библиотека: сегодня
и завтра
№ 11 (89) 2020
Дата выхода в свет 20.11.20
Периодичность – ежемесячно
Учредитель ООО «Библиомир»
Издатель ООО «Библиомир»
Журнал зарегистрирован
Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных
2
2020
Время наводить
мосты.
Перекрестное
интервью «педагог –
библиотекарь»
Светлана Чазова,
елена Квашнина
Международный
месяц школьных
библиотек
Варианты идей для
проектов
ПОВеСтКА ДНЯ
10
«Добавить
эмоциональный
эффект».
О проекте «School
Library Journal»
е.А. Лобанкина
«Читатель в школе»: новые открытия для тех,
кто читает сам и читает вместе с подростками
Чек-лист «Читатель в школе» расскажет
Отзыв практика. «Читатель в школе».
ВСЁ, что вы хотели знать о чтении
с детьми и подростками
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
технологий и массовых
коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство ПИ № ФС 77-52116
от 11.12.2012 г.
Адрес редакции и издателя
(юридический и фактический):
141865 Московская область,
Дмитровский район,
п. Некрасовский,
ул. Ушакова, д. 26, к. 26.
Главный редактор Т.Ю. Дрыжова
Редакционная коллегия:
В.Б. Антипова
В.Я. Аскарова
О.А. Дубинина
С.А. Езова
О.А. Жеравина
М.В. Ивашина
Н.Ф. Илларионова
Е.С. Квашнина
Е.Н. Ястребцева
Школьная библиотека: сегодня и завтра. № 11. 2020
Стр.4
Содержание
Марина Аромштам
Книжная журналистика для
подростков
Платон Вишня. Страх,
жалость и любовь.
теРРитОРиЯ
ЧтеНиЯ
20
бибЛиОМиР
В данном номере реализуется проект «Читательские миры и пространства
чтения. Практика, опыт, самовыражение, самообучение, творчество»
45
телефон 8(495)592–53–65
E-mail: bibliomir@bk.ru
Сайт: www.bibliomir.com
блог: http://bibliomir7.blogspot.ru/
Авторские материалы не рецензируются
и не возвращаются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только
с письменного разрешения ООО
«Библиомир».
12+
Цена свободная
ПОДПИСНыЕ ИНДЕКСы:
Каталог «Подписные издания»
(Почта России) – П3162
Интернет-подписка:
https://podpiska.pochta.ru/
Объединенный каталог «Пресса
России» – 39630
Школьная библиотека: сегодня и завтра. № 11. 2020
Комплект журналов «Школьная
библиотека: сегодня и завтра» +
«Радуга идей» – 39629
Электронная версия журнала –
www.rucont.ru
Тираж: 1500 экз.
Отпечатано в ОАО «Областная
типография «Печатный двор»
432049 г. Ульяновск,
ул. Пушкарева, 27
3
Юлия Кабаченко. Кит и я
бороздим океан
Александр иванов. Семья
Владислав бахтин.
Возможно ли счастливое
общество?
Яна Кабаченко. Что
делать, если времени почти
не осталось, или
Душительница из
Лангедока и Волшебник
О книге Ю.В. Щербининой
«Видимая невидимая
живопись. Книги на картинах»
Ю.В. Щербинина Книга
в глазах смотрящего
ВКЛАДКА
ПРОСтО О СЛОжНОМ.
КАК ОРгАНизОВАтЬ
РАбОту бибЛиОтеКи
35
А.б. ермолаева
При чём здесь стул»,
или Опыт создания
интерактивной
выставки 16 с.
т.В. Ксенофонтова
Организация
книжного фонда
в детской
библиотеке
Стр.5