П. Н. Краснов
Чего войска ожидают и чего желают от молодых офицеров
Чего желает, чего хочет армия от своей офицерской молодежи?
Прежде всего -- любви к. тяжелому, однообразному труду военной службы, любви к своему делу,
любви и понимания. Любовь к солдату, понимание военного дела уничтожат все преграды. Любящий
военное ремесло офицер быстро изучит его, быстро отыщет то, чего не дала или не успела дать ему
школа. Ремесло... Я нарочно сказал военное ремесло, потому что нашу доблестную молодежь и упрекают
именно в том, что она не знает своего ремесла. Любовь к строевому военному делу? Но откуда получишь
ее, откуда, из какой книги, какого учебника почерпнешь ее?
Живой пример офицера-воспитателя, командира роты, батальона или эскадрона, его смелая,
вдохновенная речь, его обожание военного дела -- вот откуда -- если почва для этого благодарная -зародиться
может эта любовь к тяжелому ремеслу солдата. Если офицер-воспитатель будет хныкать,
будет жаловаться на судьбу, на тяжесть службы, на то, что все ему надоело, что все это ни к чему, то и
юнкер научится тому же. Я уже писал относительно казаков, а теперь повторю вообще для всех училищ,
что подбор в них офицеров и особенно командиров должен быть особенный -- это лучшие из лучших.
Бодростью, жизнерадостною энергией, победною любовью к полю и полевому военному делу они
должны дышать. Нечего и говорить, что все они должны быть из числа прошедших великую школу
войны (без этого у них не будет необходимого авторитета), но это должны быть отличные стрелки,
ходоки, наездники, прекрасные ораторы, обладающие священным огнем красноречия. Они должны быть
благоговейно преданы Государю и Его Семье, быть влюблены в Россию и действительно готовы за них
каждую минуту отдать жизнь... Они, только такие офицеры, способны зажечь любовь к военному
ремеслу и дать в строй не офицеров-нытиков, говорящих о том, что правительство плохо оплачивает
труд офицера, что военная служба невыгодна, что в строю нет карьеры и т.п., но честных и усердных
работников.
Итак, первое, что нужно, это то, чтобы там, где готовят мастеров военного дела, их готовили
самые лучшие, одаренные свыше, талантливые офицеры. Талант, как Божий дар, тем и дорог, что он
способен заражать окружающих, влиять на них, как бы крупинками передаваться им.
Самое важное -- люди, потом -- программа и учебники. Жалуются на молодых офицеров, что у
них сердце не затронуто воинским воспитанием, а между тем наше дело пахнет не только кровью, но
требует особой моральной стойкости. Эту стойкость могут передать только люди, отмеченные особенной
искрой Божией; таких людей нужно выискивать и находить для училищ.
Теперь посмотрим, чему должен быть научен молодой офицер. Уже из предпочтения в армии
офицеров из юнкерских училищ офицерам, окончившим курс военных училищ, мы видим, что войска
предпочитают, чтобы офицеры меньшему обучались, но зато знали бы назубок и умели передать в
простой форме то, чему их научили. Знали всегда. Сколько раз приходилось видеть, что молодой офицер,
только что с апломбом оспаривавший старшего в собрании, краснел и мялся перед строем солдат, не
зная, что делать, с чего начать, как приступить к занятиям. Как часто мы месяцами маршируем под
барабан или делаем ружейные приемы только потому, что такие занятия не обременяют голову, между
тем как занятия сторожевой и особенно разведывательной службой требуют выбрать место, обдумать
толково задачу и умело провести ее, а для молодого офицера часто легче решить задачу на плане на
наступление целого корпуса, нежели на местности руководить взводом.
Для того чтобы этого не было, в училище должны быть обстоятельно пройдены:
1. Полевой и гарнизонный уставы. Не только выучены, но усвоены практически, для чего юнкера
должны в течение прохождения курса быть по несколько раз начальниками постов и застав, а по
гарнизонному уставу -- караульным начальником, караульным унтер-офицером и разводящим. Служба
юнкерской заставы должна быть доведена до 2-х суток и состоять не из лежания на траве, а из
интенсивной работы (съемка местности кругом заставы, выбор оборонительной позиции, пути
отступления, посылка дозоров, объяснение дозорам их обязанностей и так далее; корм лошадей, водопой,
варка пищи и пр.). Я не буду останавливаться на подробностях -- они сами выяснятся, раз полевая
служба не будет поставлена, как пикник на солнышке;
2. Войска желают иметь офицеров, знающих телеграфное, гелиографное и т.п. дело до полевого
беспроволочного телеграфа и телефона включительно и знающих хорошо подрывное дело на практике;
3. Войска недовольны тем, что редкий офицер может скоро и ясно составить простое донесение, в
котором толково ответит на вопросы: кто (сколько рот, эскадронов, орудий), где и что делает (движется,
стоит на позиции, на биваке), приложив к этому ясные кроки и перспективный вид; 4. Войска
Стр.1