ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ КОНТЕКСТЫ
И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ (МАТЕРИАЛЫ “КРУГЛОГО СТОЛА”)
Герменевтика как метафизика
(нарратологические аспекты интерпретации)*
© 2019 г. Ф.Е. Ажимов
Школа искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета,
Владивосток, о. Русский, полуостров Саперный, 690922, поселок Аякс, д. 10.
E-mail: felix02@mail.ru
Поступила 06.06.2019
Статья посвящена осмыслению методологического статуса современной
герменевтики, которая приобретает черты, характерные для метафизического
взгляда на мир – ее видение социально-гуманитарной
реальности онтологизируется. В русской философии проблемами герменевтики
как методологии гуманитарного познания занимался Густав
Густавович Шпет. Он разрабатывал оригинальную «философию
слова», в которой особое внимание уделялось процедурам понимания
и интерпретации. Истолкование смыслов высказываний становится
для него исходным пунктом и важнейшей составляющей философского
рассуждения о мире («вся Вселенная есть Слово»), и именно
в этом качестве герменевтика соприкасается с повествованием (нарративом)
и приобретает статус методологического основания социальных
и гуманитарных наук. В рукописи «Герменевтика и ее проблемы»
Шпет рассматривает проблемы истолкования и интерпретации в историческом
развитии, фиксируя моменты изменения и расширения
герменевтической проблематики в различные исторические эпохи.
Оригинальная шпетовская интерпретация герменевтики как методологии
остается актуальной и для современной философии. В статье
показано, что особую значимость сегодня приобретает его мысль
о том, что герменевтика – это прежде всего интеллектуальная практика,
погруженная в предметное содержание социально-гуманитарного
видения реальности. Причем такое видение не ориентировано на аналитическое
расчленение целого, но обращено на удерживающий целое
культурно-исторический ракурс, который, собственно, и наделяет
это видение объективностью. По мнению автора, современная герменевтика
востребована именно в качестве онтологизированной философской
методологии социального и гуманитарного познания.
Ключевые слова: герменевтика, философия, метафизика, онтология,
метод, социально-гуманитарное познание, культурно-исторический
контекст, интерпретация.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-01252 «Историческая
память и историческое понимание: эпистемологические риски обращения к
нарративу». Расширенный вариант этого доклада см.: Ажимов Ф.Е. Нарратологические
аспекты герменевтики и метафизика (опыт историко-философской интерпретации) //
Герменевтическая традиция в России: актуальные контексты и современные проблемы /
Под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М., СПб.: ЦГИ Принт, 2019. С. 188–194.
5
Стр.1
DOI: 10.31857/S004287440007518-4
Цитирование: Ажимов Ф.Е. Герменевтика как метафизика (нарратологические
аспекты интерпретации) // Вопросы философии. 2019. № 12. С. 5–9.
Hermeneutics as Metaphysics
(Narratological Aspects of Interpretation)*
© 2019 г.
Felix E. Azhimov
School of Arts and Humanities, of the Far Eastern Federal University, 10, Ajax village,
Peninsula Sapernay, Russky Island, Vladivostok, 690922, Russian Federation.
E-mail: felix02@mail.ru
Received 06.06.2019
The article is devoted to understanding the methodological status of modern
hermeneutics, which acquires features characteristic of a metaphysical view of
the world – its vision of social and humanitarian reality is ontologized. In Russian
philosophy, the problems of hermeneutics as a methodology of humanitarian
knowledge were dealt with by Gustav Gustavovich Shpet. He developed the
original “philosophy of the Word”, in which special attention was paid to the
procedures of understanding and interpretation. The interpretation of the meanings
of statements becomes for him the starting point and the most important
component of the philosophical discussion of the world (“the whole Universe is
the Word”), and it is in this quality that hermeneutics comes into contact with
the story (narrative) and acquires the status of the methodological foundation of
the social sciences and humanities. In the manuscript “Hermeneutics and its
problems”, Shpet examines the problems of interpretation and explanation in
historical development, fixing the moments of change and expansion of hermeneutical
problems in various historical eras. The original interpretation of hermeneutics
as a Shpet methodology remains relevant for modern philosophy.
The article shows that the idea that hermeneutics is first and foremost an intellectual
practice immersed in the objective content of the social-humanitarian
vision of reality gains particular significance today. Moreover, such a vision is
not oriented towards the analytic dismemberment of the whole but is directed
towards the cultural-historical perspective that holds the whole, which, in fact,
gives this vision objectivity. According to the author, modern hermeneutics is in
demand precisely as an ontologized philosophical methodology of socialhumanitarian
knowledge.
Key words: hermeneutics, philosophy, metaphysics, ontology, method, social-humanitarian
knowledge, cultural-historical context, interpretation.
DOI: 10.31857/S004287440007518-4
Citation: Azhimov, Felix E. (2019) ‘Hermeneutics as Metaphysics (Narratological
Aspects of Interpretation)’, Voprosy Filosofii, Vol. 12 (2019),
pp. 5–9.
* The research is carried out at expense of RFBR, project № 18-011-01252 «Historical
Memory and Historical Understanding: Epistemological Risks of Appeal to Narrative».
6
Стр.2
Современная философская герменевтика буквально нацелена на выявление конкретных
исторических и культурных контекстов предметности, рассматриваемой
в ходе социально-гуманитарных (и, в значительной части, фундаментальных естественнонаучных)
исследований. Она сегодня фактически погружена в онтологическую
тематику, обращена к проблемам бытия, поскольку в современной интеллектуальной
культуре существование означает понимание. В этом развороте герменевтики
к онтологии есть заслуга и Г.Г. Шпета [Шпет 2005], причем состоит она, прежде всего,
в том, что он проецировал герменевтику на методологический опыт исторического
повествования, с одной стороны, и соотносил ее с феноменологическим видением
реальности, с другой. Кроме того, в концепции «внутренней формы слова» он акцентировал
внутреннюю связность, если угодно, целостность языковой формы осмысления
предметной реальности. Именно таким образом он представлял главную функцию
герменевтики – реконструировать проблемные контексты предметности с целью
понимания ее как текста.
Представляется, что сегодня, опираясь на эти герменевтические идеи Шпета,
мы можем выйти к новым методологическим стратегиям, где соотносятся истолкование
и высказывание (нарратив). И прежде всего потому, что Шпет в процессе анализа
герменевтических концепций акцентирует внимание именно на проблеме выражения
мысли для другого. Он задает вопрос о том, как возможно понимающее высказывание
в связном тексте. В современной трактовке это может быть представлено
как обращение к нарративным аспектам понимания и общения. Действительно,
сегодня под текстом понимаются практически все формы гуманитарной, знаковосимволической
по сути, реальности (в том числе и комиксы, и музыкальные композиции),
а способами работы со знаковыми формами текста являются процедуры интерпретации
и истолкования, с помощью которых можно выявить культурноисторические
смыслы словесно представленных знаков и символов. А это значит,
что мы можем рассмотреть современную проблематику нарратологии в контексте
историко-герменевтических исследований (причем не только Шпета, но и Гадамера,
и Рикера) и осмыслить их методологическую эффективность.
Надо признать, что ХХ в., частично преодолев метафизику в науках о природе, выводил
самобытность научного гуманитарного знания (онтологию наук о духе)
из «герменевтико-феноменологической» метафизики человеческого бытия. В метафизических
повествованиях раскрывается необходимость существования, поскольку она
всегда незримо присутствует в человеческих высказываниях не как порождение определенной
культуры или образования, но в качестве неотъемлемой черты человеческого
общения. Представители герменевтики ХХ в. именно посредством онтологометафизических
интерпретаций гуманитарной проблематики выявили ряд существенных
черт таких специфических для всего социально-гуманитарного знания категорий
как мышление, язык, высказывание и повествование. И в философско-гуманитарных
исследованиях второй половины ХХ в. уже довольно смело зазвучали высказывания
о том, что герменевтика может занять место метафизики и стать «новой онтологией»
[Zimmerli 1986, 331]. Причем, в этой онтологии отчетливо заметна тенденция нарративизации
(исследователи отмечают, что метафизика и герменевтика в современной философии
совпадают посредством онтологической проблематики, к которой можно отнести
и исследования «нарративных секвенций» [Соколов 1998, 8]).
В современных герменевтических практиках слово рассматривается как знак, содержащий,
точнее, сосредоточивающий в себе совокупность различающихся значений.
Определенный смысл оно обретает лишь в определенном же культурном и историческом
контекстах. Именно к этому аспекту слова обращается Х.-Г. Гадамер,
представляющий «язык» и «текст» в качестве феноменов онтологических. При этом
он настаивал: погруженная в онтологическую тематику современная герменевтика
обретает специфическое звучание благодаря тому, что в сферу ее интересов попадает
не только научное познание, но и словесные искусства (в частности, литературное
повествование) (см.: [Гадамер 1991, 126]). Преломляясь сквозь «язык», мир, по Гадамеру,
обретает «событийность». «Бытие, которое может быть понято, является
7
Стр.3