Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 545876)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Вопросы философии (ИОН)

Вопросы философии (ИОН) №8 2019 (1000,00 руб.)

0   0
Страниц255
ID676017
Вопросы философии (ИОН) [Электронный ресурс] .— 2019 .— №8 .— 255 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/676017

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы_философии_(ИОН)_№8_2019.pdf
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ «Световая харизма фюрера». Об исламском элементе в пропаганде Третьего Рейха © 2019 г. К.Ю. Бурмистров Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1. E-mail: kburmistrov@hotmail.com Поступила 11.03.2019 Исламоведческие, как и в целом гуманитарно-научные исследования в Третьем Рейхе проводились под контролем и в соответствии с предписаниями партийных органов. Их целью было создание новой целостной картины мировой истории, центральную роль в которой играла так называемая арийская, или арио-германская раса. Исследователи мусульманской религиозной и философской традиции стремились доказать, что в ее основе лежат идеи того же древнеарийского наследия, каковые питают германскую и – шире – европейскую культуру. В статье рассмотрены конкретные примеры исследований, в ходе которых эксперты-исламоведы пытались на материале мусульманской традиции обосновать тезис об особом, мессианском призвании А. Гитлера. Предполагалось использовать полученные аргументы в пропагандистской работе среди мусульманских народов. Среди изучаемых вопросов особое внимание уделялось мусульманскому учению о мессии (Махди), о втором явлении пророка Исы (Иисуса), а также об особой «световой» природе избранных личностей в исламе – пророков, имамов. В приложении впервые публикуется перевод письма руководителя научного общества «Наследие предков» Вальтера Вюста, в котором обсуждаются эти исследования. Данная тема до сих пор не оказывалась в сфере внимания отечественных ученых и крайне слабо изучена в зарубежной науке. Ключевые слова: ислам, Коран, Иран, Махди, божественный свет, Третий Рейх, национал-социализм, мессианизм. DOI: 10.31857/S004287440005357-7 Цитирование: Бурмистров К.Ю. «Световая харизма фюрера». Об исламском элементе в пропаганде Третьего Рейха // Вопросы философии. 2019. № 6. С. 198–206. 198
Стр.1
“Light Charisma of the Führer.” Islamic element in the Propaganda of the Third Reich © 2019 г. Konstantin Yu. Burmistrov Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, 12/1, Goncharnaya str., Moscow, 109240, Russian Federation. E-mail: kburmistrov@hotmail.com Received 11.03.2019 Islamic studies, as well as in general, the humanities in the Third Reich were carried out under the control and in accordance with the instructions of the Nazi party organs, the purpose of which was to create an integral image of the world history, in which the so-called Aryan or Aryan-German race played a central role. German researchers of the Muslim religious and philosophical tradition sought to prove that it was based on the ideas of the same ancient Aryan heritage, which nourish German and – more widely – European culture. The article discusses specific examples of research in which Islamic experts tried to substantiate the thesis of Adolf Hitler’s special, Messianic mission on the material of the Muslim tradition. The purpose of this research was to use the arguments obtained in the propaganda work among the Muslim peoples. Among the issues studied, special attention was paid to the Muslim doctrine of the Messiah (Mahdi), and the second coming of the prophet Isa (Jesus). Scholars' attention was also attracted by the idea that special, chosen personalities in Islam, such as prophets, imams, have a special “light” nature. As an appendix to the article, a letter is published by Professor Walter Wüst, the head of the Heritage of Ancestors Society (“Das Ahnenerbe”), in which these studies are discussed. This topic remains practically unexplored in modern science. Key words: Islam, Koran, Iran, Mahdi, divine light, Third Reich, national socialism, messianism. DOI: 10.31857/S004287440005357-7 Citation: Burmistrov, Konstantin Yu. (2019) ‘“Light Charisma of the Führer”. Islamic element in the Propaganda of the Third Reich’, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2019). pp. 198–206. Гуманитарные науки в Германии в период правления НСДАП подвергались исключительному давлению со стороны идеологического аппарата, однако в целом сохраняли высокий академический стандарт, свойственный им прежде. Изыскания в области древней истории народов, населявших европейские земли и страны Востока, филологические и историко-философские исследования проводились многими учеными, вполне сочувствовавшими целям «героизации прошлого» и «возрождения арийского наследия», с обычной добросовестностью, методичностью, с опорой на сложившиеся принципы научной работы. В частности, это касалось разработок в области исламского религиозного и философского наследия, которые, по мысли партийных идеологов, должны были помочь установлению близких отношений между немцами и мусульманскими народами. Принимая во внимание позитивное отношение к исламу со стороны высших руководителей Третьего Рейха1 , немецкие ученые и идеологи той эпохи неоднократно пытались использовать для пропаганды среди мусульман Ближнего Востока и Северной Африки (а также Боснии, Герцеговины, Албании, Турции и – в перспективе – 199
Стр.2
Советского Союза) тезис об особом религиозном статусе Адольфа Гитлера, пытаясь отыскать для этого аргументы в текстах самой мусульманской традиции. В 1941 г. видный немецкий дипломат Эберхард фон Шторер (1883–1953), находившийся в Каире, составил особый меморандум об отношении национал-социализма к исламу и об идейной близости между ними. Он, в частности, утверждал: «Многие суры могут быть легко объяснены любым знатоком ислама как пророчества о пришествии фюрера» [Motadel 2014a , 38–39, 88]. Как отмечает Д. Мотадель, летом 1943 г., после поражения немецких войск в Северной Африке, изучением возможного использования в целях пропаганды среди мусульман учения о Махди – посланце-мессии, последнем преемнике пророка Мухаммеда, – всерьез занялось Главное управление имперской безопасности СС (РСХА) [Motadel 2014a , 88–89]. В мае 1943 г. рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер распорядился выяснить, «… какие темы в Коране могут навести мусульман на мысль о том, что предсказания о фюрере уже содержатся в Коране и что он призван завершить дело Пророка» [Herf 2009, 199], однако глава РСХА Эрнст Кальтенбруннер (1903–1946) вскоре ответил ему, что едва ли можно отыскать подобные концепции в священном тексте ислама2 . Специальный отчет о попытках отыскать в Коране пророчества, позволяющие объяснить миссию фюрера, составил в сентябре 1943 г. лингвист, сотрудник Отдела IIIC4 РСХА («Пресса, культурная политика») штурмбанфюрер Пауль Вальтер фон Кильпински (1909–1946)3 . Он писал, что, хотя найти в Коране подобные места и не удалось, для этой цели можно использовать представления части мусульман, согласно которым исламский мессия, Махди, «…явится в конце времен, чтобы защитить веру и привести праведных к победе» [Motadel 2014a , 89, 377]4 . Попытки найти в исламе аргументы в пользу особого религиозного статуса Гитлера можно разделить на две группы: 1) эсхатологические, связывавшие актуальные события, в том числе военные, с концом времен и мессианской ролью «вождя Великой Германии»; 2) метафизические, призванные доказать божественность самой природы фюрера. Разработкой этой темы занимались специальные научно-исследовательские подразделения СС, в частности, общество «Наследие предков» (Forschungsgemeinschaft Deutsches Ahnenerbe, далее – «Аненербе»)5 . В этой огромной организации, фактически – целой академии, состоявшей из более чем пятидесяти отделов, институтов и комиссий, не было специального подразделения, занимавшегося изучением ислама. Вопросов, связанных с этой религией и мусульманскими народами (прежде всего – иранцами, в меньшей степени тюрками и арабами), могли касаться специалисты по истории отдельных регионов6 , сравнительному языкознанию, археологии, а также сотрудники особого подразделения «по изучению так называемых тайных наук» (Abteilung zur Überprüfung der sogenannten Geheimwissenschaften). К сожалению, если об организационной стороне деятельности общества и работе отдельных его отделов сохранилось достаточное количество информации, материалов об интересующем нас вопросе осталось немного, и они до сих пор почти не изучены7 ; рабочие документы отделов, которые могли бы быть заинтересованы в подобных исследованиях, почти полностью исчезли, богатые библиотечные собрания также не сохранились, а потому основную информацию приходится добывать из переписки между сотрудниками. Как мы увидим, едва ли специалистам из СС удалось достигнуть сколько-либо существенных результатов, которыми могло бы заинтересоваться руководство Рейха. Более того, по всей видимости, контакты мусульманских интеллектуалов с «Аненербе» также не были успешными. Так, сирийский писатель и журналист Зеки Кирам (1886– 1946), ученик известного исламского реформатора из Египта Мухаммада Рашида Рида (1865–1935), проживавший в Германии со времен Первой мировой войны и служивший переводчиком в немецком МИДе, а также в военной разведке, в 1942 г. написал для издательства «Аненербе» исследование «Нордическая вера в Бога, Ислам и дух времени» («Nordischer Gottglaube, Islam und Geist der Zeit»). Опубликовать эту книгу ему, однако, не удалось8 , поскольку цензоры из СС не согласились с его трактовкой . христианства как религии, укорененной в нордической расовой природе германцев9 Так или иначе, известно, что изучение данной проблемы пытались организовать штандартенфюрер СС Рудольф Брандт (1909–1948), личный референт Гиммлера и 200
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически