Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Фармакология" (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБузлама Анна Витальевна
АвторыНиколаевский Владимир Анатольевич, Музалевская Екатерина Николаевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц99
ID673190
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре фармакологии фармацевтического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано студентам-провизорам 3–4-го курсов.
Бузлама, А.В. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Фармакология" / В.А. Николаевский, Е.Н. Музалевская; А.В. Бузлама .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 99 с. — 99 с. — URL: https://rucont.ru/efd/673190 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

_Методические_рекомендации_для_самостоятельной_работы_студентов_по_дисциплине_Фармакология_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» А.В. Бузлама, В.А. Николаевский, Е.Н. Музалевская МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОЛОГИЯ» Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2017 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Цель и задачи дисциплины, формируемые компетенции, знания, умения, навыки .................................................................................................. 4 Содержание разделов дисциплины .................................................................. 7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ....... 16 Организационная структура самостоятельной работы ............................... 19 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................ 20 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩИМ АТТЕСТАЦИЯМ, 3 курс 5 семестр Вопросы для подготовки к текущей аттестации №1 по разделу: «Общая фармакология» .................................................................................. 22 Вопросы для подготовки к текущей аттестации №2 по разделу «Средства, влияющие на периферическую нервную систему» .................. 24 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, 3 курс, 5 семестр ............................................................................................. 27 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩИМ АТТЕСТАЦИЯМ, 3 курс, 6 семестр Вопросы для подготовки к текущей аттестации №1 по разделу «Средства, влияющие на центральную нервную систему» ........................ 30 Вопросы для подготовки к текущей аттестации № 2 по разделу: «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему. Диуретики. Средства, влияющие на свертывающую систему крови» ........................... 32 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, 3 курс 6 семестр .............................................................................................. 35 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩИМ АТТЕСТАЦИЯМ, 4 курс 7 семестр Вопросы для подготовки к текущей аттестации №1 по разделам: «Средства, влияющие на мускулатуру матки, средства, влияющие на функции ЖКТ» ........................................................................................... 38 Вопросы для подготовки текущей аттестации №2 по разделу «Антибактериальные, противовирусные, противопротозойные, противоглистные средства» ........................................................................... 40 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, 4 курс 7 семестр .............................................................................................. 43 ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ......... 44 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. СПИСОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ К ЭКЗАМЕНУ .................................................................................................. 56 Приложение 2. КРАТКИЙ РЕЦЕПТУРНЫЙ СПРАВОЧНИК................... 75 3
Стр.3
 объединяющий принцип и логическую структуру отдельных классов и групп лекарственных средств; В результате освоения дисциплины студент должен: ЗНАТЬ:  основные понятия, общие закономерности механизмов действия и фармакологических эффектов, показания к применению каждой группы лекарственных средств; специфичные для каждой группы отрицательные эффекты; сравнительную значимость различных групп лекарственных средств для медицинской практики;  перечень типичных лекарственных средств в каждой фармакотерапевтической группе, их сравнительную фармакодинамику и фармакокинетику, экономическую характеристику, схемы дозирования; нированном применении. УМЕТЬ:  совместимость лекарственных средств между собой при комби пользоваться медицинскими и фармацевтическими официальными  определять принадлежность препарата к фармакологической изданиями, монографиями, разнообразной справочной литературой, аннотациями лекарственных средств, учебной и периодической литературой, а также получать необходимую информацию по фармакологии в Интернете; группе;  определять место лекарственного препарата в классификации лекарственных средств;  определять по международному названию лекарственного среданалогичное по действию;  информировать больного о рациональном приеме лекарственных ства его торговые названия;  проводить замену одного лекарственного средства на другое, средств, о возможных отрицательных побочных реакциях и мерах их устранения. 6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание разделов дисциплины № п/п Наименование раздела дисциплины 1 Введение в курс фармакологии Содержание раздела дисциплины 5 семестр Введение в курс фармакологии. Современное определение предмета. Задачи фармакологии в подготовке современного провизора. Этапы создания новых лекарственных средств. Номенклатура и фармакологическая классификация лекарственных средств. Источники получения лекарственных веществ. Пути введения лекарственных средств в организм 2 Общие закономерности фармакокинетики 3 Общие закономерности фармакодинамики Всасывание лекарственных веществ из мест введения, транспорт кровью, распределение в органах и тканях. Метаболизм и выведение лекарственных веществ из организма. Действие на путях выведения Взаимодействие лекарственных веществ и пищи. Рациональный прием лекарственных средств с учетом времени приема пищи. Взаимодействие лекарственных средств с клетками, тканями. Типы реакций живых систем на лекарственные вещества. Клеточные «мишени» лекарственных веществ; понятия о рецепторах, вторичных передатчиках, ионных каналах и др. Типы действия на молекулярные и субклеточные процессы. Учение о дозировании лекарственных средств. Виды действия лекарственных веществ на организм. Комбинированное действие лекарственных средств. Осложнения лекарственной терапии. Хронофармакологические аспекты в дозировании лекарственных средств; циркадные, сезонные и др. ритмы. Фармакогенетика 4 Лекарственные средства, действующие преимущественно на эфферентную нервную систему Средства, действующие на периферические нейромедиаторные процессы. Основные термины и понятия. Холиномиметические средства. Антихолинэстеразные средства. Реактиваторы холинэстеразы. Антихолинергические средства: блокаторы М-холинорецепторов, ганглиоблокаторы. 7 Таблица 1
Стр.7
Продолжение таблицы 1 № п/п Наименование раздела дисциплины 5 Лекарственные средства, действующие преимущественно на афферентную нервную систему 6 Лекарственные средства, регулирующие функции ЦНС Содержание раздела дисциплины Миорелаксанты периферического действия. Адреномиметические средства. Антиадренергические средства: адреноблокаторы, симпатолитики Средства местной анестезии, вяжущие, обволакивающие и абсорбирующие средства. Средства общей анестезии 6 семестр Проблемы фармакологической регуляции нервной системы, медиаторные механизмы возбуждения и торможения ЦНС, нейропептиды. Снотворные и противосудорожные средства. Противопаркинсонические средства. Наркотические (опиоидные) анальгетики. Противокашлевые средства. Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики. Нестероидные противовоспалительные средства. Средства, регулирующие психическую деятельность (психотропные средства). Классификация. Психолептики: нейролептики, транквилизаторы, седативные. Психоаналептики и психостимуляторы, антидепрессанты. Ноотропы, адаптогены, актопротекторы. Аналептики. Средства, устраняющие спазм мозговых сосудов 7 Лекарственные средства, действующие на сердечно-сосудистую систему и почки Антиатеросклеротические средства (гиполипидемические и эндотелиотропные средства). Роль антиоксидантов в профилактике ишемии. Антиангинальные и антиишемические средства. Антигипертензивные средства. Средства, применяемые при гипотонии. Кардиотонические средства. Антиаритмические средства. Средства, усиливающие выделительную функцию почек. Средства, тормозящие образование мочевых конкрементов и облегчающие их выведение 8 Лекарственные средства, влияющие на систему крови Средства, влияющие на агрегацию тромбоцитов, свертывание крови и фибринолиз. Средства, регулирующие кроветворение 8
Стр.8
Окончание таблицы 1 № п/п Наименование раздела дисциплины 9 Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ раздела дисциплины Содержание Витаминные препараты, коферменты. Проблема гормональной регуляции функции органов и тканей. Принципы применения гормональных препаратов. Препараты с активностью гормонов эпифиза, гипофиза. Гормональные препараты, регулирующие функцию щитовидной, паращитовидных и поджелудочной желез. Гормональные препараты, регулирующие функцию щитовидной, паращитовидных и поджелудочной желез. Контрацептивы (противозачаточные средства) 7 семестр 10 ЛС, регулирующие функции органов пищеварения 11 Иммунотропные и антиаллергические средства 12 Химиотерапевтические лекарственные средства. Противомикробные, противопаразитарные ЛС. ЛС для лечения злокачественных новообразований Средства, регулирующие систему пищеварения: желчегонные, гепатопротекторы, слабительные. Средства, регулирующие функции системы органов пищеварения (продолжение): рвотные, противорвотные, горечи, обволакивающие, адсорбирующие, вяжущие, ферментные препараты, средства, понижающие секрецию желез желудка Современные проблемы иммунофармакологии. Антиаллергические и иммунотропные средства Основные классы веществ для химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний. Антисептические и дезинфицирующие средства. Антибиотики. Классификация, механизмы действия, показания к применению. Бета-лактамные антибиотики. Аминогликозиды, тетрациклины, макролиды, линкозамиды, гликопептиды, полимиксины. Сульфаниламиды, производные нитрофурана, 8-оксихинолина, фторхинолоны и другие соединения. Противотуберкулезные, противоспирохетозные средства. Противогрибковые средства. Противовирусные средства. Средства для профилактики и лечения протозойных инфекций. Противоглистные средства. Средства для лечения злокачественных новообразований 13 Принципы терапии отравлений Плазмозамещающие и дезинтоксикационные средства, средства для парентерального питания. Рентгеноконтрастные средства. Принципы лечения острых отравлений 9
Стр.9
Таблица 2 № п/п План лабораторных занятий по разделам дисциплины Тема занятия 3 курс, 5 семестр 1 Методология изучения фармакологии. Классификация лекарственных веществ 2 Всасывание, транспорт, циркуляция, распределение лекарственных веществ в организме 3 Метаболизм лекарственных веществ в организме (индивидуальные различия, ферментопатии). Выведение ЛВ из организма 4 Взаимодействие ЛС с клетками, тканями. Мишени действия ЛВ, понятие о рецепторах, месенджерах, ионных каналах 5 Виды действия ЛС на организм. Отрицательные виды действия ЛС 6 Комбинированное применение лекарственных средств. Явления при повторном введении лекарственных средств 7 Учение о дозировании лекарственных веществ. Дозирование в зависимости от пути введения и других условий и факторов. Принципы индивидуального дозирования 8 Текущая аттестация № 1: коллоквиум по теме «Общая фармакология» 9 Лекарственные вещества, влияющие на М- и Н-холинореактивные структуры. Холиномиметические средства: стимуляторы М-холинорецепторов. Современные подходы к лечению глаукомы 10 Холиномиметики непрямого типа действия. Принципы лечения отравлений антихолинэстеразными средствами. Реактиваторы холинэстеразы 11 М-холиноблокаторы: группа атропина, синтетические М-холиноблокаторы индивидуальное задание (реферат, темы см. далее) индивидуальное задание индивидуальное задание индивидуальное задание индивидуальное задание индивидуальное задание индивидуальное задание подготовка к коллоквиуму выписать рецепты на ЛП: пилокарпин выписать рецепты на ЛП: неостигмина метилсульфат выписать рецепты на ЛП: атропин, платифиллин, ипратропия бромид, пирензепин 10 Обязательное домашнее задание
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.