МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Е. Г. Серебрякова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Учебная программа дисциплины
и планы семинарских занятий для вузов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Визуальная культура» относится к Профессиональному
циклу дисциплин Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.01
Культурология (бакалавриат) и входит в базовую часть этого цикла.
В качестве ведущей цели дисциплины можно выделить формирование
у студентов-культурологов представления о специфике визуальной культуры.
Цель
диктует основные задачи преподавания данной дисциплины:
– сформировать представление о многообразии визуальных форм
культуры;
– выявить взаимосвязь между типологией культуры и визуальными
образами города, природной среды, человека;
– проанализировать динамику и основные закономерности развития
визуальных образов города, природной среды, человека в различных типах
культур.
Учебная дисциплина «Визуальная культура» следует за дисциплинами
«История искусств», «Культура повседневности», «История культуры», логически
связана с ними. Приступая к изучению курса, у студентов должны
быть сформированы элементы следующих компетенций: владение теоретическими
основа и методами культурологии (ОПК-1) – в части знаний основных
категорий концепции культурологии, содержания базовых культурологических
концепций и направлений с целью развития профессионального
сознания; умений ориентироваться в наиболее общих проблемах культурологии
и методах исследования культуры; навыков использования культурологических
методов и концепций в научно-исследовательской и практической
организационно-управленческой деятельности культурологаменеджера;
способность владеть навыками работы с теоретической и эмпи3
Стр.3
2.5. Градостроительные концепции
Нового времени
2.6. Визуальные образы города в
градостроительных концепциях
ХХ века
2.7. Визуальные образы современного
города
3. Визуальные образы человека
3.8.
Идеалы атлета и аскета в визуальных
образах античности и
средневековья
3.9. Визуальные образы культурного
человека: от Возрождения
до Новейшего времени
2 4
2 4
2 2
4
4
4
4
4
36
3
3
4
4 0 8 12
2 –
6
2 –
ИТОГО: 18 18
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Теория визуальности
Тема 1. Предмет исследования, основные понятия, задачи дисциплины
Дисциплина «Визуальная культура» и ее задачи. Понятие «визуальный
поворот» в культуре: этапы, механизмы формирования. Роль новых видов
искусства (фотографии, кино) в смене парадигмы – от вербальных к визуальным
образам. Интерес к области визуального в 1940-1960: начало
складывания терминологического аппарата. Визуализация понятий и интерпретация
образов. Визуальные исследования. М. Баль о проекте складывания
программы визуальных исследований.
Визуальные источники и виды данных. Виды документов: по способу
хранения информации, по характеру источника. Визуальные техники, методы
и материалы.
Язык визуальных сообщений как текст культуры. М. Бэнкс: контент и
контекст. Различия аудиторий. Визуальное как контекст культурного производства,
социального взаимодействия и индивидуального опыта.
6
6
36
Стр.6
Тема 2. Специфика образа в различных видах искусства
Искусство как образный код культуры. Классическая классификация
видов искусства: пластические (живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное
искусство, фотография), динамические (музыка, литература),
зрелищные (хореография, театр, кино). Специфика художественного
образа в различных видах искусства.
Вербальный и визуальный образ. Понятия дискурса и нарратива. Знаковые
системы фотографии, фильма, спектакля, телешоу. Понятие репрезентаций.
Своеобразие фото и кинорепрезентаций. Новый способ подачи
литературного материала – сериал. Сравнение двух способов изложения – в
книге и в сериале.
2. Визуальные образы города
Тема 3. Визуальный образ античного и средневекового города
Специфика античной культуры. Город античности как модель античного
космоса. Греческие представления о гармоничном государстве и совершенном
человеке. Город как микрокосм античного общества. Эстетические
воззрения эллинов. Мера, симметрия, гармония, сомасштабность человеку
как основополагающие принципы градостроительных концепций. Отражение
в градостроительных моделях античной аксиологии. Значение градостроительных
и архитектурных идей античности для дальнейшего развития
европейских городов.
Принципы средневековой культуры: теоцентризм, иерархизм, символизм.
Свойства: традиционность, авторитарность, этикетность. Средневековый
город как отражение христианской модели мира: биполярная картина
мира и ее отражение в градостроительных принципах: отсутствие градостроительных
планов, хаотичность, бессистемность освоения городского
7
Стр.7
пространства. Наличие сакральных центров в городе. Аксиология средневекового
общества и ее отражение в принципах функционирования города.
Тема 4. Проекты идеального города эпохи Возрождения,
город барокко и классицизма
Открытие античного наследия в эпоху Возрождения. Восприятие античности
как основы европейской культуры, переосмысление античных
идей в философии, этике, эстетике. Стремление гармонизировать архитектурную
и городскую среду. Возрождение античного ордера в архитектуре и
пропорционирование городского пространства для гармонизации облика
города. Формирование идеи ценности повседневно-бытовой культуры. Антропоцентрическое
измерение города в теоретических градостроительных
учениях. Реализация концепции идеального города. Дальнейшее развитие
ренессансных градостроительных идей в культуре XVII века. Мировоззренческие
основания барочной картины мира и человека. Реализация философских,
этических и эстетических принципов барокко в градостроительстве.
Поиск решений новых градостроительных задач. Сочетание традиции и новаторства
в проектах организации городского пространства европейских
городов.
Рационалистическая картина мира в градостроительных концепциях
классицизма. Характерные черты культуры Нового времени. Картина мира
и человека. Процессы урбанизации и организация городской жизни. Усиление
роли государства в жизни общества. Роль абсолютной монархии в развитии
европейского и русского города. Мировоззренческие основания классицизма
и их реализация в принципах градостроительства. Трансформация
античных идей в эстетике городов. Новое понимание природы как элемента
городского ландшафта. Влияние идеологии Просвещения на формирование
новых задач градостроительства и представлений о городской среде. Утверждение
в повседневно-бытовой культуре аксиологии Просвещения.
8
Стр.8
Особенности урбанизации в странах Европы и США в XIX в. Проблемы
градостроительной реконструкции в середине – второй половине
XIX в. Новации в городской культуре. Реконструкция крупных европейских
городов: цели, принципы, методы, результаты. Практическая деятельность
Ж.-Э. Османа.
Тема 5. Градостроительные концепции Нового времени
Философские предпосылки развития утопических проектов в культуре
Нового времени. Мировоззренческие основания утопий. «Фамилистер»
Жан-Батиста Годена как реализация теоретических идей Шарля Фурье. Сочетание
античных и ренессансных идей в общественной организации «идеального
города». Утопические градостроительные практики в Англии и
Америке: Роберт Оуэн, Уильям Моррис, братья Левер.
Художественное объединение Уильяма Морриса «Искусства и ремесла»
как утопический проект общества будущего. Попытка соединения в повседневно-бытовой
культуре красоты, комфорта и качества. Роль Морриса в
развитии дизайна. Дизайн как эстетический феномен. Влияние дизайна на
визуальные представления человека о приватном пространстве.
Дальнейшее развитие утопических проектов в культуре и градостроительной
практике Европы и России.
Город эпохи модерна рубежа XIX-XX веков. Роль научных открытий
и технико-технологических изобретений в изменении коллективных представлений
о пространстве, времени, сущности «вещного» мира. Урбанизация
и ее влияние на культуру: разрушение традиционных форм общения и
социальных связей, анонимность существования человека в большом городе,
ослабление социального контроля над личностью, утрата значения малой
общности. Типология городов и специфика их развития. Рубеж XIX-XX
веков как эпоха конца классического города. Влияние индустриализации на
формирование нового представления о городском пространстве и визуаль9
Стр.9
ной концепции города. Функциональность индустриального города и рационализация
расселения горожан как основные задачи градостроительства.
Формирование культуры среднего класса. Формирование эстетики среды
обитания – тенденция эстетических поисков европейских и русских модернистов.
Изменение визуального облика города на рубеже XIX-ХХ веков.
Тема 6. Визуальные образы города в градостроительных концепциях
ХХ века
Основные факторы развития культуры в ХХ веке: кризис гуманизма,
мировые войны, социальные и национальные революции, установление тоталитарных
режимов.
Урбанистические и дезурбанистические концепции 1-ой половины
XX века: философия большого города Ле Корбюзье против идеи городасада
Эбенизера Говарда. Разнообразие урбанистических поисков: модель
города с расчлененной структурой Элиэла Сааринена, линейный город Артуро
Сориа-и-Мата, функциональный город.
Динамика градостроительных поисков в России: от идеи города-сада
к соцгороду. Утопические проекты русских конструктивистов: мировоззренческие
основания и практическая реализация. Дом-коммуна как архитектурное
воплощение утопических проектов эпохи. Идейная взаимосвязь и
творческое сотрудничество русских конструктивистов и европейских формалистов.
Судьба группы Эрнста Мая.
Правительственная политика как фактор, определяющий градостроительную
культуру. Причины, определившие переход от эстетики конструктивизма
к советской неоклассике. Динамика идеи реконструкции Москвы:
от проекта Алексея Щусева и Ивана Жолтовского «Новая Москва» к плану
Владимира Семенова и Сергея Чернышева. «Большая Москва». Реконструкция
Москвы как попытка визуализации совершенного образа будущего.
10
Стр.10