Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Визуальная культура (110,00 руб.)

0   0
АвторыСеребрякова Елена Геннадьевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц34
ID670114
АннотацияВ качестве самостоятельных форм работы в программе предусмотрены: изучение материалов учебных пособий по темам семинарских занятий, подготовка к докладам и выступлениям на семинарских занятиях, составление электронных презентаций по темам семинарских занятий.
Кому рекомендованоРекомендованы для студентов-бакалавров 4-го курса отделения культурологии факультета философии и психологии.
Визуальная культура / Е.Г. Серебрякова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 34 с. — 34 с. — URL: https://rucont.ru/efd/670114 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Визуальная_культура.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Визуальная_культура.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е. Г. Серебрякова ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Визуальная культура» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (бакалавриат) и входит в базовую часть этого цикла. В качестве ведущей цели дисциплины можно выделить формирование у студентов-культурологов представления о специфике визуальной культуры. Цель диктует основные задачи преподавания данной дисциплины: – сформировать представление о многообразии визуальных форм культуры; – выявить взаимосвязь между типологией культуры и визуальными образами города, природной среды, человека; – проанализировать динамику и основные закономерности развития визуальных образов города, природной среды, человека в различных типах культур. Учебная дисциплина «Визуальная культура» следует за дисциплинами «История искусств», «Культура повседневности», «История культуры», логически связана с ними. Приступая к изучению курса, у студентов должны быть сформированы элементы следующих компетенций: владение теоретическими основа и методами культурологии (ОПК-1) – в части знаний основных категорий концепции культурологии, содержания базовых культурологических концепций и направлений с целью развития профессионального сознания; умений ориентироваться в наиболее общих проблемах культурологии и методах исследования культуры; навыков использования культурологических методов и концепций в научно-исследовательской и практической организационно-управленческой деятельности культурологаменеджера; способность владеть навыками работы с теоретической и эмпи3
Стр.3
2.5. Градостроительные концепции Нового времени 2.6. Визуальные образы города в градостроительных концепциях ХХ века 2.7. Визуальные образы современного города 3. Визуальные образы человека 3.8. Идеалы атлета и аскета в визуальных образах античности и средневековья 3.9. Визуальные образы культурного человека: от Возрождения до Новейшего времени 2 4 2 4 2 2 4 4 4 4 4 36 3 3 4 4 0 8 12 2 – 6 2 – ИТОГО: 18 18 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Теория визуальности Тема 1. Предмет исследования, основные понятия, задачи дисциплины Дисциплина «Визуальная культура» и ее задачи. Понятие «визуальный поворот» в культуре: этапы, механизмы формирования. Роль новых видов искусства (фотографии, кино) в смене парадигмы – от вербальных к визуальным образам. Интерес к области визуального в 1940-1960: начало складывания терминологического аппарата. Визуализация понятий и интерпретация образов. Визуальные исследования. М. Баль о проекте складывания программы визуальных исследований. Визуальные источники и виды данных. Виды документов: по способу хранения информации, по характеру источника. Визуальные техники, методы и материалы. Язык визуальных сообщений как текст культуры. М. Бэнкс: контент и контекст. Различия аудиторий. Визуальное как контекст культурного производства, социального взаимодействия и индивидуального опыта. 6 6 36
Стр.6
Тема 2. Специфика образа в различных видах искусства Искусство как образный код культуры. Классическая классификация видов искусства: пластические (живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, фотография), динамические (музыка, литература), зрелищные (хореография, театр, кино). Специфика художественного образа в различных видах искусства. Вербальный и визуальный образ. Понятия дискурса и нарратива. Знаковые системы фотографии, фильма, спектакля, телешоу. Понятие репрезентаций. Своеобразие фото и кинорепрезентаций. Новый способ подачи литературного материала – сериал. Сравнение двух способов изложения – в книге и в сериале. 2. Визуальные образы города Тема 3. Визуальный образ античного и средневекового города Специфика античной культуры. Город античности как модель античного космоса. Греческие представления о гармоничном государстве и совершенном человеке. Город как микрокосм античного общества. Эстетические воззрения эллинов. Мера, симметрия, гармония, сомасштабность человеку как основополагающие принципы градостроительных концепций. Отражение в градостроительных моделях античной аксиологии. Значение градостроительных и архитектурных идей античности для дальнейшего развития европейских городов. Принципы средневековой культуры: теоцентризм, иерархизм, символизм. Свойства: традиционность, авторитарность, этикетность. Средневековый город как отражение христианской модели мира: биполярная картина мира и ее отражение в градостроительных принципах: отсутствие градостроительных планов, хаотичность, бессистемность освоения городского 7
Стр.7
пространства. Наличие сакральных центров в городе. Аксиология средневекового общества и ее отражение в принципах функционирования города. Тема 4. Проекты идеального города эпохи Возрождения, город барокко и классицизма Открытие античного наследия в эпоху Возрождения. Восприятие античности как основы европейской культуры, переосмысление античных идей в философии, этике, эстетике. Стремление гармонизировать архитектурную и городскую среду. Возрождение античного ордера в архитектуре и пропорционирование городского пространства для гармонизации облика города. Формирование идеи ценности повседневно-бытовой культуры. Антропоцентрическое измерение города в теоретических градостроительных учениях. Реализация концепции идеального города. Дальнейшее развитие ренессансных градостроительных идей в культуре XVII века. Мировоззренческие основания барочной картины мира и человека. Реализация философских, этических и эстетических принципов барокко в градостроительстве. Поиск решений новых градостроительных задач. Сочетание традиции и новаторства в проектах организации городского пространства европейских городов. Рационалистическая картина мира в градостроительных концепциях классицизма. Характерные черты культуры Нового времени. Картина мира и человека. Процессы урбанизации и организация городской жизни. Усиление роли государства в жизни общества. Роль абсолютной монархии в развитии европейского и русского города. Мировоззренческие основания классицизма и их реализация в принципах градостроительства. Трансформация античных идей в эстетике городов. Новое понимание природы как элемента городского ландшафта. Влияние идеологии Просвещения на формирование новых задач градостроительства и представлений о городской среде. Утверждение в повседневно-бытовой культуре аксиологии Просвещения. 8
Стр.8
Особенности урбанизации в странах Европы и США в XIX в. Проблемы градостроительной реконструкции в середине – второй половине XIX в. Новации в городской культуре. Реконструкция крупных европейских городов: цели, принципы, методы, результаты. Практическая деятельность Ж.-Э. Османа. Тема 5. Градостроительные концепции Нового времени Философские предпосылки развития утопических проектов в культуре Нового времени. Мировоззренческие основания утопий. «Фамилистер» Жан-Батиста Годена как реализация теоретических идей Шарля Фурье. Сочетание античных и ренессансных идей в общественной организации «идеального города». Утопические градостроительные практики в Англии и Америке: Роберт Оуэн, Уильям Моррис, братья Левер. Художественное объединение Уильяма Морриса «Искусства и ремесла» как утопический проект общества будущего. Попытка соединения в повседневно-бытовой культуре красоты, комфорта и качества. Роль Морриса в развитии дизайна. Дизайн как эстетический феномен. Влияние дизайна на визуальные представления человека о приватном пространстве. Дальнейшее развитие утопических проектов в культуре и градостроительной практике Европы и России. Город эпохи модерна рубежа XIX-XX веков. Роль научных открытий и технико-технологических изобретений в изменении коллективных представлений о пространстве, времени, сущности «вещного» мира. Урбанизация и ее влияние на культуру: разрушение традиционных форм общения и социальных связей, анонимность существования человека в большом городе, ослабление социального контроля над личностью, утрата значения малой общности. Типология городов и специфика их развития. Рубеж XIX-XX веков как эпоха конца классического города. Влияние индустриализации на формирование нового представления о городском пространстве и визуаль9
Стр.9
ной концепции города. Функциональность индустриального города и рационализация расселения горожан как основные задачи градостроительства. Формирование культуры среднего класса. Формирование эстетики среды обитания – тенденция эстетических поисков европейских и русских модернистов. Изменение визуального облика города на рубеже XIX-ХХ веков. Тема 6. Визуальные образы города в градостроительных концепциях ХХ века Основные факторы развития культуры в ХХ веке: кризис гуманизма, мировые войны, социальные и национальные революции, установление тоталитарных режимов. Урбанистические и дезурбанистические концепции 1-ой половины XX века: философия большого города Ле Корбюзье против идеи городасада Эбенизера Говарда. Разнообразие урбанистических поисков: модель города с расчлененной структурой Элиэла Сааринена, линейный город Артуро Сориа-и-Мата, функциональный город. Динамика градостроительных поисков в России: от идеи города-сада к соцгороду. Утопические проекты русских конструктивистов: мировоззренческие основания и практическая реализация. Дом-коммуна как архитектурное воплощение утопических проектов эпохи. Идейная взаимосвязь и творческое сотрудничество русских конструктивистов и европейских формалистов. Судьба группы Эрнста Мая. Правительственная политика как фактор, определяющий градостроительную культуру. Причины, определившие переход от эстетики конструктивизма к советской неоклассике. Динамика идеи реконструкции Москвы: от проекта Алексея Щусева и Ивана Жолтовского «Новая Москва» к плану Владимира Семенова и Сергея Чернышева. «Большая Москва». Реконструкция Москвы как попытка визуализации совершенного образа будущего. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.