МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
(ФБГОУ ВПО ВГУ)
Экономическая и социальная деятельность
первичных муниципальных образований
(городских и сельских поселений)
Учебная программа, методические указания по производственной
практике и выполнению выпускных квалификационных работ по
направлению бакалавриата «география» и «экология и
природопользование»
Составители:
О.Ю. Сушкова
2017
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
В утвержденном и введенным в действие федеральном
государственном стандарте высшего профессионального образования по
направлению подготовки 021000 – География (квалификация «бакалавр»)
предусмотрено выполнение студентами производственной практики. В
учебном плане бакалавриата по географии факультета географии,
геоэкологии и туризма ВГУ запланировано выполнение производственных
практик в объеме 8 недель (432 часа), в том числе в 6-ом семестре
производственная практика по профилю подготовки в течение 4-х недель
(218 часов), в 7-ом семестре – производственная практика в течение 2-х
недель (108 часов) и 8-ом семестре – производственная практика в объеме
2-х недель (108 часов). При этом материалы производственных практик
являются базой выполнения курсовой и выпускной квалификационной
работ, выступают условием будущего трудоустройства выпускников.
Производственная практика и выполненная на ее основе выпускная
квалификационная работа исходят из необходимости реализации
заявленных в федеральном государственном стандарте задач:
1. В проектной и производственной деятельности
– эколого-экономическая оптимизация хозяйственной деятельности в
городах и регионах, разработка мер по снижению экологических рисков;
– региональная социально-экономическая диагностика стран,
регионов, городов;
– разработка практических рекомендаций по региональному
социально-экономическому развитию;
–
ландшафтное планирование;
территориальное проектирование, градостроительное и
3
Стр.3
I. ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ,
ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
Муниципальные образования представляют самый нижний уровень
территориальной организации российского общества и от их эффективного
функционирования в значительной степени зависит судьба развития и
инновационной реконструкции России. Муниципальные образования
представлены двумя территориальными уровнями: более крупный – это
муниципальные (административные) районы и городские округа в составе
республик, краев и областей как субъектов РФ, а самый низший уровень –
это города, городские поселения, сельские поселения (территориального
ранга бывших сельских советов), куда могут входить несколько отдельных
сельских населенных пунктов. Муниципальные образования низшего
территориального уровня выделяются внутри муниципальных районов.
В период становления современного областного законодательства
(середина 90-х годов ХХ в.) широкое распространение получила идея о
местном самоуправлении как форме «осуществления народом своей власти
... самостоятельно и под свою ответственность решение населением
непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и
иных местных традиций» (Устав Воронежской области. Глава 4. Местное
самоуправление. Статья 54.) Такой подход в какой-то степени был реакцией
на жесткую централизацию и авторитарность советского государственного
устройства.
Однако конструкция местного самоуправления в постсоветской
России оказалась непродуманной, поскольку она исходила из абстрактно
теоретических представлений о демократии и не учитывала реалий страны.
6
Стр.6
Произошел разрыв вертикали власти: государственная власть якобы стала
существовать лишь на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, а все,
что ниже (даже на уровне административных районов и областных центров)
стало относиться к местному самоуправлению. Поэтому функции
управления даже муниципальных районов и городских округов стали
ограниченными. Например, в Уставе Воронежской области весьма
подробно определены полномочия органов государственной власти в сфере
местного самоуправления, но весьма кратко и неопределенно полномочия
самих муниципальных образований. Создается иллюзия того, что городские
и сельские муниципалитеты отвечают «за все и ни за что». К тому же весьма
слабо определена экономическая база местного самоуправления. Поэтому
значительное число муниципалитетов (особенно сельских) не имеют
достаточно средств для решения своих элементарных проблем.
Все это в совокупности обусловливает значительную актуальность
научных исследований процессов развития, организации и управления
муниципальных образований. В условиях сложившегося в стране
механизма развития рыночной экономики возникла системная кризисная
ситуация во многих сельских муниципалитетах, мелких городах и
городских поселениях, где деградация их экономической базы происходит
в условиях сложнейшей демографической ситуации, обострения
экологической обстановки и неэффективного механизма управления. В
этой связи особое значение приобретают комплексные (на стыке социальноэкономической
географии и регионоведения) исследования небольших по
площади локальных территорий, имеющие прикладное значение, то есть
нацеленных на решение их острейших местных проблем. Такой подход
неизбежно приводит в социально-экономической географии к смещению ее
«центра тяжести» на прикладные крупномасштабные исследования.
По реестру «Административно-территориальное
устройство
Воронежской области» в ее пределах выделены три городских округа.
7
Стр.7
Городской округ город Воронеж помимо областного центра включает в себя
еще 4 городских поселка и 18 сельских населенных пунктов.
Борисоглебский городской округ включает в себя г. Борисоглебск и все 24
сельских населенных пункта бывшего Борисоглебского района. И лишь
городской округ г. Нововоронеж представлен этим городом. Помимо
городских округов в составе Воронежской области выделяется 31
муниципальный район. В составе муниципальных районов находятся 29
городских муниципалитетов (они помимо городов, поселков городского
типа и рабочих поселков включают в себя 53 сельских населенных пунктов)
и сельские муниципальные поселения (в количестве 471), в состав которых
входят 1623 сельских населенных пунктов.
Теоретической основой производственной практики и выполняемых
по ее материалам курсовой и выпускной квалификационной работ
выступает учебный курс «Основы теории регионоведения и региональной
политики». При этом под регионоведением
понимается
междисциплинарное научное направление, которое формируется в нашей
стране на стыке социально-экономической (общественная) географии,
региональной экономики, социологии, а также регионального менеджмента
и муниципального права. Объектами регионоведения в рамках выполнения
данной практики и работ выступают социально-экономические образования
муниципального уровня власти, которые являются сложными
территориальными системами, элементами которых выступают первичные
социально-экономические образования – симплексы (предприятия,
организации, учреждения, населенные пункты, совокупности людей –
социумы, органы управления) и связи между ними. Такой подход близок
современной концепции социально-экономической географии, объектом
исследования которой выступает территориальная организация общества, и
которая рассматривает регионы и локалитеты как сложные
территориальные социально-экономические системы.
8
Стр.8
Определение места регионоведения в сложившейся системе научного
разделения труда требует четкого выявления предмета его исследования. По
мнению авторов, предметом исследования в регионоведческой работе
выступают «организация и управление» региона или локалитета. При этом
под «организацией» понимается внутренняя упорядоченность,
согласованность, взаимодействие частей целого, обусловленное его
строением, а под «управлением» понимается поддержание определенного
режима деятельности в целях совершенствования и развития его
организации.
Переход к рыночной экономике вызывает необходимость
переосмысления конечного результата самого процесса организации и
управления муниципалитета. По мнению авторов, основной целью
муниципального управления должно выступать достижение такой
упорядоченности и взаимосогласованности управленческих решений, при
которой, во-первых, достигается производство максимально возможной в
сложившихся условиях валовой и региональной продукции (ВРП), а,
следовательно, и дохода, что позволяет муниципалитету самостоятельно
формировать свой бюджет, во-вторых, создавать условия и обеспечивать
рост уровня и качества жизни населения, что в условиях представительной
демократии, в принципе, обеспечивает преемственность власти, и втретьих,
обеспечить рациональное природопользование и благоприятную
среду обитания людей.
Достижение такой цели возможно лишь при поэтапном решении
следующих трех основных задач:
– первая – определение потенциала муниципалитета; при этом под
потенциалом понимаются возможности его развития как в настоящее время,
так и в ближайшей перспективе; в функциональном отношении выделяются
различные виды потенциалов (экономический, финансовый,
инновационный, транспортно-логистический, трудо-ресурсный, природно9
Стр.9
ресурсный, природно-экологический, демографический, эстетический,
социально-культурный и другие);
– вторая – выявление «узких мест» (проблем, диспропорций,
неблагоприятных явлений и тенденций и других), которые сдерживают
развитие данного муниципального образования;
– третья – анализ реально реализуемых программ развития городского
или сельского муниципалитета, краткосрочный прогноз его развития и
обоснование основных направлений муниципальной политики.
В отличие от традиционных региональных социально-экономикогеографических
исследований регионоведческий подход выделяется
определенной специфичностью, которая находит свое отражение
некоторых принципах этого исследования. Системность – муниципальное
образование рассматривается как сложная территориальная социальноэкономическая
система, целью управления которой выступает оптимизация
взаимодействия всех элементов такой системы. Конструктивность – в
отличие от традиционных географических описаний и характеристик
регионоведение носит прикладной характер. На первый план выходит не
исследование ради исследования, а анализ, прогноз и конкретные
предложения по управлению муниципалитета. Достаточность – для каждого
типа работ должны быть определены нормативы информации и проведена
ее генерализация (отбор). Моделирование – широкое использование
экономико- и социально-математических моделей, на основе которых
определяются потенциал, «узкие места» и основные варианты развития
муниципалитета.
Представленный подход предъявляет собой требование к
информационной базе. Ее основу составляют прежде всего «Паспорта
муниципальных образований» – муниципальных районов, городских
округов, городских и сельских поселений. Выполненные по единому
стандарту, они представляют достаточно подробный документ (порядка 30
10
Стр.10