Повести и рассказы
Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1954
Взято с сайта: http://textsharik.narod.ru/
--------------------------------------------------------------------Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ
I
...Вы знаете, я родился и вырос в так называемой теперь "черте
оседлости", и у меня были товарищи, скажу даже друзья детства - евреи, с
которыми я учился. <...> В то время как в других
местах и костюмы, и нравы еврейской среды уже сильно менялись,- у нас,
несмотря на то, что еще не исчезла память о драконовских мерах прежнего
начальства, резавшего пейсы и полы длинных кафтанов,- особенности еврейского
костюма уцелели в полной неприкосновенности. <...> В нашем городе было несколько хедеров и одно еврейское ремесленное
училище. <...> Но все это нужно было делать с разумною осторожностью, чтобы не
отпугивать среду: в школу ходил также меламед {Прим. стр. <...> Высокий носовой тенор меламеда
речитативом произносил какой-нибудь стих, а затем класс пел, чмокал и жужжал
нараспев соответственную "тосефту" {Прим. стр. <...> Младшие ученики ходили
в долгополых кафтанчиках, в ермолках и отращивали пейсики. <...> Он носил старозаветный еврейский костюм: долгополый кафтан из тонкого сукна,
сшитый таким образом,
что он одновременно напоминал и лапсердак, и
европейский сюртук. <...> 400}; но в школе все обряды исполнялись строго, и сам господин Мендель
никогда не пропускал ни шему, ни тефилы {Прим. стр. <...> А настоящий
еврей, как известно, исполняет ежедневно не менее ста заповедей... <...> Отца и матери я не помнил и вырос в семье дяди. <...> У дяди и его жены была
только одна дочь, и они любили меня как сына. <...> Тетка,
существо очень доброе и любящее, отдавала мне весь избыток нежности, не
уходивший на одну дочь, и я совсем не чувствовал своего сиротства. <...> Мендель хорошо знал талмуд и порой расцвечивал свою речь
по-восточному яркими, своеобразными притчами и сравнениями. <...> Так как индивидуальная мысль легко может <...>
Братья_Мендель.pdf
В.Г.Короленко. Братья Мендель
Рассказ моего знакомого
--------------------------------------------------------------------Книга:
В.Г.Короленко. Собрание сочинений. Том 2. Повести и рассказы
Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1954
Взято с сайта: http://textsharik.narod.ru/
--------------------------------------------------------------------Подготовка
текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ
I
...Вы знаете, я родился и вырос в так называемой теперь "черте
оседлости", и у меня были товарищи, скажу даже друзья детства - евреи, с
которыми я учился.
Наш город был один из глухих городов "черты". В то время как в других
местах и костюмы, и нравы еврейской среды уже сильно менялись,- у нас,
несмотря на то, что еще не исчезла память о драконовских мерах прежнего
начальства, резавшего пейсы и полы длинных кафтанов,- особенности еврейского
костюма уцелели в полной неприкосновенности. Полицейские облавы прежних
времен имели исключительно характер "фискальный".
Еврейское общество
платило, что следует, и после этого все опять шло по-старому.
Впрочем, я уже не помню этих облав. Прогресс брал свое: "фиск" принял
менее дикие формы.
В нашем городе было несколько хедеров и одно еврейское ремесленное
училище. Оно было основано каким-то филантропом, уроженцем города, сделавшим
карьеру в других местах, частью даже за границей. Он с сожалением смотрел на
ту отсталость, в которой коснели евреи на его родине, и находил, что они
слишком исключительно предаются торговле и мелкому гешефту. В талмуде
говорится: почернеют лица у народа, преданного исключительно торговле... Это
тоже одно из проклятий изгнания, предсказанное еще Иакову. Чтобы ослабить
тяжесть этого проклятия, филантроп решил поощрять ремесла и постепенно
ввести в косную среду элементы светского просвещения. В училище преподавали
общеобразовательные предметы,
арифметику,
немного физики,
алгебру и
геометрию.
Но все это нужно было делать с разумною осторожностью, чтобы не
отпугивать среду: в школу ходил также меламед {Прим. стр. 400}, и в
известные часы, в промежуток между другими уроками, из классных комнат
неслось тонкое, многоголосое жужжание. Высокий носовой тенор меламеда
речитативом произносил какой-нибудь стих, а затем класс пел, чмокал и жужжал
нараспев соответственную "тосефту" {Прим. стр. 400}. Младшие ученики ходили
в долгополых кафтанчиках, в ермолках и отращивали пейсики. В старших
классах, ввиду удобства для работы, воспитанники носили рабочие блузы,
пиджаки и даже порой щеголяли в крахмальных воротничках и котелках. Это уже
был прогрессивный компромисс, и старики неодобрительно качали головами.
Во главе школы стоял господин Мендель.
Это был человек очень подходящий для своей роли. При самом основании
школы филантроп прислал его откуда-то из других более цивилизованных мест.
Он носил старозаветный еврейский костюм: долгополый кафтан из тонкого сукна,
сшитый таким образом,
что он одновременно напоминал и лапсердак, и
европейский сюртук. В официальных случаях он надевал настоящий сюртук.
Из-под его жилета, когда он вынимал часы, виднелись шелковые "цицес", вроде
моточков ниток, ритуальная принадлежность традиционного еврейского костюма.
Училище выпустило уже много ремесленников, и они пользовались отличной
На годичных актах присутствовали губернаторы.
репутацией.
Тогда еще
считалось, что содействовать просвещению еврейской массы - полезно. Думали,
что таким образом может произойти постепенная ассимиляция. Учеников школы
охотно брали к себе помещики для разных работ в имениях, и при этом нельзя
было иметь уверенность, что им не приходится порой вкушать "треф" {Прим.
стр. 400}; но в школе все обряды исполнялись строго, и сам господин Мендель
Стр.1