Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645832)
Контекстум

Сон Макара

0   0
Первый авторКороленко Владимир Галактионович
Издательство[Б.и.]
Страниц13
ID6595
АннотацияСвяточный рассказ
Кому рекомендованоПовести и рассказы
Короленко, В.Г. Сон Макара : Рассказ / В.Г. Короленко .— : [Б.и.], 1883 .— 13 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/6595 (дата обращения: 19.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Как бы то ни было, все же мой Макар твердо помнил, что он коренной чалганский крестьянин. <...> Он очень гордился своим званием и иногда ругал других "погаными якутами", хотя, правду сказать, сам он не отличался от якутов ни привычками, ни образом жизни. <...> По-русски он говорил мало и довольно плохо, одевался в звериные шкуры, носил на ногах торбаса, питался в обычное время одною лепешкой с настоем кирпичного чая, а в праздники и в других экстренных случаях съедал топленого масла именно столько, сколько стояло перед ним на столе. <...> Трезвый он оставлял эти мысли, быть может сознавая невозможность найти такую чудную гору; но пьяный становился отважнее. <...> II Дело было в канун рождества, и Макару было известно, что завтра большой праздник. <...> По этому случаю его томило желание выпить, но выпить было не на что: хлеб был в исходе; Макар уже задолжал у местных купцов и у татар. <...> Между тем завтра большой праздник, работать нельзя, - что же он будет делать, если не напьется? <...> Даже в большой зимний праздник он не выпьет одну бутылку водки! <...> Таково женское сердце: она знала, что Макар непременно ее надует, но поддалась обаянию супружеской ласки. <...> Тогда Макар дернул левою вожжою и направил коня на край слободы. <...> На самом краю слободы стояла небольшая юртенка. <...> Из нее, как и из других юрт, поднимался высоко-высоко дым камелька, застилая белою, волнующеюся массою холодные звезды и яркий месяц. <...> Войдя в юрту, Макар тотчас же подошел к камельку и протянул к огню свои иззябшие руки. <...> Другой сидел против камелька и тоже вдумчиво следил, как перебегали огни по нагоревшему дереву. <...> Конечно, он не знал, какое горе лежало на сердце чужих людей, какие воспоминания теснились в их головах в этот вечер, какие образы чудились им в фантастических переливах огня и дыма. <...> Чужой человек повернулся, и на лице его появилась горькая улыбка. <...> Теперь Макар считал за чужими людьми в долгу кусок жареного мяса, а у него подобные <...>
Сон_Макара.pdf
Владимир Галактионович Короленко Сон Макара Святочный рассказ ------------------------------------------------------------------------------Книга: В.Г.Короленко. "Избранное" Издательство "Просвещение", Москва, 1987 OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 25 мая 2002 года ------------------------------------------------------------------------------I Этот сон видел бедный Макар, который загнал своих телят в далекие, угрюмые страны, - тот самый Макар, на которого, как известно, валятся все шишки. Его родина - глухая слободка Чалган - затерялась в далекой якутской тайге. Отцы и деды Макара отвоевали у тайги кусок промерзшей землицы, и хотя угрюмая чаща все еще стояла кругом враждебною стеной, они не унывали. По расчищенному месту побежали изгороди, стали скирды и стога, разрастались маленькие дымные юртенки: наконец, точно победное знамя, на холмике из середины поселка выстрелила к небу колокольня. Стал Чалган большою слободой. Но пока отцы и деды Макара воевали с тайгой, жгли ее огнем, рубили железом, сами они незаметно дичали. Женясь на якутках, они перенимали якутский язык и якутские нравы. Характеристические черты великого русского племени стирались и исчезали. Как бы то ни было, все же мой Макар твердо помнил, что он коренной чалганский крестьянин. Он здесь родился, здесь жил, здесь же предполагал умереть. Он очень гордился своим званием и иногда ругал других "погаными якутами", хотя, правду сказать, сам он не отличался от якутов ни привычками, ни образом жизни. По-русски он говорил мало и довольно плохо, одевался в звериные шкуры, носил на ногах торбаса, питался в обычное время одною лепешкой с настоем кирпичного чая, а в праздники и в других экстренных случаях съедал топленого масла именно столько, сколько стояло перед ним на столе. Он ездил очень искусно верхом на быках, а в случае болезни призывал шамана, который, беснуясь, со скрежетом кидался на него, стараясь испугать и выгнать из Макара засевшую хворь. Работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод. Были ли у него какие-нибудь мысли, кроме непрестанных забот о лепешке и чае? Да, были. Когда он бывал пьян, он плакал. "Какая наша жизнь, - говорил он, - господи боже!" Кроме того, он говорил иногда, что желал бы все бросить и уйти на "гору". Там он не будет ни пахать, ни сеять, не будет рубить и возить дрова, не будет даже молоть зерно на ручном жернове. Он будет только спасаться. Какая это юра, где она, он точно не знал; знал только, что гора эта есть, во-первых, а во-вторых, что она где-то далеко, - так далеко, что оттуда его нельзя будет добыть самому тойону-исправнику... Податей платить, понятно, он также не будет... Трезвый он оставлял эти мысли, быть может сознавая невозможность найти такую чудную гору; но пьяный становился отважнее. Он допускал, что может не найти настоящую гору и попасть на другую. "Тогда пропадать буду", говорил он, но все-таки собирался; если же не приводил этого намерения в исполнение, то, вероятно, потому, что поселенцы-татары продавали ему всегда скверную водку, настоянную, для крепости, на махорке, от которой он вскоре впадал в бессилие и становился болен. II
Стр.1