U4
-р 1?
ТРИ ТАБАНГУТСКИХЪ РОДА СЕЛЕНГИНСКИХЪ
БУРЯТЪ.
ЭТНОГРАФИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ
Я. Смолева.
Co врем нъ первыхъ изсл дователей, изучавшихъ бурятъ:
Дуброва—Иркутскихъи Александры Викторовны Потаниной—Забайкальскпхъ,
все болыпе и больше появлялось изсл дованіп, но вс
они им ли въ виду изученіе ц лаго племени бурятъ, а не отд льныхъ
его родовъ.
Я занялся частнымъ изученіемъ родовъ Табангутскихъ, самыхъ
многолюдныхъ изъ живущихъ какъ въ самомъ город Троицкосавск
, такъ и его окрестностяхъ; собиранію матеріаловъ значительно
способствовало то, что я всю жизнь провелъ вблизи бурятскихъ
улусовъ и при постоянныхъ сношеніяхъ съ бурятами усп лъ
блнзко ознакомиться съ ихъ языкомъ и бытомъ.
Я буду весьыа радъ, если мои, хотя и иеполныя св д нія, внвсутъ
что - нибудь новое въ матеріалы по изученію этнографіи
бурятъ.
Преданіе о происхожденіи Табангутскихъ родовъ:
Въ XVII в к , во время владычества монгольскаго князя Туш
ту-хана, земли котораго простирались отъ кумирни Эрдэни-цзу
до озера Угэй-нуръ и береговъ р ки Харухи, въ подданств его
изъ коренныхъ монголовъ находилось такъ называемое Таболынское
племя.
Князь Туш ту-ханъ, просватавъ и выдавъ свою дочь, которую
буряты называютъ Эчжи-Гунчжи, замужъ за князя Сэцэнъ-хана,
прислалъ съ ней трехъ челов къ съ семьямй изъ Таболыискаго
1
Стр.3
9
племени, какъ ея слугъ, съ т мъ, чтобы таковые не возвращались
обратно, а ашли бы при дочери Эчжн-Гунчжи. Размножившись, они
составили подъ старымъ названіемъ племя, платившая дань уже
Сэцэнъ-хану. Такимъ образомъ, таболынцы перешли въ подданство
князю Сэцэнъ-хану, княжество котораго располагалось кочевьемъ
при р к Хэрулюп .
Таболынцы паходились постоянно вблизи княгини, какъ люди,
знакомые съ ея привычкаіш. Въ точности исполняя ея волю, они
заслужили чрезъ это большое дов ріе и вниманіе у самого князя.
Княгиня почти не пользовалась услугами коренныхъ подданныхъ
своего иужа и старалась настолысо приблизить своихъ таболынцевъ
къ князю, чтобы онъ дов рилъ имъ распоряженіе надъ остальнымп
монголами. Вс три брата были приближенными князя и княгини
и пользовались особеннымъ дов ріемъ, такъ что старшій братъ
распоряжался всею прислугой князя; средній братъ былъ какъ бы
экономомъ по выдач всякихъ припасовъ, а младшій братъ над
сматривалъ за скотомъ и т ми людьми, которые паслн скотъ. Вотъ
каковы были сначала обязанности трехъ братьевъ при княз . Между
братьями вскор разгор лась зависть. Старшій братъ, пользуясь
своимъ положеніемъ и дов ріемъ князя, часто кралъ припасы, полученные
отъ средняго брата; средній же братъ, получая отъ
младшаго брата скотъ, также пользовался этимъ с.тучаемъ для своихъ
личныхъ ц лей; только одинъ младшіи пе могъ этого д лать,
но онъ былъ честн е двухъ старшихъ братьевъ и старался добросов
стно набліодать за скотомъ. II теперь буряты говорятъ между
собою, что у третьяго рода бол е скота, такъ какъ и потомство
младшаго брата унасл довало отъ него склонность къ скотоводству.
Туземцы, сознавая, что эти таболыицы заберутъ ихъ въ свои
руки, пачали д лать ложные доносы и подводить таболынцевъ подъ
наказаніо и отв тственность; но пока были живы князь и княгиня,
вс попыткп повредпть табалыпцамъ не им ли усп ха.
Въ начал XVIII стол тія скончался князь Сэцэнъ-ханъ, оставивъ
новаго правителя—Амбаня, родомъ изъ коренныхъ монголовъ,
который не питалъ доллшаго уваженія ко вдов княгин . Co смертыр
князя, съ самаго начала правленія Амбаня, между таболындами
и туземцами начались распри, ссоры, тяжбы, даже кражи и
убійства; правыми, конечпо, всегда являлись туземцы, а ие таболынцы.
Стр.4
— 3 —
Данъ, наложенная на таболынцевъ, сд лала ихъ жизнь еще невыносим
е. Ламы, при л ченіп таболынцевъ, отравляли ихъ по
приказанію Амбаня, а при рожденіи д тей мзг
жского пола повитуха
съ ламой производила кастрацію, чтобы не дать размножиться
табольшцамъ и искоренить ихъ племя. Такос безвыходиое положеніе
таболынцевъ поневол заставило ихъ подуиать о выход изъ
пего, и вотъ они р шили б жать, но куда? Если обратно къ старому
князю, то ихъ тамъ не примутъ и выдадутъ врагаыъ, а въ
другое м сто некуда. Опи и придумали откочевать далыпе къ с -
веру, а потомъ б жать въ пред лы Россійскаго государства.
Три года таболъшцы готовшшсь къ поб гу и старались сохрапить
въ тайп свой планъ. Подготовка къ поб гу состояла въ
сл дующемъ: запастись хорошими лошадьми, уменьшить количество
скота, завести одежду, обувь и войлока для жилища, а съ наступленіемъ
весны совершить и самый поб гъ.
Наступилъ 1719 годъ. Съ іюявленіемъ зелени, т. е. подножнаго
корма, три брата изъ табодынскаго племени, взявъ съ собоіо
свои семейства, много товарищей, ламъ, хувараковъ и гадалыдиковъ,
совершили поб гъ. Остальные таболыщы о^казывались отъ
поб га: одни по б дности или старости, а другіе, боясь погони,
поимки и наказанія. Три брата б глсца успокаивали себя и своихъ
товарищей т мъ, что находящіеся съ ними ламы помогутъ имъ
молитвами и сов таыи, а воролсеи—гаданіемъ и отчитываніемъ отъ
пападенія погони.
Преданіе не говоритъ, сколько именно времени продолжалось
ихъ путешествіе, но упоыинаетъ, что на половин дороги, когда
они остановились для отдыха и кормежки лошадей и скота, ламы
посл утоленія голода стали совершать лолитвы и прнпосить жертвы,
а ворожеи начали гадать о томъ, какъ велнка опасность въ путешествіи
и н тъ ли за ними погони. Вскор они узнали, что погоня
близка, а опасность неминуема. Тогда ламы распорядились готовить
скор е лошадей и собнрать скотъ и даже, для быстроты поб
га, бросить малол тнихъ д тей и н которыхъ стариковъ. Но
одинъ изъ ламъ заявилъ, что однимъ только можло спастись,
это—воротиться назадъ и заявить погон , что они ищутъ хорошаго
м ста для кочевья; но многіе не согласились на это. Тогда
ламы опять совершили моленье, и одпнъ изъ гадалыциковъ приказалъ
перевернуть с дла на лошадяхъ, переднею лукой назадъ, равно
Я. СМОЛЕВЪ.
2
Стр.5