Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Хрестоматия по истории Западной России (290,00 руб.)

0   0
Первый авторТурцевич Арсений Осипович
Издательствотип. А.Г. Сыркина
Страниц789
ID65724
Турцевич, А.О. Хрестоматия по истории Западной России : Учеб. пособие для учеников ст. классов сред. учеб. заведений / Сост. Ар. Турцевич, преп. Вилен. 1 гимназии...; А.О. Турцевич .— : тип. А.Г. Сыркина, 1892 .— 789 с. — URL: https://rucont.ru/efd/65724 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Служа до~ полненіемъ къ'учебнику, она представля тъ рядъ статей о выдающихся момонтахъ исторіи западной Россіи, начиеая съ древн йшигь временчэ и кончаявозсоединеніемъ западнорусскихъ уніатовъ съ православною дерковыо. <...> Древняи Ливоніи п иачало въ ней католпчества (по соч. <...> Тевтонскін орденъ п соедпнсніе съ нпмъ ордена моченосцевъ (изъ соч. <...> Лптва п Русь до начала XIV стол тііі (ПЗЪ СОЧ. <...> і (ІТНОІШІНІІІ Русп u Шльши до половины XIV в ка (пзъ соч. <...> Захватъ Галіщін ІІольшею н Ііолынп Лптвою въ XIV в. (изъ соч. <...> Православіе п католпчество въ Внльн въ кшіженіе Олыерда (изъ соч. <...> Русскій элементъ въ Литв до перваго совдиненія ея съ ІІольш«іо (пзъ соч. <...> Впльна ( гъ смортп Витовта до временъ Сіігпзмунда II (пзъ соч. <...> Леонтовпча „Русская Правда іі ЛПТОВСКІІІ Статутъ") 24G 33. <...> Русскап ііравда ІІ Лптовскій Статутъ (пзъ соч. проф. <...> Юрііднчсское п обществевное положевіе евреевъ въ Литв отъ Вптовта до Люблинской уніи (изъ соч. <...> Протестаяты п іезупты въ Впльн (нзъ соч. <...> Р чь каштеляна смоленскаго Ивана М лешка ва сейм 1589 г. (изъ соч. <...> Церковная увія п Брестскій соборъ (нзъ соч. <...> Борьба вравославія съ уаіею пра первыхъ уніатскихь митрополптахъ (по соч. <...> Мелетіп Смотрпцкіп до совращенія въ унію (паъ соч. <...> . Крачковскаго ., ІІіітидеситпл т <...>
Хрестоматия_по_истории_Западной_России.pdf
шШёш ш г^ - л -
Стр.1
? Ц ш j j _ ХРЕСТОМАТІЯ ПО ИСТОРІИ ПШШ FOCCIi УЧЕБНОЕ ПОСОБІЕ ' дія щшші тщт классовъ срецвгь ічебвыхъ шшшіі СОСТАВИЛ Ъ аір. с/иурцсёгіъъ, пРЕііі»дАіитіш. ВИЛЕНСКОЙ 1-й ГПМНЛ;ІІІІ п ВалБНОБОв ГІПІ.-КАТ. ДУХОИНОП ПКМПНАІЧН Типогряфія А. Г. Сыркина, Болыпая ул., собствен. домъ, Лг 1 2. ? 88.
Стр.2
Дозволено цензурот 18-го марта 1891 г.—Вильна. ^ \М a о^Г 20070512 6
Стр.3
ПРЕДИСЛОВІВ. Гіри.^ііані за русскою школою ыаціошільни-ііатріотической миссіи можно считать окончательно установившимся въ сознаніи нашего общества; никто теперь ае станетъ отрицать, что юношество должно быть воспитываемо въ строго-національномъ дух , и все чаще и чаще стали слышаться гребованія. чтобы обращено было особенное вниманіе на серіозное ознакомл ніе учащихся съ отечественною исторіею ва ряду съ отечесгвеннымъ языкомъ и литературой. Особенно важнымъ признается изученіе отечественной исторіи на западныхъ окраивахъ Россіи, гд , всл дсгвіе изв стеыхъ національныхъ отношеній. молодое покол ніе нер дко мож тъ встр тить въ общоств т нденціозно или даже совс мъ превратное толкованіе историчеокихъ фактовъ. Вбспитат льно-образоват льно значеніе исторіи въ этой части нашего обширнаго государства, безъ сомн еія, увеличивается, и учаще ся юношество должно зд сь вполн основательно ознакомиіъся съ судьбами своего отечества. чтобы лучше понимать слолшыя явл нія окружающей обществееной жизни. Несмотря, однако, на очеішдную важность отечественной исторіи въ курс среднихъ уч бныхъ зав д ній западной Россіи. преіюдаваніе этого предиета, къ сожал ныо, до сихъ поръ егце не стоить иа должной высот и н р дко ограничивается у.свосні мъ учицимися матеріала, заоючающагося въ учебник . Главною причиною этиго явленія, безспорно, служитъ отоутстіие въ нашей педагогич ской ли
Стр.4
IT т ратур таЕОію учобнаго поеобія, іштороо доступно было бы учащимся и, находясь постояныо у нихъ подъ руками, служило бы имъ не только подспорьемъ для бол е основат льнаго разучиванія учебника, но вм ст съ т мъ представляло бы матеріалъ для самостоятельныхъ вн классныхъ чтеній и письменныхъ работъ. И хотя въ нашой исторической литератур появился ц лый рядъ сочиненій, то въ вид монографій, то даже въ вид общей исторіи западной Россіи, но эти труды в сьма мало пригодны для нашей школы: общая исторія иока не можетъ быть признана удовлетворительеой, всл дствіе недостаточнаго еіц изученія многихъ сторонъ древней западно-русской жизаи; изсл - дованія же отд льныхъ историческихъ событій, разс янныя по многотомнымъ дорогимъ сочиненіямъ или по спедіальнымъ изданіямъ, совс иъ недоступны учащимся, поэтому въ учебномъ пособіи чувствуется такая же потребность и въ настоящее время, какая чувствовалась четв рть в ка тому назадъ, когда изв стный государственный д ятель, гр. М. В. Муравьевъ. предложилъ конкурсъ на составленіе учебника по русской исторіи „прим нит льно къ нуждамъ С веро-западнаго края". Для удовлетворенія этой насущной потр бности наш й школы и предлагается настоящая Хрестоматія. Служа до~ полненіемъ къ'учебнику, она представля тъ рядъ статей о выдающихся момонтахъ исторіи западной Россіи, начиеая съ древн йшигь временчэ и кончаявозсоединеніемъ западнорусскихъ уніатовъ съ православною дерковыо. Значительная часть этихъ статей ішсвящена положеяію праиославной ц ркви, съ судьбами которой неразрывно связаны были вообще судъбы русской національности въ западной Россіи. Дал сл дуютъ вопросы о внутреннемъ состояніи западнорусскаго общества, которые, при всей своей важности, наим н удовл творит льно изложены въ уч бникахъ. Отводено такж значительное м сто и первоначальнымъ источникамъ, служащимъ основой наіпихъ историческихъ св -
Стр.5
Хрестоматия_по_истории_Западной_России_(1).pdf
— 382 — мецкихъ народовъ, а Русь была соединена съ Польшею: естественно было Руси стремиться къ раввой образованности съ Полыпею, и вотъ Полыпа скоро охватила Русь своимъ ВЛІЯНІРМЪ нравственнымъ и умственнымъ. Короли Ягайловой крови, будучи чужеродцами въ Полып , подчинились перев су посл дней. Еще Сигизмундъ I, по свил тельству стариковъ, съ умиленіемъ вспоиинавшихъ о немъ чрезъ долгія времена посл его смерти, в ренъ былъ литовско-русскому происхожденію своихъ иредковъ, н мцевъ не терп лъ какъ собакъ, ляховъ не любилъ за ихъ хитрости, но любилъ за то сердечно Русь и Литву. He такого отзыва заслужилъ отъ т хъ же стариковъ сынъ его Сигизмундъ-Августъ. „Его"—говорили они—„и меліду добрыми людьми считать не нужно. Онъ полюбилъ н мечину бол е насъ; что наши старые короли собрали, то новые—и онъ первый между ними—н мцамъ раздали" '). Что возбуждало въ старикахъ XVI в ка нодобрые отзывы о Сигизмунд -Август , то составляло общія черты д тей и внуковъ этихъ стариковъ. Русское дворянство изъ потребности просв щенія стало изо вс хъ силъ стараться быть похожимъ на польское и вм ст съ нимъ, въ изв стныхъ, однако, отношеиіяхъ, на н мцевъ, т. е. вообще на заиадныхъ европейцевъ. Поляки почуяли, что для нихъ въ Руси настанетъ время играть роль цивилизаторовъ и толпами стремились въ страву, гостенріимную для нихъ на столько, на сколько Польша была гостепріимною для западныхъ европеи цевъ. Ляхъ для русскаго сталъ существомъ высшимъ, да и ляхъ еачалъ считать себя такимъ. Богатые паны—-литовскіе и русскіе—завели у себя во дворахъ притоны для пришедшихъ ляховъ—цивидизаторовъ; одни служили у нихъ въ качеств дворянъ или оршака, другіе въ низшемъ качеств слугъ или барвы. Но слуга ляхъ далеко былъ не тотъ, что слуга русинъ илилитвинъ. „Давай ему"—говоритъ вреверженець старины 2 )— „фалендышевую сукню, корми его жирно и не спрашивай съ него никакой службы, только и д ла у него, что убравшись пестро, иа высокихъ каблучкахъ скачетъ около д вокъ, да трубитъ въ болыпой кубокъ съ виномъ. Панъ за столъ, а слуга себ за столъ; панъ за борщъ, а слуга за толстый кусокъ мяса; панъ за бутылку, а. слуга за другую, а коли плохо еедержитъ, то изъ рукъ вырветъ". Въ домашней жизни, въ пріемахъ обращенія, въ правахъ все, составлявшее признаки русской старины, становилось, по современнымъ тогдашнимъ понятіямъ, признаками грубости и нев жества; все нольское и западное служило выв скою образованности и хорошаго обращенія. Старинныя русскія однорядки и корзны показались безобразными и неудобными; ихъ стали зам нять вычурные наряды, заимствованные иоляками изъ Германіи, Венгріи, Испаніи и Италіи, подъ названіями цугъ, кабатовъ, страдетокъ, делій, китлей и проч., нарядовъ, до чрезвычайности разнообразныхъ по вкусу и ирихоти каждаго, то длинныхъ до земли, то короткихъ немного ниже пояса, то совс мъ безъ воротниковъ, то съ такими огромными воротниками,. что трудно было разобрать: воротникъ при') Изъ р чи Мелешко, ироизнесенной на сейм . См. № 46. •) Мелешко.
Стр.1
— 383 — іпитъ къ платью, или платье къ воротнику,—нарядовъ со множествонъ разновидныхъ строчекъ и пуговокъ, вышивокъ, нашивокъ, кистей, бахромы, лентъ, плетеницъ, снурковъ... кто гд что подм тилъ, тотъ и наряжалъ себя такъ. У вс хъ народовъ были націовальныя одежды, говоритъ современвикъ, только у полякокъ ихъ не стало, и кто-то, рисуя народные уборы, не нашелъ ничего ум стн е для польскаго убора, какъ нарисовать поляка съ кускомъ ткани. Непристойными для дворянскаго званія стали казаться старинныя пом щенія русскихъ пановъ: то были деревянные домы, покрытые дубовою говтою, съ огрокными с нями по сііедин и съ св тлицами по об стороны с ней, гд по б лымъ ст намъ не было другихъ украшеній, кром образовъ, гд стояла зеленая поливаная печь, и не было иной мебели, кром лавокъ вокругъ ст нъ и простыхъ некрашенныхъ столовъ, покрытыхъ цв тными коврами. Старики любили жить просторво, но просто; у иного было на двор н сколько неболыішхъ домиковъ, но вс они блистали только опрятностью, а не богатствами. И вотъ стали возвышаться пышные палацы, построенные и убранные во всевозможн ишихъ вкусахъ Европы. Уже не довольствовались русскіе дворяие угощать своихъ гостей борш.емъ да кашамн. У нихъ на пирахъ появились вычурныя выд лки львовъ, слоповъ, людей. деревьевъ, приготовленния со всею хитростью западно-европейской поварви, чрезвычайно пестрыя, раскрашенныя,. раззолоченныя и нездоровыя, т мъбол е, что, позам - чанію современника, что готовилось въ пятницу, то подавалось на столъ въ воскресевье. Зав тныя наливки на туземныхъ ягодахъ и прад доіикіе меды уступилн ы сто венгерскимъ и испавскимъ вивамъ. Для панскйхъ вы здовъ начали служить роскошныя мудреныя коляски, лектики, брошки съ богатыми цв тистыми коврами, съ вышитыми бархатными иодушками. ДК,енщины, какъ всегда бываетъ въ такія вреыена, съ увлеченіемъ кидались на новизну, оставлялп простымъ м - щанкамъ довашнвать неуклюжіе русскіе л тиикн и опашни и стали прелыцать сердца итальянскими и испанскпми биретами, феретамн, фалбанами, фордыгалами; по западному обычаю знатныя русскія панн стали ходить съ длнннымн хвостаыи, которые несли за ними мальчики. Сначала это возбуждало см хъ, но потомъ помнрнлись и съ этимъ русскіе, объясвяя себ , что того требуетъ хорошій тонъ и образованность. Вся эта наружная пестрота была выв скою впутренняго переворота. Дворянская Русь чувствовала потребность восвитанія. Чтобъ получить образованіе, вужно было или отдать д тей въ польское заведевіе, илн держать въ дом учителей изъ поляковъ и иностранцевъ. Въ обоихъ случаяхъ молодой русивъ воспитывался въ ущербъ своей народиостн. Все, что составляло кругъ образованности: вонятія о грал:даиственностн, о врав , о литератур , о ваук , все прнвималось и все становилось въ вротивор чіе съ русскимъ житьемъ-бытьемъ. Языкъ юліво-русскій подвергся сильпоыу вліянію вольскаго, и ему грозила ввереди немивуеыая гибель, ибо уже въ конц XVI в ка самые ревноетные русскіе говорили и писали во-вольски больше и охотн е, ч мъ на своеыъ лзык . Этому способствовали браки; гд только входила волька въ руссісій домъ, за нею входилъ въ семью н получалъ господство польскій языкъ. Тогда былъ обычай у поляковъ: по окон
Стр.2
— 384 — чаніи ученія въ отечеств здить для высшаго образованія на н - сколько л тъ за-границу, слушать курсы въ заграничныхъ университетахъ и присматриваться къ быту образованныхъ народовъ. Русскіе паны посл довали тому же прим ру; для нихъ такія путешествія были дальн йшимъ средствомъ къ утрат своей нарадности, потому что они, первоначально воспитанные по-польски, отправлялись за-границу уже не русскими а поляками. Воспитываеыые иностранцами, получивъ просв іценіе не въ своесторонной форы , русскіе привыкди скоро вид ть во ВСРМЪ, что составляло сущность ихъ старой умственной жизни, противоположность ііросв щенію. Покинуты были родные обычаи, русскій образъ домашней; жизни; изм нялся и забывался родной языкъ. Оставалась только своя русская православная в ра. По стеченію обстоятельствъ и она не сильна была устоять лротивъ рокового напора чужой цивилизаціи, ломавшей все русское, особенно если на нее покусится какая нибудь изъ западныхъ в ръ, будь это католичество или протестанство. Между т мъ высшіе духовные сановники русской церкви, находясь въ стран , соединенной иолитически съ католическою страною, принимали такія черты, которыя были обычны въ среднев ковой исторіи западной церкви, но чужды м соблазнительны для православія. Происходя изъ дворянскихъ фаыилій, они не отличались смиреніемъ и простотою древнихъ русскихъ пастырей и сохраняли подъ архіерейскою одеждою мірскія привычки. Вм сто того, чтобы сообразно православнымъ обычаямъ, проходить въ монастыр долговремениую школу воздержавія и поста, они получали м ста не по нспытаніи, a no связямъ и покровительству сильныхъ, часто посредствомъ подкупа располон ивъ къ себ королевскихъ придворныхъ. По правиламъ святыхъ отецъ, еішскопы при избраніи должны были иредставлять свид тельство о своей достойности. „А за васъ кто свид тельствовалъ"? восклицаетъ современный обличитель: „Свид тельствовали о васъ румяные червонцы да б лые большіе талеры, да ііолуталеры, да орты, да четвертаки, да потройники, что вы давали зпатп йшимъ секретарямъ и референдаріямъ, льстецамъ и тайнымъ шутамъ его королевскаго величества, и они свид тельствовали, что вы достойны панствовать и своевольствовать надъ им ніями и селами, принадлежащими къ епископскимъ... Завернете въ бумажки червончики; тоыу въ руку сунете, другому сунете;... м шечки съ талерами тому, другому, третьему... кому поважн е; а писари не гнушаются и потройниками, да грошами, берутъ и дерутъ: вотъ ваши ходатаи"! Архіереи вступали въ духовное званіе только для приличія и тотчасъ же ироизводидись въ званіе іерарховъ, управляли церковными ші ніями со вс ми иравами и проявленіями св тскаго суда и св тскаго ироизвола; подобно старостамъ, держали у себя толпы слугъ и вооруженные отряды, и не р дко д - лали на сос дей на зды, по обычаю св тскихъ влад телей, которые, въ случа ссоръ, дозволяли себ саігоупранства. Нравственность ихъ не внушала уваженія. Безиорядки въ церковномъ стро увеличивались отъ произвольнаго вы шательства св тскихъ лицъ. До чего доходило своевольство старостъ можетъ служить образчикомъ вражда Кириллы Терлецкаго съ луцкимъ ч старостою. Поссорившись съ ішскопомъ, староста яе
Стр.3
— 385 — пускалъ его служить въ соборную ц&рковь, стоявшую въ заик , въ ведикіе дни страстной субботы и па&хи, для пот хи завелъ музыку въ церковныхъ притворахъ, а сво вольные гайдуки его стр ляли въ ц рковный куподъ. Состояніе низшаго духов нства было плачевно. Владыки обращались съ нимъ грубо, облагали налогами въ свою пользу, наказывади тюремнымъ заключеніемъ и побоями, не давая никому отчета. Изъ монастырей, приписанныхъ къ архіерейскимъ ка едрамъ, вдадыки под лали себ хутора и содержали тамъ псарни. Духовные терп ли отъ произвола старостъ и влад льцевъ т хъ им ній, гд были ихъ приходы. Панъ заставля тъ приходскаго священника хать съ подводами, беретъ въ услужепіе , го сына, забавляется надъ нимъ и надъ его семьею, и, по произволу, угнетаетъ налогами наравн съ свошіъ хлопомъ. Въ особенности состояніе духовныхъ было подвержено лишеніямъ тамъ, гд панъ былъ католикъ или протестантъ. Тамъ пом щики облагали самое богосдуженіе пошлинами; такъ, священники должны были платить ыо 2 и по 4 (если онъ протопопъ) злотыхъ. Этого, говоритъ современникъ, не несли ни жидовскія синагоги, ни татарскія мечети. Иной русскій, обратившись въ протестантство, изъ фанатизма уничтожалъ церковь вовсе, а зданіе, гд она находилась, обращалъ въ хл въ. Негд было священникамъ пріобр татьвоспитаніе, приличное ихъ званію; они оставались въ крайнемъ нев жеств , и не могло быть р чи о поученіи народа. Одинъ изъ современниковъ выражается въ такихъ чертахъ о нев жеств духовенства какъ высшаго, такъ и низшаго ^: „Н которые изъ нашихъ пастырей разумнаго стада Христова едва достойны быть пастухами ословъ! He пастыри они, а волки хнщные, не вожди ихъ начальники, а львы голодные, полшрающіе овецъ своихъ. 0, несчастное стадо! какъ можетъ быть учителемъ такой пастырь, который самъ ничему не учился и не знаетъ, ч мъ онъ обязанъ Богу и ближнему, когда онъ съ д тскихъ л тъ занимался не изученіемъ св. писанія, а несвойственными духовному зваиію запятіями: кто изъ корчыы, кто изъ панскаго двора, кто изъ войска, кто проводилъ время въ праздности, а когда не стало на что сть п во что од ться, а нужда ему шею согнула, тогда онъ начинаетъ благов тствовать, а самъ не смыслитъ, что такое благов тствованіе и какъ за него взяться. Церковь наша нааолнена на духовныхъ м сіахъ мальчишками, недоростками, грубіянами, нахалаии, гуляками, обжорами, подлипадами, ненасытными сластолюбцаыи, святопродавцами, несправедливыми судьями, обманщиками, фарисеями, коварными іудами"! При такомъ состояніи духовенства простой народъ только цо имени былъ христіанскимъ; а были такіе, чти безъ крещеііія оставались во всю жизнь. Народъ жилъ своею старою жизныо, нерааД дьно отъ природы, безъ первоначальныхъ понятій о сущности христіанской религіи. Во дворянств греческой в ры развплась холодпость къ ') рииосъ. (Мьлетій CMOTpunKifi). 25
Стр.4
— 386 — отцовской религіи, переходившая часто и скоро въ уб жденіе о превосходств другихъ христіанскихъ в роиспов даній: православная церковь безпрестанно теряла своихъ членовъ дворянскаго происхожденія. Во время Сигизмунда-Аввуста, когда въ Полып и Литв распространялась реформація, многіе покидали в ру отцовъ и принимали кальвинство или аріанство, другіе хотя явно не переходили въ инов рство, но оставались безъ всякой сердечной и нравственной связи съ своею в рою и почти также были ей чужды, какъ и перешедшіе въ другую; коль скоро русскій шляхтичъ получилъ воспитаніе или даже только воображалъ себя восцитаннымъ, у него понятія и чувства обращались къ иному ыіру, и онъ старался быть чуждымъ православію. Съ т хъ поръ, какъ іезуиты накинули на Р чь-Посполитую свою католическую с ть, русскіе стали переходить въ католичество. Протестантство и католичество, то и другое угрожало православію; и, правду сказать, врежде ч мъ іезуиты не взяли господства надъ протестантствомъ, посл днее для православія было опасн е католичества. Въ южной Руси отцу сеыейства иевозможно бьтло найти учителя, который бы преиодавалъ законъ Божій и первоначальныя св д нія, и родители поневол поручали воспитаніе д тей инов рцамъ, а т , по духу прозелитизма, общему тогда вс мъ толкамъ, старались воспитанникамъ внушить предпочтеніе чужой в ры. Острожскій завелъ у себя школу, типографію и ііобуждалъ вс хъ православныхъ дворянъ д лать тоже. Но мало было охотниковъ сл довать его прим ру, да и трудно было. Учителей негд было набирать на вею Русь. Своихъ н тъ; съ востока также получить нельзя было; въ московщин тоже нев жество; а приглашать инов рцевъ—значило губить в ру. Естественно было поддаваться іезуитскимъ внушеніямъ и приходить. невольно къ мысли о соелиненіи съ римскою церковью. 46. Р чь каштеляна Смоленскаго Ивана М лешка на сейм 1589 г. 1 ) {Лзъ соч. Давлтцева: „Еольекая анархіл"). Всепресв тл ишій, милостпв йшій король и милостпвые моп братья! Вы хавъ изъ дома, молплъ я Бога прі хать къ вамъ здоровьшъ и найтп п прпв тствовать васъ въ добромъ здравіп. Надо мн съ вамп посов товаться, а я на подобныхъ съ здахъ никогда не бывалъ в съ пхъ велпчествамп короляіш нпкогда не зас далъ, потому что прн покойныхъ нашпхъ велпкпхъ квязьяхъ лптовскнхъ ве бывало сентенцій: просто отъ чистаго своего сердца онп говорплп ((howoryli), полнтпкп не в далп, и въ глаза высказывали золотую правду; еслп же кто лпбо изъ нпхъ п пошутплъ, то безъ злого узіысла; но коль скоро королп полюбпли н мцевъ бол е нежелп насъ, то все, что собралп ') Смоленскь тогда принадлежал7> Роспіи, ио полякн и посл іготери городовь и областеГі иродолжали велидатьсн иочетпыми титулами; таісъ, были потомт. воеиоды черпиговскіе и кіевскіе, безъ Черпигоиа и Кісва, имъ пе припадлеікавшихъ.
Стр.5