Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Экологический мониторинг (220,00 руб.)

0   0
АвторыЧурсина Мария Александровна, Негробов Олег Павлович
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц162
ID656281
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре экологии и систематики беспозвоночных животных медико-биологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов бакалавриата 3-го и 4-го курсов.
Экологический мониторинг / М.А. Чурсина, О.П. Негробов .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 162 с. — 162 с. — URL: https://rucont.ru/efd/656281 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экологический_мониторинг.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Экологический_мониторинг.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Учебно-методическое пособие Составители: М.А. Чурсина, О.П. Негробов Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
Оглавление Экологический мониторинг и его нормативно-методическая база ................. 4 Классификация методов экологического мониторинга .................................. 16 Методы оценки состояния окружающей среды ............................................... 18 1. Физико-химический мониторинг .................................................................. 18 1.1. Техника отбора проб ................................................................................ 21 1.2. Анализ природных вод ............................................................................ 26 1.3. Методы лабораторного анализа, используемые при контроле загрязнения атмосферы ............................................................................................. 47 1.4. Химический анализ почв ......................................................................... 61 1.5. Мониторинг суперэкотоксикантов ......................................................... 70 2. Физический мониторинг ................................................................................ 72 2.1. Оценка шумового загрязнения ............................................................... 72 2.2. Ионизирующее изучение как экологический фактор .......................... 77 2.3. Электромагнитное загрязнение .............................................................. 82 3. Биологический мониторинг ........................................................................... 87 3.1. Понятие биоиндикации и область ее применения ................................ 87 3.2. Выбор организма-биоиндикатора .......................................................... 88 3.3. Методы биоиндикации ............................................................................ 91 3.4. Понятие биотестирования и область его применения ....................... 111 3.5. Токсикологические основы биотестирования. Зависимость доза – эффект ................................................................................................. 113 3.6. Выбор тест-объекта ................................................................................ 118 3.7. Подходы в биотестированию ................................................................ 120 4. Популяционный подход ............................................................................... 141 4.1. Количественные учеты наземных позвоночных ................................ 142 4.2. Учет численности и экологического разнообразия насекомых ........ 153 3
Стр.3
– государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды; – государственный мониторинг атмосферного воздуха; – государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации; – государственный мониторинг земель; – государственный мониторинг объектов животного мира; – государственный лесопатологический мониторинг; – государственный мониторинг воспроизводства лесов; – государственный мониторинг состояния недр; – государственный мониторинг водных объектов; – государственный мониторинг водных биологических ресурсов; – государственный мониторинг внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; – государственный мониторинг исключительной экономической зоны Российской Федерации; – государственный мониторинг континентального шельфа Российской Федерации; – государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал; – государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, в соответствии с федеральными законами осуществляются: 6
Стр.6
– поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды; – поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия; – оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов; – определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды; – выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям; – направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений; – направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рацио7
Стр.7
нального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений; – выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов; – оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий; – создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды; – хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам; – поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды; – поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия; – оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов; – определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды; – выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной вла8
Стр.8
сти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям; – направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений; – направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений; – выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов; – оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий; – создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды; – хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам. 9
Стр.9
Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя: – информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); – результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора; – данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных. Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.