Анатолий Федорович Кони
Нравственный облик Пушкина
Оригинал здесь -- http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/KONI/AFKONI_P.HTM
Речь, посвященная 100-летию со дня рождения Пушкина, прочитанная 26 мая 1899 г. на
торжественном заседании Академии Наук, впервые напечатана в "Вестнике Европы" (1899 г, No 10) с
посвящением П.Н. Обнинскому.
Под названием "Общественные взгляды Пушкина" и в несколько измененном виде вошла в книгу
"Чествование памяти А.С. Пушкина имп. Академией Наук в сотую годовщину дня его рождения. Май
1899", СПб., 1900 и напечатана отдельно (СПб., 1900). С исправлениями редакционного характера под
заглавием "Нравственный облик Пушкина" включена в книгу А.Ф. Кони "Очерки и воспоминания", СПб.,
1906, а затем перепечатана с незначительными поправками в четвертом томе книги "На жизненном
пути" (Ревель - Берлин, изд. "Библиофил", [1923]). Этот последний прижизненный текст публикуется в
настоящем издании.
Часть речи (главным образом вторая половина, с сокращениями) повторена с добавлениями в
докладе, прочитанном 17 февраля 1921 г. в Доме литераторов на заседании, посвященном 84-й годовщине
смерти поэта (напечатана в книге "Пушкин. Достоевский", Пб., изд. Дома литераторов, 1921). Некоторые
из этих добавлений приводятся в примечаниях к соответствующим страницам.
I
Поэт с многогранной душой - Пушкин был не только гениальным художником, но и великим
явлением жизни русской. В признании именно такого его значения сходятся между собою, - с различных
точек зрения, - Гоголь, Белинский и Достоевский. Но великие явления, как в области нравственной
природы, так и в области природы физической, имеют одно общее свойство: про них никогда нельзя
сказать, что они изучены окончательно. Их глубокое значение, их сила и воздействие на окружающее
никогда не раскрываются вдруг и сразу. Поэтому и Пушкин - несравненный выразитель коренных начал
народного духа, могучий и вдохновенный ковач родного языка, мыслитель и певец, историк и гражданин -
представляет неисчерпаемый материал для изучения. В его духовной природе, по мере созревания и
расширения русской мысли, по мере более близкого знакомства со всем, что к нему относится,
открываются все новые горизонты. Этим он походит на своего любимого исторического героя - на
великого Петра.
С него начинается у нас литература в ее настоящем значении - выразительницы свойств и
потребностей общества и провозвестницы его упований. Какую бы сторону ее ни исследовать, приходится
почти всегда подняться, вверх по течению, к Пушкину. Ему ничего не было чуждо; его трезвый,
проникновенный и свободный от исключительности ум, вооруженный гениальною силою выражения,
отзывался на все проявления и вопросы окружающей жизни и сыпал искры при каждом ее
прикосновении, а его глубокая любовь к родине, исполненная чувства, но чуждая чувствительности,
заставляла его вникать во все условия ее быта и истории. Полонский справедливо сказал о нем: "Это
гений - все любивший, все в самом себе вместивший..." [1]. Поэтому, оставляя в стороне поучительные
вопросы о творчестве Пушкина, о его бессмертных заслугах для русского языка и словесности, о его
художественном "credo", возможно остановиться и на его правовых взглядах и, пользуясь его
сочинениями, письмами, заметками, а также воспоминаниями о нем Смирновой [2], князя Вяземского и
др., попробовать вглядеться в его отношение к одной из важнейших сторон жизни общества.
Пушкин был исполнен чувства и искания правды. Но в жизни правда проявляется прежде всего в
искренности в отношениях к людям, в справедливости при действиях с ними. Там, где идет дело об
отношениях целого общества к своим сочленам, об ограничении их личной свободы во имя общего блага
и о защите прав отдельных лиц, - эта справедливость должна находить себе выражение в
законодательстве, которое тем выше, чем глубже оно всматривается в жизненную правду людских
потребностей и возможностей, - и в правосудии, осуществляемом судом, который тем выше, чем больше в
нем живого, а не формального отношения к личности человека. Вот почему - justitia fundamentum
Стр.1