Морозовъ t
ИСТОРІЯ РУССКАГО ТЕАТРА ^до половины J T I I I стол тія. <...> Обнимая собою вреия отъ перваго появл н т драматическихъ зр лищъ на Руси. до начала театральной д йтельности Волкова и Сумарокова, настоящій томъ представляетъ отд льное, самостоятельное ц лое, такъ какъ появлені мъ на сцен трагедій Сумарокова открывается новый п ріодъ исторіи наш го театра. <...> . Кобеко, пользоваться частыо прим чаній Н. С. Тихонравова ко П-му тому: они служили мн руководствомъ при анализ двухъ пьесъ изъ репертуара Кунста (гл. <...> Бъ ириложеніи къ яастояшему тому поя щевы дв комедіи начала XVIII в ка, остававшіяся до сихъ поръ неизданныии, и отрывокъ изъ комедіи объ Іосиф . <...> Пьесы, не входчвиіія въ репертуаръ Кунста и Фирста. <...> Судьбы драматической литературы и театра на Руси до сихъ поръ еще не были предметомъ такого спеціальнаго изсл дованія, і;оторое, основываясь на вниматедьномъ изученіи исторпческихъ фактовъ, задалось бы ц дью представить по возможности по.інуіо каріину раз-витія нашей драмы. <...> Такъ, напріш ръ, во Франціи только л тъ сорокъ ^тому назадъ впервые узнали, по до1
2
кументадьнымъ источникамъ, о существованіи народнаго театра до XV в ка, и первые издатели и изсд дователи этихъ источниковъ считали своею обязанностыо пзвиняться передъ публикой за грубость и отсутствіе «изящнаго вкуса» въ этихъ произведеніяхъ «варварскаго періода» французской сцены./Подобное же явленіе им ло м сто и въ Германіи, и въ Итадіи. <...> Даже и въ т хъ странахъ, гд вл <...>
История_русскаго_театра_до_половины_XVIII_столетия.pdf
t
П. 0. Морозовъ
ИСТОРІЯ
РУССКАГО ТЕАТРА
^до половины JTIII стол тія.
I
t^W
XV2791A ^
чи- 1
'І .'Sl^W^m
I
Тппографія В. Дкмлкокл. Иопыіі іюп.. 7.
||Л .-'
Стр.2
4
Издава мый теп рь п рвый томъ моего труда является новою
пер работкою моей книги: „Очерки изъ исторіи руеской
драмы XVII и XVIII стол тій", вышедшей въ прошломъ году
и также посвященной надальному періоду существованія нашей
сцены. Обнимая собою вреия отъ перваго появл нт драматическихъ
зр лищъ на Руси. до начала театральной д йтельности
Волкова и Сумарокова, настоящій томъ представляетъ отд льное,
самостоятельное ц лое, такъ какъ появлені мъ на сцен
трагедій Сумарокова открывается новый п ріодъ исторіи наш го
театра.
Источникамн для моей работы служили преимущ ственно печатные
и рукописные тексты старинныхъ драматическигъ произведеній,
и главная моя задача заключалась въ томъ, чтобы
представить возможно бол е полный литературно - историчеркій
и бытовой комментарій къ этямъ произведеніямъ. Уже
въ самол поетановк подобной задачв заключается указаніе
на ея труднос™ь, обусловленную недостаточностыо, ь, ан.огда и
н досіурностью, мат ріала. Стараясь н упускать изъ виду ни
аіал йш й подробности въ. общей исторической. картин ,я бол е
всего руководился хр бованкмъ строгои документалі.ноети, возможно
бол е точной критической нров рки наличныхъ св д ній:
въ исторіи литературы, какъ и въ иеторіи вообіц , факты сомнит
льной достов рности н должны ии ть м ста. Въ т хъ случаяхъ,
когда мн приходиось пользоваться чужими работами, я
всегда старался ироводить должную грань зіежду нееочн нностьго
Стр.4
и предположеніемъ, нжчего не принииая на в ру и устраняя все,
что противор чило источникамъ.
Труды русскихъ ^и иностранныхъ ученыхъ, служившіе мн
пособіяши, подробно указаны въ т кст книги. Первое м сто
между ними занииаетъ трудъ, къ сожал нію незаконченяый,
Н. 0. Тихонря вова:^.„Русскія драиатпческія ^произведенія
1672—1725 гг.й
iGaWlS7i,
2 томаТ.^іром пом щенныхъ
въ этомъ' собраніа текстовъ, я им лъ возможность, благодаря
любезности Д.
. Кобеко, пользоваться частыо прим чаній Н. С.
Тихонравова ко П-му тому: они служили мн руководствомъ
при анализ двухъ пьесъ изъ репертуара Кунста (гл. VII) и
главнышъ образомъ—московскихъ панегирпческихъ д йствъ временъ
Петра Великаго и драмы „Стефанотокосъ" (гл. IX). Прп
объясненіи своеобразныхъ словъ и выраженій напшхъ старинныхъ
дьесъ. я нользовался какъ словаремъ ироф. Тяхоэравова, такъ
и словар мъ книжной малорусской р чи по рукописн XVII в.,
изд. г. П. Житецкимъ въ приложеніи къ его „Очерку литературной
исторін малорусскаго нар чія въ XVII в к " (Еіевъ,
1889 г.).
Предполагая, первоначально, ограничиться исторіею только
самаго ранняго періода нашей драны, я посвятилъ этому предмету
рядъ б глыхъ очерковъ, оставляя въ сторон многія подробности,
казавшіяея несущественными. Въ настоящее время
моя первоначальная програмиа значительно _изм нилась и раргаирилась:
я поставилъ сеи ділью дать по возможности полную
яст&рію нашего театра за все время его.существованія,
я эта новая ц ль сд лала необходииою внимательную переработку '
прежняго труда. При этомъ я всего бол е заботился о томъ,
чтобы устранить неточность и неполкоту издоженія и ввести въ
кругъ изсл дованія факты, ран е мн неизв стные или не отм -
ченные за недостаГкомъ времени. Исяравленія и дополненія внес
ны. въ большей илй м ньшей стеаени, во вс отд лы книги,
въ особенности же въ отд лы, посвященные петровскому и поздн
ишему театру; вторая ноловина IX и заключительная X
Стр.5