Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Церковная старина на Ярославском археологическом съезде (90,00 руб.)

0   0
Первый авторПокровский Николай Васильевич
Издательствотип. Ф. Елеонского и К°
Страниц34
ID65420
Покровский, Н.В. Церковная старина на Ярославском археологическом съезде / [Н. Покровский]; Н.В. Покровский .— : тип. Ф. Елеонского и К°, 1888 .— 34 с. — URL: https://rucont.ru/efd/65420 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Церковная Ші-иші на ярошшмъ архшвгиеемъ СЪІІЗДІ Въ ряду старинныхъ русскихъ городовъ не много найдется такихъ, которые могли бы соперничать съ Ярошвлемъ по отношенію къ обилію дамятниковъ церковной старивы. <...> Блестящая эпоха въ исторіи русскаго церковнаго искусства, обнимающая в ка Х І-й и XVII-й, находить зд сь своихъ многочисденныхТ) представителей въ разнообразныхъ видахъ художественной произво дительности: архитектур , живониси, шить , металлическомъ яроизводств . <...> Богатъ также Ярославль и намятникамц древн -русской церковной письменности, находящимися въ церковныхъ и частныхъ библіотекахъ. <...> Поэтому любители церковной старины весьма обрадо ваны были, когда стало изв стно> что Ярославль назначенъ м стомъ VII-го археологическаго съ зда. <...> Помимо т хъ шести пунктовъ, въ которыхъ происходили ир дшествовашпіе съ зды, съ присоедин ніемъ сюда разв еще Новгорода, лучшій выборъ былъ едва ли возмож нъ. <...> Такъ, но крайней м р , представляется д яо на взглядъ почитателя церковныхъ древностей. <...> Не много зд сь дамятниковъ отъ древн йшей эпохи до XVI в., т хъ памятниковъ, которыми изобилуетъ Новгородъ и отчасти Кі въ, но памят ники XVII в. встр чаются во вс хъ старинныхъ ярославскихъ церквахъ, а число этихъ церквей весьма значительно. <...> Весьма в ррятно, что большая часть др вн йшихъ дамятниковъ церковной утвари, иконъ и т. п. погибла зд сь во время страшнаго пожара 1 1 іюня 1658 года, когда сгор лъ почти весь городъ и 29 городскихъ церквей. <...> Вотъ при чина того, почему большинство существующихъ ярославскихъ цері квей производить своимъ внутревнймъ убранствоіъ бол н или ме- однообразное вп чатл ні <...>
Церковная_старина_на_Ярославском_археологическом_съезде.pdf
Церковная Ші-иші на ярошшмъ архшвгиеемъ СЪІІЗДІ Въ ряду старинныхъ русскихъ городовъ не много найдется такихъ, которые могли бы соперничать съ Ярошвлемъ по отношенію къ обилію дамятниковъ церковной старивы. Блестящая эпоха въ исторіи русскаго церковнаго искусства, обнимающая в ка Х І-й и XVII-й, находить зд сь своихъ многочисденныхТ) представителей въ разнообразныхъ видахъ художественной производительности: архитектур , живониси, шить , металлическомъ яроизводств . Богатъ также Ярославль и намятникамц древн -русской церковной письменности, находящимися въ церковныхъ и частныхъ библіотекахъ. Поэтому любители церковной старины весьма обрадованы были, когда стало изв стно> что Ярославль назначенъ м - стомъ VII-го археологическаго съ зда. Помимо т хъ шести пунктовъ, въ которыхъ происходили ир дшествовашпіе съ зды, съ присоедин ніемъ сюда разв еще Новгорода, лучшій выборъ былъ едва ли возмож нъ. Такъ, но крайней м р , представляется д яо на взглядъ почитателя церковныхъ древностей. Не много зд сь дамятниковъ отъ древн йшей эпохи до XVI в., т хъ памятниковъ, которыми изобилуетъ Новгородъ и отчасти Кі въ, но памятники XVII в. встр чаются во вс хъ старинныхъ ярославскихъ церквахъ, а число этихъ церквей весьма значительно. Весьма в - ррятно, что большая часть др вн йшихъ дамятниковъ церковной утвари, иконъ и т. п. погибла зд сь во время страшнаго пожара 11 іюня 1658 года, когда сгор лъ почти весь городъ и 29 городскихъ церквей. Выстро нныя же вскор посл этого пожара церкви остаются въ ц лости до настоящаго времени. Вотъ причина того, почему большинство существующихъ ярославскихъ цері
Стр.1
однообразное вп чатл ні , вотъ обълсненіе факта того необычайнаго оживл ніл художественной д ятельности въ Ярославі квей производить своимъ внутревнймъ убранствоіъ бол н въ XVII в к , которое невольно обраща тъ на себя вниманіе при осмотр ярославскихъ церквей. Не им я нам ренія говорить о вгЪхъ вообще церковныхъ древностяхъ Ярославля, мы постараемся передать въ краткйхъ чертахъ результаты занятій съ зда по этому предмету, равно какъ и по предмету церковныхъ древностей вообще, зат мъ указать важн йшее сод ржаніе археологической выставки при съ зд , отм тить пункты арх ологич скихъ экскурсій членовъ сь зда, наконецъ сообщить, въ вид мат ріала для будущихъ изсл дованій, наши наблюденія надъ ст нописями ярославскихъ церквей. Памятники ярославскаго церковнаго зодчества носятъ на себ н сомн нны сл ды московскаго вліянія. Центромъ художественной д ятельности въ Х П в. была Москва, которая и распространяла свое вліяніе на всю Россію и даже на Новгородъ, который въ былое время самъ иногда давалъ образцы для вновь сооружаемыхъ московскихъ храмовъ. Близкое географическое сос дство Ярославля съ Москвою, постоянный оживленныя сношенія, неизб жно должны были поставить ярославское искусство подъ опеку московскаго. Плодъ народной мудрости, м стная пословица „Ярославль городокъ Москвы уголокъ* должна была явиться подъ вліяніемъ н - котораго сходства, какъ въ общемъ склад жизни въ той и другой м стности, такъ въ частности сходства во вн шней картин , на фон которой рельефно выстунаютъ въ блестящихъ контурахъ православные храмы. Въ тоже время законодательство Москвы въ области худож ственнаго вкуса не было тяж лымъ бременемъ, убивающимъ всякі проблески личнаго художественнаго вкуса м стныхъ художниковъ. Отсюда представляется весьма ест ственнымъ искать и въ ярославскихъ храмахъ особенностей м стнаго художественнаго творчества. Представители исторіи архитектуры на съ зд , въ своихъ рефератахъ, обратили особенное вниманіе на храмы Іоанна Предтечи въ Толчков , Іоанна Златоуста въ Коровникахъ Хр ф - ратъ А. М. Павлинова), ;соборъ и трапезную церковь въ Толгили ме
Стр.2
— 3 — скомъ монастыр (рефератъ Н. В. Султанова); вс он яостро ны въ XYH в к , вс им ютъ ясные признаки самобытнато творчества, н только обще-русскаго, но и м стнаго. Грандіозный храмъ Іоанна Предтечи, сіяющій своими пятнадцатью вызолоченными павами принадл житъ къ числу самыхъ характерныхъ сооруженій. По плану онъ сходенъ съ другими ярославскими храмами: это н сколько удлиненный по направленію ВЗ прямоугольникъ, оканчивающійся съ восточной стороны пятью алтарными тлукружіями, изъ коихъ въ средн мъ пом щается алтарь, въ двухъ сос днихъ съ нимъ жертв нникъ и діаконикъ, а въ крайнихъ особые прид лы. Въ структур зданія проходитъ также общая черта: сводъ покоится на ст нахъ и аркахъ, опирающихся на два столба, стоящіе посредин храма. Оъ трехъ сторонъ храма — западной, с верной и южной—находятся крытыя галлер и, высота которыхъ равняется приблизительно одной трети высоты всего зданія; нродолж ніе галлерей с в рной и южной на восточной сторон составляют упомянутые нрид лы. Цв тъ зданія снаружи кирпичный, безъ всякой окраски. Многочисленные изразцы съ изображеніемъ цв товъ и птицъ, украгаенія изъ кирпича въ вид полуколоннокъ и пилястровъ — гладкихъ и чешуйчатыхъ, витыхъ, съ поясками, въ вид квадратовъ со вставленными въ нихъ изразцами, зубчиковъ, и сухариковъ, треугольниковъ и т. п. украшають фасады, ст ны галлерей и входы зданія. Вверху по ст намъ зданія тянется карнизъ, украшенный разными фигурами, сд ланными изъ кирпичей, и выступаютъ полукружія ст нныхъ фасъ, соетавлякщихъ одинъ изъ постоянныхъ признаковъ владиміро-суздальской и московской храмовой архитектуры. Входы въ храмъ украшены росписными колонками, стянутыми посредствомъ росписныхъ арокъ. Внутренность украшена богатыми ст нописями, стариннымъ иконостасомъ и иконами. Это—русское сооруж ні ; какихъ-либо ясныхъ сл довъ иноземнаго, напр., голландскаго вліянія зд сь н видно.—Соборъ Толгскаго монастыря построенъ на подклет : это такая архитектурная особенность, которой н тъ въ древнихъ церквахъ Новгорода, Владиміра и Москвы и которая появляется въ первый разъ въ архит ктур московскаго Благов щенскаго собора. Алтарный сводъ
Стр.3