БЕСЪДЫ
ІГГ
bl D
1 Л,
ЕВАНГЕЛЬСШЯ ЧТЕНІЯ.
Объяененіе еихъ чтенш еъ приложеніемъ вытекяюіцихъ изъ нихъ
нраве-твениыхъ поученій.
-т изавиш тт.
СОСТАВИЛЪ
Св/гщ. I. Бухаревъ.
-^('-•Й.'Ч<':
!'
Vv^J.
^
Губ. гор. ВЛАДИМІРЪ.
Типографія П . Новгородекаго.
1887.
Стр.1
Отъ Московскаго Духовно-Цензуриаго Комитета печатать дозволяется
Москва 26 япваря 1887 года.
Цензоръ священникъ Іоаинъ
Немропавловскгй.
Стр.2
Вступит ельная бес да.
Все ученіе I Христа, Спасителя нашего, какъ вы, братіе,
знаете/ записано ев апостолами Его въ книгахъ ихъ: въ Евангеііяхъ
и Посланіяхъ. Ёниги сіи: Евангеліе и Апостолъ (посланія
апостольсіія называются у насъ Апостоломъ) іа?кдодяевно,
для нашего наученія в р и запов дямъ, вы слышите, читаются
по частямъ, въ храм за службами, особенно за литургіев, для
молящихся.
Нужно сказать вамъ, братіе, да и кто изъ васъ не знаетъ,
что въ Священномъ писаніи Евангелія и Апостола есть довольно
много не совс мъ понятнаго. И причины сего бол е или мен е
то же изв стны вамъ, 1) Священное писаніе написано на славянскомъ
язык , на которомъ н когда говорили наши предки.
Въ этомъ язык есть много словъ малопонятныхъ и совс мъ
непонятныхъ, наприм ръ, слова: одръ, очи0
трапеза срищетел
тродъ, бд ти и т. п. 2) Господь Іисусъ Христосъ и Апостолы
жили на восток , гд свои особые обычаи,'гд своя особая
м стность. И въ Священномъ писаніи говорится многое, прим
нительно къ тамошнимъ обычаямъ и тамошней м стности. 3)
Іисусъ Христосъ часто говорилъ притчами, т е. не прямо, а
подобіями, загадками. Такое ученіе конечно требуетъ разъясненія.
При всемъ этомъ, ученіе христіанское, какъ ученіе духовное,
принесенное съ неба, не можетъ быть легко понимаемо, а требуетъ
поясненія.
Посему, бр., ученіе Христово, слышимое, но не совс мъ понимаемое,'
безъ объясненія, не достигаетъ своей ц ли, т. е. не
научаетъ такъ, какъ должно, в р и запов дямъ Христовымъ.
А между т мъ Іисусъ Христосъ говорить: блаоютпи слыгтгціе
Стр.3
_
4 —
слово Ботге и соблюдающге или исполняющіе его (Лук. 11,
28). Но какъ исполнять, не понимая его хорошо? Пов ствуется
въ книг Д яній Апостольскихъ сл дующее: однажды халъ
вельможа Е іопскоЙ царицы и читалъ книгу пророка Исаіи. Апостолъ
Фшгаппъ, увид въ то, спросилъ вельможу: понимаетъ ли
онъ то, что читаетъ? Тотъ отв чалъ: какъ могу я понимать
безъ руководителя? и просилъ Филиппа с сть къ нему въ колесницу
и разъяснить ученіе пророка. Филиппъ сд лалъ такъ,
и что же? При первой же5
встр тившейся на дорог , р к вельможа
просилъ крестить его (Д ян. 8, 29—38).
Съ нын шняго дня, съ благословенія Госиода Бога и съ Его
помощію, начнемте, братіе, разъясненіе и толкованіе т хъ Евангельскихъ
чтеній, которыя вы слышите на литургіи въ воскресные
дни. Всякій воскресный день мы будемъ объяснить евангельское
чтеніе того дня. Будемъ д лать это сл дующимъ образомъ:
сначала прочитаемъ самое евангельское чтеніе, въ перевод
съ славянскаго, на своемъ русскомъ язык , которымъ
обыкновенно говоримъ мы, зат мъ, если въ немъ есть м ста,
требующія разъясненія, разъясвимъ ихъ и наконецъ выведемъ
изъ него поучительное наставленіе для себя,—для своей жизни
и д ятельности. Съ Богомъ же за доброе д ло!
Сегодня не будемъ объяснять читаннаго Евангелія, но предложимъ
вамъ, бр , н которыя зам чанія вообще о чтеніи Евапгелія
на нанійхъ церковныхъ службахъ, особенно на литургіи
Что такое собственно Евангеліе, изъ котораго мы слышимъ
чтеніе на литургіи и другихъ церковныхъ службахъ?
Это—главн йшая и священн йшая христіанская книга, въ которой
св. апостолами описана земная жизнь I. Христа Спасителя
челов ковъ и Его спасительное ученіе.
Что значить названіе: Евангеліе?
Евангеліе—слово греческое, по русски значитъ: добрая или
радостная в сть. Такъ называется главн йшая христіанская книга
потому, что для челов ковъ не можетъ быть бол е радостной
в сти, какъ в сть о Спасител и о в чиомъ чрезъ Него
спасеніи.
Когда и какіе изъ апостоловъ написали Евангеліе?
Евангеліе написано по вознесеніи I. Христа на небо. Написано
оно св. апостолами и евангелистами: Мат еемъ, Маркомъ, Лукою
и Іоанномъ Богоеловомъ. Еаждымъ изъ евангелистовъ написано
Стр.4
свое Евангеліе, называемое его ииенемъ: Матвея, Марка, Лука
и Іоаина, и одно изъ Евангелій написано раньше, другое позднее;
раньше вс хъ написано Евангеліе Мат ея, а поздн е Іоанна.
Поэтому всегда предъ чтеніемъ Евангелія діаконъ и священникъ
возглашаютъ: «отъ Мат ея или Марка, отъ Луки или Іоанна
святаго Евангелія чтеніе». Вей четыре Евангелія соединены
въ одну книгу и носятъ одно общее названіе: «Евангеліе».
Почему положено читать Евангеліе на церковныхъ службахъ?
Потому что во время молитвы на службахъ сердце наше бываетъ
бол е согр то и потому бол е способно принять евангельское
ученіе. Въ храм , какъ бы въ дом Бошіемъ, и изъ устъ
совершителя Богослуженія, какъ бы изъ устъ Самого Христа,
слышится евангельское ученіе о в р и доброд тели,
Какъ читается Евангеліе на церковныхъ службахъ?
Въ праздники, исторія которыхъ содержится въ Евангеліи,
напр. въ Рождество Христово, Ерещеніе, читается о сихъ самыхъ
ираздникахъ. Въ воскресные дни читаются особенно важныя м -
ста изъ Евангелія, каковы напр. особенный чудеса, притчи Христовы
и т. п. Въ праздники святыхъ читаются такія м ста, гд
содержатся указанія на подвиги святыхъ, напр. въ праздники
св. ангеловъ, апосголовъ указаиія на ангеловъ, апостоловъ. Въ
будничные дни читаются въ Евангеліи м ста, сл дующія по порядку.—Для
чтеній Евангеліе обыкновенно разд ляется на такъ
называемый зачала, содержащія въ себ по н скольку стиховъ
той или другой главы, такъ какъ обыкновенное разд леніе Евангелія,—это
разд леніе на главы, а главъ на стихи.
Какъ вдревле читалось Евангеліе на службахъ?
Вдревле выборъ чтеній завис лъ отъ воли предстоятеля; впосл
дствіи же времени были установлены опред леішын чтенія.
Н кто Евсталш, Александрійскій діаконъ, разд лилъ Евангеліе
съ Апостоломъ на зачала, который были приняты въ уиотребленіе
всею церковію.
Какими обрядами сопровождается чтеніе Евангелія на службахъ?
Предъ чтеніемъ Евангелія возглашаются слова: «И о слодобитися
намъ слышанію св. Евангелія, Господа Бога модимъ»,
«Премудрость, прости услыпшмъ св. Евангелія», «Водмемъ»,
«Слава Теб , Господи, слава Теб ». «Слава Геб , Господи^,»
поется, и по прочтеніи Евангелія. Евангелію всегда предносится
св тильникъ.
Стр.5