Анатолий Федорович Кони
Ирина Семеновна Кони
Кони А. Ф. <...> Кони Ирина Семеновна -- по сцене Сандунова, актриса и писательница, родилась 5 мая 1811 года
в семействе помещика Полтавской губернии Юрьева, умерла 24 сентября 1891 г. в Москве, где
воспитывалась и провела свои молодые и преклонные годы. <...> В 1837 г. под влиянием и по совету своего
родственника, известного писателя А. Ф. Вельтмана, вступила на литературное поприще, издав сборник
рассказов о "простых случаях жизни" под названием "Повести девицы Юрьевой" -- и вслед за тем
поступила на императорскую сцену, на которой -- сначала в Москве, а потом с выходом замуж за Федора
Алексеевича Кони, в Петербурге -- оставалась более 15 лет, с талантом и тонким пониманием исполняя
преимущественно комические женские роли. <...> Сотрудничая в "Литературной газете" Краевского,
"Репертуаре и Пантеоне" и "Пантеоне" (1852--1856) своего мужа, она поместила в них под фамилией
Юрьевой ряд повестей ("Воля и доля", "Сапожный снаряд", "Целковый", "Пуля-дура", "Цыганка",
"Купеческая дочка"), посвященных описанию столкновений между светскими условностями и
житейскою правдою и фактов из жизни незаметных, но глубоко чувствующих людей. <...> К этим,
написанным простым и вместе красивым языком и проникнутым теплою верою в лучшие стороны
человека, рассказам Кони присоединила уже в начале шестидесятых годов два очерка "Морская пена" и
"Новый управитель", напечатанные в журнале "Самообразование". <...> Покинув сцену, Кони продолжала служить драматическому
искусству, помогая своим опытом и знаниями устройству спектаклей с благотворительными целями и
сама приняв участие в устроенных в начале 60-х годов в Петербурге Литературным фондом спектаклях,
в которых играли выдающиеся писатели -- Тургенев, Писемский и др. <...> Исполнение ею ролей Кабанихи в
"Грозе", свахи в "Женитьбе" и городничихи в "Ревизоре" дало ей, судя по воспоминаниям П. И.
Вейнберга, возможность проявить выдающийся <...>
Ирина_Семеновна_Кони.pdf
Анатолий Федорович Кони
Ирина Семеновна Кони
Кони А. Ф. Воспоминания о писателях.
Сост., вступ. ст. и комм. Г.М. Миронова и Л. Г. Миронова
Москва, издательство "Правда", 1989.
OCR Ловецкая Т.Ю.
Кони Ирина Семеновна -- по сцене Сандунова, актриса и писательница, родилась 5 мая 1811 года
в семействе помещика Полтавской губернии Юрьева, умерла 24 сентября 1891 г. в Москве, где
воспитывалась и провела свои молодые и преклонные годы. В 1837 г. под влиянием и по совету своего
родственника, известного писателя А. Ф. Вельтмана, вступила на литературное поприще, издав сборник
рассказов о "простых случаях жизни" под названием "Повести девицы Юрьевой" -- и вслед за тем
поступила на императорскую сцену, на которой -- сначала в Москве, а потом с выходом замуж за Федора
Алексеевича Кони, в Петербурге -- оставалась более 15 лет, с талантом и тонким пониманием исполняя
преимущественно комические женские роли. Сотрудничая в "Литературной газете" Краевского,
"Репертуаре и Пантеоне" и "Пантеоне" (1852--1856) своего мужа, она поместила в них под фамилией
Юрьевой ряд повестей ("Воля и доля", "Сапожный снаряд", "Целковый", "Пуля-дура", "Цыганка",
"Купеческая дочка"), посвященных описанию столкновений между светскими условностями и
житейскою правдою и фактов из жизни незаметных, но глубоко чувствующих людей. К этим,
написанным простым и вместе красивым языком и проникнутым теплою верою в лучшие стороны
человека, рассказам Кони присоединила уже в начале шестидесятых годов два очерка "Морская пена" и
"Новый управитель", напечатанные в журнале "Самообразование". Она же переделала в 1850 г. с
французского драму "Порыв и страсть". Покинув сцену, Кони продолжала служить драматическому
искусству, помогая своим опытом и знаниями устройству спектаклей с благотворительными целями и
сама приняв участие в устроенных в начале 60-х годов в Петербурге Литературным фондом спектаклях,
в которых играли выдающиеся писатели -- Тургенев, Писемский и др. Исполнение ею ролей Кабанихи в
"Грозе", свахи в "Женитьбе" и городничихи в "Ревизоре" дало ей, судя по воспоминаниям П. И.
Вейнберга, возможность проявить выдающийся талант.-- До конца дней своих сохранила она искренний
интерес ко всему и отзывчивость на всякое горе, оставив в обширном кругу знавших ее прочные
воспоминания о живости своего ума и горячности сердца, не поддавшихся ни глубокой старости, ни
недугам.
Комментарии
Статья напечатана в т. IX "Русского биографического словаря" ("Кнаппе--Кюхельбекер", СПБ,
1903) за подписью К. Е. H--т. Криптоним расшифровывается как "кент".
Анатолий Федорович на протяжении всей жизни матери относился к ней с чувством огромной
любви и сыновней верности. Их связывали не только кровные, но и прочные духовные узы. Кони
унаследовал от матери -- вместе с литературным талантом, тягою к миру театра -- стремление помогать
людям, чистоту и благородство просветительских и альтруистских помыслов. Ирина Семеновна, уже
оставив сцену, занималась общественно-филантропической деятельностью.
П. И. Вейнберг. "Литературные спектакли". -- "Ежегодник императорских театров", сезон 1893-1894
гг.
Стр.1