Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645695)
Контекстум

Вотяки (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПотанин Григорий Николаевич
Издательствотип. А.С. Суворина
Страниц10
ID65364
Потанин, Г.Н. Вотяки / [Г.Н. Потанин, чл.-сотр. И.Р.Г.О.]; Г.Н. Потанин .— : тип. А.С. Суворина, 1883 .— 10 с. — URL: https://rucont.ru/efd/65364 (дата обращения: 17.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г. Бухъ прожилъ три года (1878—1880) въ Ижевскомъ завод и им дъ зд сь случай часто вид ть вотяковъ; кром того, чтобъ ближе познакомиться съ ними, онъ иногда пос щалъ деревни Гондырь-гуртъ (въ 5-ти верстахъ отъ завода) и Юски (въ 22-хъ верстахъ). <...> Личныя свои наблюденія, ограниченння, какъ видно, весьма неболыпимъ райономъ, онъ пополнилъ чтеніемъ русскихъ статей и разспросами вотяковъ, которыхъ онъ потомъ встр тилъ солдатами въ Гельсингфорс . <...> Книга его содержитъ въ себ св д нія о числ душъ вотяцкаго народа, его географическомъ распространеніи, устройств жилищъ, одежд , антропологическія зам тки, зам тки о народномъ характер и образ жизни, ремеслахъ, средствахъ къ пропитанію, пищ , о половой нравственности, уход за родильни цами и воспитаніи д тей, бол зняхъ, общественныхъ играхъ, музык , танцахъ, собственныхъ личныхъ именахъ, описаніе свадебнаго обряда, образцы народныхъ п сенъ, загадокъ, пословицъ, сказокъ, наконецъ, описаніе языческихъ религіозныхъ обрядовъ и изложеніе религіозныхъ в рованій вотяковъ. <...> Книга снабжена ри сунками этнографическаго содержанія, типами, къ сожал нію, но свид тельству самого автора, неудачно перерисованными съ фотографій, изображеніями д тской люльки, винокуреннаго снаряда, знаковъ, употребляемыхъ для обозначенія чиселъ и пр., а къ концу книги приложены указатель литературы о вотякахъ и дв таблицы 1 — 2 — съ изображеніемъ вотлцкихъ узоровъ въ ткань и вышивкахъ и ноты. <...> Жаль, что къ такому всестороннему одисанію вотлковъ не приложено карты территоріи, занимаемой вотяками. <...> Численность вотяковъ въ 1872 году достигала до 275 <...>
Вотяки.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Вотяки.pdf
\J ч ^J "ill III ii ни i mi 11| 2007042108 ССС Р дI да. i. %. Іаянніі SSXI-HL* вотяки. Вибліографическая зам тка по поводу книги Die Wotjaken, eine ethnologische Studie von Max Buch. Stuttgardt, 1882. Г. Бухъ прожилъ три года (1878—1880) въ Ижевскомъ завод и им дъ зд сь случай часто вид ть вотяковъ; кром того, чтобъ ближе познакомиться съ ними, онъ иногда пос щалъ деревни Гондырь-гуртъ (въ 5-ти верстахъ отъ завода) и Юски (въ 22-хъ верстахъ). Личныя свои наблюденія, ограниченння, какъ видно, весьма неболыпимъ райономъ, онъ пополнилъ чтеніемъ русскихъ статей и разспросами вотяковъ, которыхъ онъ потомъ встр тилъ солдатами въ Гельсингфорс . Книга его содержитъ въ себ св д нія о числ душъ вотяцкаго народа, его географическомъ распространеніи, устройств жилищъ, одежд , антропологическія зам тки, зам тки о народномъ характер и образ жизни, ремеслахъ, средствахъ къ пропитанію, пищ , о половой нравственности, уход за родильницами и воспитаніи д тей, бол зняхъ, общественныхъ играхъ, музык , танцахъ, собственныхъ личныхъ именахъ, описаніе свадебнаго обряда, образцы народныхъ п сенъ, загадокъ, пословицъ, сказокъ, наконецъ, описаніе языческихъ религіозныхъ обрядовъ и изложеніе религіозныхъ в рованій вотяковъ. Книга снабжена рисунками этнографическаго содержанія, типами, къ сожал нію, но свид тельству самого автора, неудачно перерисованными съ фотографій, изображеніями д тской люльки, винокуреннаго снаряда, знаковъ, употребляемыхъ для обозначенія чиселъ и пр., а къ концу книги приложены указатель литературы о вотякахъ и дв таблицы 1
Стр.1
— 2 — съ изображеніемъ вотлцкихъ узоровъ въ ткань и вышивкахъ и ноты. Жаль, что къ такому всестороннему одисанію вотлковъ не приложено карты территоріи, занимаемой вотяками. Численность вотяковъ въ 1872 году достигала до 275 тысячъ. Главная масса обитаетъ въ Вятской губерніи, въ которой въ 1872 году считалось 262 тысячи, а изъ у здовъ этой губерніи вотяковъ бол е всего въ Глазовскомъ, гд насчитывалось ихъ 102 тысячи. Кром Вятской, вотяки живутъ въ Осинскомъ у. Пермской губ.— 2900 д., въ Мамадышскомъ и Казанскомъ у здахъ Казанской губ*— 8200 д., въ Бирскомъ у зд Уфимской губ. —1000 д. и въ Бугульминскомъ, Самарской губ. —1300 д. Въ 1776 г., но Георги, душъ м. п. считалось 40,000, такимъ образомъ общее число вотяковъ въ то время можно доложить отъ 80 до 90 тысячъ; до 8-й ревизіи (1836), по Кеппену, вотяковъ было всего 181 тысяча; итакъ, достигши въ 1872 г. до цифры въ 275,000, вотяцкій народъ утроился въ числ въ теченіе одного стол тія. Приростъ населенія у вотяковъ превосходить приростъ сос дняго русскаго населенія за равный періодъ времени; къ этимъ словамъ Буха можно прибавить, что то же самое оказывается и изъ изсл дованія Луканина о лермякахъ. Эти факты свид тельствуютъ, что вымираніе н которыхъ финскихъ племенъ обусловливается чисто экономическими причинами, а отнюдь не лежитъ въ свойствахъ расы. Антропологическія зам тки составлены Бухомъ но статъ г. Маліева; г. Бухъ отъ себя прибавляетъ, что сообщенное другими писателями изв стіе, будто вотядкія женщины безобразны, не совс мъ в рно; г. Бухъ встр чалъ вотяцкихъ д вицъ сказочной красоты, безобразный же видъ женщины получаютъ посл родовъ и отъ тяжелыхъ полевыхъ работъ. Бухъ поправляетъ также показаніе г. Маліева, будто у вотяцкихъ женщинъ менструаціи настунаютъ въ бол е дозднемъ возраст (22—23 года); при нормальной половой жизни у вотяцкихъ д вицъ менструаціи появляются въ возраст 16-ти л тъ. По характеру вотяки мирный и трудолюбивый народъ; четырехдневное празднество, сопровождаемое общимъ пьянствомъ, проходить всегда безъ споровъ и безъ дракъ. Молодежь всегда выказываетъ уваженіе къ авторитету етариковъ и одного притопыванія ногами старика иногда бываетъ достаточно, чтобъ призвать къ порядку его нарушителя. Болыпимъ авторитетомъ пользуется тэрг, выборный старшина селенія. Семьи живутъ не д лясь; сыновья, поженившись, строятся въ отцовскомъ двор , и хотя ведутъ отд льную домашность, но поле обработываютъ сообща съ главою
Стр.2
— 3 — семьи. Съ перваго впечатл нія вотяки кажутся тяжкодумами; вотякъ, вывезшій на базаръ для продажи свои произведенія, на спросъ покупателя о ц н , иногда, почесывая затылокъ, отв чаетъ: „я не знаю". Т мъ не мен е смысломъ для деревенскаго обихода вотяки одарены не мен е, ч мъ всякіе другіе крестьяне. Въ поведеніи съ посторонними они обнаруживаютъ независимость и въ нихъ н тъ той приниженности, какая зам чается въ русскомъ крестьянин йізБшшыхъ губерній, гд было кр постничество. Главное пропитаніе вотяки получаютъ отъ землед лія и вообще сельскаго хозяйства; кром отраслей посл дняго, свойственныхъ вообще крестьянскому населенію въ Россіи, вотяки занимаются еще и пчеловодствомъ, преимущественно бортевымъ. Сверхъ того вотяки страстные зв роловы; они ловятъ медв дей и волковъ въ капканы и ямы— гу. Жзр дка имъ попадаются лоси, с верные и благородные олени, но любимая дичь вотяковъ — б лка. „Какъ хорошо, говоритъ вотякъ, что бары не знаютъ, какъ вкусна б лка; а то б дному вотяку мало бы её перепадало въ ротъ!" Н которые вотяки им ютъ обыкновеніе уходить на л то въ л съ, гд они строятъ хижины или шалаши и проводятъ въ нихъ ц лое л то. На с вер этого обычая, однако, н тъ, такъ какъ л то зд сь коротко и отличается непостоянствомъ погоды; къ сожал нію, г. Бухъ точно не указываетъ, въ какихъ м стахъ сохранились еще подобные сл ды кочеваго быта. Торговцевъ изъ вотяковъ н тъ. Чистота въ домахъ у вотяковъ удовлетворительная; они сами моются и дома внутри держатъ чисто. У каждаго домохозяина есть баня, мынтсо. Но нельзя того же сказать о посуд ; необходимо мужество, чтобы выпить напитокъ изъ вотяцкаго сосуда, покрытаго десятил тними отложеніями грязи. Все, что нужно для домашняго обихода, вотяки, по большей части, производятъ сами, и даже куютъ жел зныя орудія, покупая только жел зо въ сыромъ вид . Они сами строятъ свои дома и вяжутъ конскую упряжь; женщины обтыкаютъ и обшиваютъ свои семьи. Шить вотячки плохія мастерицы, но ткачихи он превосходныя; красятъ свои ткани он сами, употребляя для этого травы, которыя находятъ въ своихъ поляхъ и л сахъ; анилиновыя краски имъ еще неизв стны, такъ же какъ и прядильное колесо не встр чается въ вотяцкихъ селеніяхъ. Въ глав о пищ Бухъ останавливается только на описаніи приготовленія кумышки, т. е. водки и двухъ блюдъ: пельменей и блиновъ особаго рода, табань, которые дятъ съ аръя^омъ, т. е. топленымъ масломъ. Одежда мужчинъ не отличается отъ рус
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически