Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Знаменательные года и знаменитейшие представители последних двух веков в истории церковного русского песнопения (190,00 руб.)

0   0
Первый авторБессонов Петр Алексеевич
Издательстворед. "Православ. обозрения"
Страниц81
ID65275
Бессонов, П.А. Знаменательные года и знаменитейшие представители последних двух веков в истории церковного русского песнопения / [П. Бессонов]; П.А. Бессонов .— : ред. "Православ. обозрения", 1872 .— 81 с. — URL: https://rucont.ru/efd/65275 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Одинъ нзъ лучшйхъ плодовъ этого рода, и самыхъ видиыхъ, всего наглядн е двязанныхъ съ корнемъ Петровымъ, безспорно есть иаука. <...> Но, какъ самыіі св жій плодъ п самыя посл днія открытія науки вовсе не предиолагаютъ одного только стремленія къ ио&из , папротііівъ, п даже чаще, возвращаютъ насъ стПкііагодариостыо къ далекому минувшему, къ оц нк корня и къ ііостнженію пернаго с меіш: такь и д ло Петрово, т мъ лйшь уіренмущсствеішо и дорого, что даетъ намъ сознаніе сввего древняго прошлаго, иозволяотъ намъ ясно поіпімать «сю ц ну и зііаченіе тоіі жнзии, изъ которой, богатой в ками u опытомт., какъ пзъ обпльнаго матеріала, творплъ u стронлъ геиій Великій. <...> Какъ будто онъ оторвалъ ііасъ отъ почвы древней: на самомъ д л , промежуткомъ двухъ в ковъ и поприщемъ многоразличныхъ созданііі или событііі, увелъ насъ виередъ такъ далеко, что л ы кт> собственной пстекшеіі жцзнп о.тносимся уже словно какъ древней, что мы стали къ ней въ отношеиіе предметиое, обращаемся съ неіі какъ предметомъ и, будучп вдали, очухилнсь теперь всего къ ней блпже, съ глазу на глазъ, созорцая, изучая. <...> Къ мпслу этихъ-то областей в ково» Русской жпзни, созр вшпхъ до того высоко, что он вновь могутъ нослужить нын матеріаломъ для зданія еще высшаго, прниадлежотъ область нашего Церковнаго П нія: основнаго—стало быть дрепняго, истиииаго—то есть подлиннаго п саыобытпаго, творческаго —явпвшаго себя въ тысячахъ ироизведеніи п образцовъ. <...> ГІервыН <...>
Знаменательные_года_и_знаменитейшие_представители_последних_двух_веков_в_истории_церковного_русского_песнопения.pdf
Стр.1
2007080067
Стр.2
t?5b ^T .. 8НАМЕ1АТЕШЫЕ ГО|і\ 1 8НАМЕНЕГВІШ1Е ПРЕДСТАБІТЕІ ЖШ%Ш ДБПЪ ВШОВЪ ВЪ ИСТОРІИ Ц Е Р К 0 В Н А Г 0 Р У G С К А Г 0 П Ъ С Н 0 П Ъ Н I Я. Нам Ру^скпмъ, п особеино Москвичамъ, предстоитъ скоро большое ііраздисство: праздпество т хъ плодовъ, которые стяжала Россія ПУЪ иачинаиіи ІІотра І-го, изъ его мысли, слова и подвига. Одинъ нзъ лучшйхъ плодовъ этого рода, и самыхъ видиыхъ, всего наглядн е двязанныхъ съ корнемъ Петровымъ, безспорно есть иаука. Но, какъ самыіі св жій плодъ п самыя посл днія открытія науки вовсе не предиолагаютъ одного только стремленія къ ио&из , папротііівъ, п даже чаще, возвращаютъ насъ стПкііагодариостыо къ далекому минувшему, къ оц нк корня и къ ііостнженію пернаго с меіш: такь и д ло Петрово, т мъ лйшь уіренмущсствеішо и дорого, что даетъ намъ сознаніе сввего древняго прошлаго, иозволяотъ намъ ясно поіпімать «сю ц ну и зііаченіе тоіі жнзии, изъ которой, богатой в ками u опытомт., какъ пзъ обпльнаго матеріала, творплъ u стронлъ геиій Великій. Какъ будто онъ оторвалъ ііасъ отъ почвы древней: на самомъ д л , промежуткомъ двухъ в ковъ и поприщемъ многоразличныхъ созданііі или событііі, увелъ насъ виередъ такъ далеко, что лы кт> собственной пстекшеіі жцзнп о.тносимся уже словно какъ древней, что мы стали къ ней въ отношеиіе предметиое, обращаемся съ неіі какъ предметомъ и, будучп вдали, очухилнсь теперь всего къ ней блпже, съ глазу на глазъ, созорцая, изучая. Отпошсіііе спокоііпос, роБіюс, бсзпрпстрастпое, 1
Стр.3
) ясиое: TO самое, которое допускаетъ возможиость зпать и Сознавать, располагать даниыми и творить изъ нихъ, изучать себя '—и/^оІ^оІС^ластвовать, то самое, которое рождаетъ всякую науку ивсякое пскусство. Къ мпслу этихъ-то областей в ково» Русской жпзни, созр вшпхъ до того высоко, что он вновь могутъ нослужить нын матеріаломъ для зданія еще высшаго, прниадлежотъ область нашего Церковнаго П нія: основнаго—стало быть дрепняго, истиииаго—то есть подлиннаго п саыобытпаго, творческаго —явпвшаго себя въ тысячахъ ироизведеніи п образцовъ. Плодотворн йшія задачи для нашего времеші: ПсГука, постигаютцая паконсцъ эту область до подробностеП; искусство личиое, къ неП, какъ давнему роднику своему, дов рчиво притекаюгцее. Посл мптрополита Евгенія, Сахарова и Уидольскаго, мы должны зд сь назвать т хъ д ятелей, которымъ вссго бол е обязана эта наука въ паши дни: кп. В. . ОДОЕВСКЛГО, протоіерея Дм. В. РАЗУМОВСКАГО И Н. М. ПОТУЛОВА. ГІервыН, старшій повремени изаслугамъ, первый же р шился осі^авйть путь прсдшественнпковъ, исключптельно державшихся библіограФіи пли одного лптературнаго подбора исторпческпхъ данныхъ, и, прежде своихъ сверстниковъ, обратился къ живому изсл дованію самоіі музыки, скрытоіі подъ древними знаками или въ свид тельств уц л вшихъ памятниковъ: близкое знакомство съ музыкою Западноіі и тамошпего Церковной, обладаніе средствами вокальными и инструментальными (голосовъ и орудій), общая высокая образованность, живость воображенія и см лость догадкп, тсплота души впечатлительной и легко восприиимающей, наконецъ постояиный интересъ къ сравненію сіі^ осиовами музыки народноіі-мірской, — все это дало ему возможность оц нпть по достопнству типы нашего П нія Церковнаго-, до изв стноіі степенп воспроизводпть ихг ь въ прим рахъ увлекательнаго псполненія, нам чать особеиности и указывать своеобразныя отличія.Какого ни будь ц льнаго произведенія науки или музыкп изъ этоіі областп онъ намъ не оставилъ и не могъ создать, какт. продводнтель энцнклопедистъ: но онъ составилъ ц - лую библіотеку илимузеіі классическихъ иамятниковъ сего рода, ц лую массу разбросанныхъ при этомъ зам токъ и ц лый кругъ живыхъ д ятелей, имъ одушевлявшнхся, отъ него поучавшихся. Въ свівзн съ нимъ, ио съ порвыхъ же шаговъ путемъ строгоН
Стр.4
— 8 — спеціалыюп науки шелъ Дм. В. Разумоііскііі и усп лъ даже otпечатать вполн трудъ свой (сперва въ «Чтепіяхъ Общества Люб. Дух. Просв.,» потомъ особою кнпгой «Церковное п ні въ Россіи,» 1867—69): расшифровадъ исторпческій рядъ музыкальныхъ знаковъ начиная съ самыхъ древн іішихъ, въ оттиснутыхъ образцахъ сопоставилъ ихъ и сличилъ съ нотою «церковноП» и общеупотребительноіі, Фактически осв тилъ ими смыслъ памятппковъ и вс хъ свид тельскихъ показанііі; развернулъ ихъ передъ нами какъ одну книгу, чтобы читать по ней, п понимать, и п ть, п воспроизводить въ слухъ за всю историческую нашу древность, какъ будто мы еще теперь жпвемъ въ ней, какъ будто ипкогда она не смолкала. Только разв современникп, быть можетъ пзъ уважснія къ личнымъ отношеніямъ, въ состояпіи молчать объ этомъ труд : за то прп немъ никогда уже,. скажемъ на в рное, не смолкнетъ самобытное п ніе въ Русской Церкви. А чтобъ оно на практпк тотчасъ же воспользовалось урокамп старшш своей, на это положилъ всю силу своего практпческаго музыкальпаго таланта Н. М. Потуловъ: какъ практпкъ по ііреимуществу, сл дуя направленію обратному сравннтелыго съ Разумовскимъ^ онъ сошелся съ симъ посл інпмъ въ точкахъ прпложенія основныхъ началъ къ современной д йствптельности. Сроднившпсь со всею вокальпою СФероіі блсстящеіі музыкп Западной и самъ н когда д пствуя въ нсіі нсполнителемъ, онъ весь этотъ блескъ, и громъ, п раннее увлечеиіе прпнесъ въ жертву тому строгому и серьезному типу, который встр тилъ на путн лгобопытствующаго знакомства въ нотныхъ цорковныхъ книгахъ, досел д пствующихъ на практпк , по Сннодскимъ изданіямъ. Когда же за ними, трудомъ ученыхъ, вскрылся выше п глубже ц лый міръ п нія основнаго и древи йшаго, къ которому примыкаютъ они какъ зв но посл днее, Потуловъ уже не безотчетпо предался пмъ, напротивъ, пов ряя пдополняя пхъ первпчнымп образцамп, съ другой стороны уловплъ тайну прнм ненія ихъ къ теперешнему употребленію, бол е шпрокому, согласно съ развпвшимися требованіями нын шняго пскусства, хотя бы самаго взыскательнаго, хотя бы передъ судомъ обще-Европейской музыки. Вс мъ памятенъ тотъ годъ, когда, въ приходской церквп протоіерея Разумовскаго, съ благословенія Митрополита Филарета 1
Стр.5