•>\
^ ч
ф3
' у
'} x';
'
-p^Cr
ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
I. Лосдані датріарха Іова къ Грузивексшу митрополиту Николаю.
II. Учительныя досланія священника Московскаго Благов щенекаго
Собора, Сильвестра, къ Казанскому во вод Шуйскому-Горбатому.
ОЪ ПРЕДЮОВШМЙ И ІТРИІ ЧЛШЯМЙ
Ji . ^Ьарсош.
а-^й^ s-c..С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Стр.1
fC2
%
— •
/
ИЗЪ НЕИЗДІННЫХЪ ПАМЯТНИЕОВЪ
ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ПОСЛАШЕ ПАТРЛАРХА ІОВА
КЪ ГРУЗИНСКОМУ МИТРОПОЛИТУ НИКОЛАЮ.
Первый русскій патріархъ (1589—1605) меньше вс хъ
пользуется у насъ изв етноетію со стороны своей литературной
д ятельности. Между т мъ какъ напечатанныя
уже въ разныхъ изданіяхъ С) его произведенія, о
которыхъ покойный преосв. Филаретъ черниговскій, скор
е строгій, ч мъ снисходительный въ своихъ приговорахъ,
говоритъ, что они ^писаны съ живымъ одуше.
вленіемъ, перомъ краснор чивымъ (2
),a
такъ, въ особенности
печатаемое зд сь въ первый разъ его посланіе
къ грузинскому митрополиту Николаю, даютъ
вид ть въ немъ пастыря сколько ревностнаго, столько
(*) Дв р чи царю Борису, дв грамоты — одна объ избраніи Году)
Об&оръ. Р. дух. JL стр. 211, въ III кн. учен. зап. II отд. Акад.
^аукъ. Также ист. Р. ц, пер. 4, стр. 61.
нова на царство, другая—по случаю войны съ Отрепьевымъ (Акты Арх.
Эксп. т. II, №№ 1, 5, 8, 28), посланіе къ грузинскому царю Александру
(А. И. т, 1, № 227) и служба преп. ІосиФу Волоцкому, досел печатающаяся
для церковнаго употреблешя.
(2
" .
Стр.3
- 2 —
же и просв щеннаго, обладавшаго значительною начитанностію,
и даютъ основаніе думать, что своимъ высокимъ
саномъ, избраніемъ въ патріархи, Іовъ быдъ
обязанъ не одной пріязни съ Годуновымъ, канъ привыкли
у васъ думайьЦт» ^^дъ за Карамзинымъ, но и
д йствительнымъ своимъ достоинствамъ и заслугамъ —
пастырской ревности и богословской образованности.
Предлагаемое посланіе Іова одно изъ вс хъ, изв стныхъ
до настоящаго времени его сочиненій, оставалось
досел не напечатанньшъ. Представляется непонятнымъ,
почему археографическая коммисія5
напечатавшая
въ„актахъ историческихъ%умноеа
,по выраженію преосв,
Филарета, посланіе Іова къ грузинскому царю Александру,
оставила безъ вниманія гораздо бод е важное
во ве хъ отношеніяхъ посланіе къ митрополиту Нико*лаю,
написанное одновременно съ первымъ и находящееся
въ томъ же самомъ сборник новгородской СОФІЙСКОЙ
библіотеки, изъ котораго коммисія заимствовала
(въ неоконченномъ вид ) посланіе Іова къ дарю Александру.
Между т мъ и по своей обширности, и по своимъ
литературнымъ достоинствамъ, и, главное, по важности
своего содержанія, какъ одинъ изъ не многихъ
памятниковъ в роизложенія древней русской церкви—
посланіе къ митрополиту Николаю должно занимать, по
нашему мн нію, одно изъ самыхъ видныхъ м стъ не
только между сочиненіями самаго патріарха Іова, во и
вообще въ ряду учительныхъ пастырскихъ посланій
древней Руси (^. Древне—русская богословская литеС1
}
Паетырскія учительныя посланія были въ древней русской церкви
едва ли не еамъдаь главнымъ видомъ церковнаго учительства. Значеніе
ихъ для христіанскаго просв щенія древней Руси прекрасно выяснено
въ зам чательной стать свящ. Никодаевскаго; „русская яропов дь въ
XT и XTI в£кахъа
368—371.
(см. жури, м—ва нар. проев. 1868 г. Февраль, стр.
Стр.4
— 3 —
ратура такъ не богата самостоятельными символическими
в роизложеніями, что и независимо отъ своихъ литературныхъ
достоинствъ ^образъ здравыхъ словесъс
\—
предлагаемый первостоятедемъ одной пом стной церкви
іерархіи другой—долженъ быть отм ченъ крупными чертами
въ исторіи отечественнаго богословія и заслуяш*
ваетъ сд латься изв стнымъ ученому міру. Таковы
причины, почему предполагая, отъ времени до времени,
печатать въ ^Христіанскомъ Чтеніисс
5 по рукописямъ соФІЙСКОЙ
библіотеки, не изданныя произведения древней
русской литературы, мы остановили, на первый разъ,
свой выборъ на ^посланіи патріарха Іова къ грузинскому
митрополиту Никол и всему освященному собору
иверскія земли44
(^.
Обстоятельства происхожденія издаваемаго въ настоящій
разъ памятника отчасти указываются въ немъ
самомъ, и со всею подробностію изложены въ исторіи
грузинской церкви г. Іосселіава (Спб. 1843 г. стр. 102—
105). Паденіе византійской имперіи отозвалось тяжелыми
посл дствіями для единов рной съ нею Грузіи.
Императоры византійскіе искони были защитниками не
большой единов рной страны какъ отъ Персовъ, со
временъ Хозроя опустошявшнхъ Грузію своими наб
гами, такъ и отъ Турокъ, еще за долго до падевія
Византіи поселившихся также по сос дству съ
Грузіей, въ Анатоліи и малой Азіи. Со взятіемъ
Константинополя турками Грузія уже не им ла бол
е защиты; магометанская пропаганда въ короткое
С1
) По времени мы им енъ въ виду печатать не изданныя сочинепія и
другихъ русскихъ патріарховъ. Одни тъ нихъ мы им емъ въ рукописпхъ
СОФІЙСЕОЙ б—ки, другія—въ Императорской публичной, въ отд -
деніи рукописей Погодинскихъ.
Стр.5