Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт педагогики и психологии
Т.В. Волокитина, А.А. Зотова, Е.В. Попова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Монография
Архангельск
Издательство «КИРА»
2013
Стр.1
УДК 376+159.99+616-053.5
ББК 74.33+88.48+57.31
В 68
Печатается по решению
редакционно-издательской
комиссии
Института педагогики и психологии
САФУ имени М.В. Ломоносова
Авторы:
Т.В. Волокитина, доктор биологических наук, профессор, профессор
кафедры логопедии Института педагогики и психологии;
А.А. Зотова, ассистент кафедры логопедии Института педагогики и
психологии;
Е.В. Попова, кандидат биологических наук, доцент кафедры
логопедии Института педагогики и психологии.
Рецензенты:
В.И. Макарова, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой
педиатрии ( 1 МУ:
Е.А. Бочарова, доктор медицинских наук, доцент кафедры клинической
психологии и психиатрии СГМУ.
Волокитина, Татьяна Витальевна.
В 68
Теоретические и практические аспекты разработки модели
коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения /
Т. В. Волокитина, А. А. Зотова, Е. В. Попова ; М-во образования и науки
Рос. Федерации, Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш.
проф. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова»,
Ин-т педагогики и психологии. - Архангельск : КИРА, 2013. - 123 с. :
табл., рис. - ISBN 978-5-98450-288-7.
Агентство CIP Архангельской ОНБ
В монографии представлены материалы собственных исследований
зрительного восприятия, когнитивного развития, поведенческого и
сенсомоторного реагирования детей с нарушением зрения (косоглазием
и
амблиопией)
в сопоставлении
с
психофизиологическими
особенностями школьников, имеющих нормальное зрение.
Полученные результаты стали основой для разработки модели
коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения,
которая может использоваться в условиях общеобразовательной школы.
Монография
будет
дефектологических
полезна
факультетов,
студентам и магистрантам
аспирантам,
психологам, учителям начальных классов.
УДК 376+159.99+616-053.5
ББК 74.33+88.48+57.31
Работа выполнена при поддержке РГНФ по проекту «Разработка и внедрение
модели коррекционно-развивающего
вусловиях общеобразовательной
обучения детей с нарушением зрения
школы» № 12-16-29005а, 2012-2013 гг.
ISBN 978-5-98450-288-7
'
© Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова, 2013
© Волокитина ТВ., Попова Е.В., Зотова А. А., 2013
1 ' Ичд-во «КИРА», 2013
тифлопедагогам,
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и
обучения детей требуют обязательного учёта психологических и
психофизиологических особенностей каждого ребёнка, создания
оптимальных условий для их полноценного развития. Это становится
особенно актуальным для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
В последние годы наблюдается выраженная тенденция к
увеличению числа детей, имеющих зрительную патологию. При этом
заболевания глаз занимают первое место в нозологической структуре
детской инвалидности и составляют 9,7 на 10 тысяч детей в возрасте до
15
лет. Известно,
что
среди заболеваний
глаз самыми
распространенными являются косоглазие и амблиопия (от 15 до 3%
детей). Зрительная система детей с нарушением зрения наиболее
подвержена неблагоприятным воздействиям, особенно в сенситивный
период развития, к которому относится дошкольный и младший
школьный возраст [80].
Изучение зрительного восприятия как многозвеньевой системной
функции, включающей кодирование и анализ свойств объекта, их
мультимодальную конвергенцию, идентификацию объекта, оценку его
значимости, необходимо для решения проблем обучения и воспитания
детей с сенсорными нарушениями [151].
На сегодняшний день тифлопедагогика обладает арсеналом
средств, методов обучения и воспитания детей с нарушением зрения.
Дети с нарушением зрения могут получать помощь как в медицинских
кабинетах охраны зрения, так и в образовательных учреждениях III—IV
вида (специальных (коррекционных) детских садах и школах).
Стр.3
В учебных планах коррекционных детских садов и школ
предусмотрено проведение занятий по охране зрения, на которых
совершенствуется восприятие глубины пространства и сюжетного
изображения,
развивается
зрительно-моторная
координация,
уточняются представления ' об окружающей действительности,
автоматизируются способы обследования предметов.
Специальные школы и детские сады предоставляют все условия
для получения полноценного среднего образования, лечения и
коррекции зрительных нарушений, так как имеют необходимое
техническое оборудование и дидактические средства. Но подавляющее
число детей с функциональными нарушениями (косоглазием и
амблиопией) воспитываются и обучаются в общеобразовательных
учреждениях, где образовательный процесс ведется без учета
психофизиологических особенностей детей.
В тифлопедагогике для детей с нарушением зрения используется
следующая классификация [51, 142].
I . Слепые. Эту группу составляют дети с остротой зрения от О
(0%) до 0,04 (4%) с коррекцией на лучше видящий глаз. Однако
острота зрения не является единственным критерием слепоты. К
данной группе относятся также дети с визусом вплоть до 1,0 (100%), у
которых границы поля зрения сужены в лучше видящем глазу до 150
от точки фиксации во всех направлениях. Они ограниченно
используют зрение, как в познавательной, так и в ориентировочной
деятельности. Ведущими для них являются осязательное и слуховое
восприятие. Обучаются представители названной группы на основе
системы Брайля.
II . Слабовидящие. Диапазон зрительных возможностей таких
детей очень широк и индивидуален. К этой группе относятся дети с
Стр.4
остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) с коррекцией на лучше
видящем глазу.
Кроме того, к слабовидящим относятся дети с косоглазием и
амблиопией в период применения окклюзии на этапе плеоптического
лечения. В период первичной окклюзии зрение работающего глаза
ребёнка, как правило, не превышает 0,1 (10%) -
0,2 (20%), на
последующих этапах лечебно-восстановительной работы до 0,5 (50%)
[153]. Под амблиопией понимают различные по происхождению
формы понижения остроты зрения, причиной которых являются
функциональные
расстройства
зрительного
аппарата. Термин
«косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации
поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие
периодическое или постоянное отклонение
глазного
яблока.
Амблиопия и косоглазие, обусловливая снижения остроты зрения и
зрительных функций, неизбежно становятся причиной возникновения
зрительной депривации (недостаточного удовлетворения зрительной
потребности) [45, 84].
III . Дети с пониженным зрением или с пограничным зрением
между слабовидением и нормой. Острота зрения в этой группе
варьируется от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) с коррекцией на лучше видящем
глазу.
Для детей второй и третьей групп зрение является основным
средством восприятия. Зрительный анализатор остаётся ведущим в
учебном процессе.
Известно, что врачами-офтальмологами у детей с нормальным и
нарушенным зрением оценивается острота зрения, свето- и
цветоощущение, поля зрения и бинокулярность зрения, состояние
глазного
дна, применяются
электрофизиологические
методы
исследования (электроретинография, электроокулография, регистрация
Стр.5
вызванных потенциалов зрительной коры и др.), но оценка
сформированное™ зрительного восприятия детей с нарушением зрения
проводится
редко. Поэтому
изучение
психофизиологических
структурных компонентов и свойств зрительного восприятия, а также
их взаимосвязь с психическими познавательными процессами у детей с
нарушением зрения предшкольного и младшего школьного возраста
является весьма актуальным как с теоретических, так и с практических
позиций.
б
Стр.6
ГЛАВА 1. Развитие зрительного восприятия у детей с нормальным
и нарушенным зрением
1.1 Теоретические аспекты развития зрительного восприятия
в онтогенезе
Восприятие — процесс отражения предметов и явлений
действительности, непосредственно воздействующих на органы
чувств. Физиологическую основу
этого процесса
составляет
взаимодействие различных анализаторных систем. Восприятие
представляет собой совокупность ощущений и прошлого опыта,
который выражается в виде представлений и знаний; оно тесно связано
с мышлением [81, 83]. И.П.Павловым было показано, что в основе
восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи,
образующиеся в коре больших полушарий при воздействии на
рецепторы предметов или явлений окружающего мира [122].
Восприятия можно классифицировать по самым различным
основаниям. В основе одной из классификаций рассматриваются
различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с
тем, какой анализатор (или какая модальность) играет преобладающую
роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое,
обонятельное и вкусовое восприятие.
Восприятие характеризуется целым рядом свойств.
Избирательность восприятия - выделение среди многообразия
объектов и явлений только определенных, на которые направлено наше
внимание. Свойство избирательности связано
с вниманием,
мотивацией, установками, интересами, эмоционально-волевой сферой
индивида.
Стр.7