Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 525445)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Системы и устройства автоматизации судовых электроэнергетических установок: учеб. пособие (180,00 руб.)

0   0
Первый авторИвлев Марк Леонидович
АвторыКоптяев Евгений Николаевич
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц94
ID651547
АннотацияДаны основные сведения по построению систем автоматизации судовых электроэнергетических установок, предъявляемым к ним техническим требованиям, устройству, составу, принципу и особенностям работы широко применяемых в судовых и корабельных электроэнергетических системах приборов автоматики, сигнализации и контроля.
Кому рекомендованоПредназначено для практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Системы и устройства автоматизации СЭЭС» студентов, обучающихся по профилю «Системы электроэнергетики и автоматизации судов» (направление подготовки «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»); также может быть полезно при выполнении курсового проекта по названной дисциплине и выпускной квалификационной работы
ISBN978-5-261-01189-7
Ивлев, М.Л. Системы и устройства автоматизации судовых электроэнергетических установок: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Е. Н. Коптяев, М.Л. Ивлев .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2016 .— 94 с. : ил. — ISBN 978-5-261-01189-7 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/651547

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Системы_и_устройства_автоматизации_судовых_электроэнергетических_установок_учеб._пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» М.Л. Ивлев, Е.Н. Коптяев СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК Учебное пособие Архангельск САФУ 2016 1
Стр.1
УДК 629.5.064.5 ББК 39.42-05 И 25 Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: В.Н. Шиловский, заместитель главного конструктора АО «ПО «Севмаш»; Д.Н. Семенов, начальник акустической лаборатории АО «СПО «Арктика» И25 Ивлев, М.Л. Системы и устройства автоматизации судовых электроэнергетических установок: учеб. пособие / М.Л. Ивлев, Е.Н. Коптяев; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. – Архангельск: САФУ 2016. – 92 с. ISBN 978-5-261-01189-7 Даны основные сведения по построению систем автоматизации судовых электроэнергетических установок, предъявляемым к ним техническим требованиям, устройству, составу, принципу и особенностям работы широко применяемых в судовых и корабельных электроэнергетических системах приборов автоматики, сигнализации и контроля. Предназначено для практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Системы и устройства автоматизации СЭЭС» студентов, обучающихся по профилю «Системы электроэнергетики и автоматизации судов» (направление подготовки «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»); также может быть полезно при выполнении курсового проекта по названной дисциплине и выпускной квалификационной работы. УДК 629.5.064.5 ББК 39.42-05 ISBN 978-5-261-01189-7 © Ивлев М.Л., Коптяев Е.Н., 2016 © Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2016 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Для обеспечения высокой эффективности и надежности работы кораблей и судов судовая электроэнергетическая система (СЭЭС) в настоящее время имеет высокую степень автоматизации. Автоматизация судов – это процесс, при котором функции управления судном и его оборудованием, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и техническим устройствам. При автоматизации судовых энергетических систем повышается надежность и экономичность работы оборудования, увеличивается производительность и улучшаются условия труда плавсостава, сокращается его численность. Широкое развитие автоматического управления техническими средствами на судах различного назначения привело к созданию ряда унифицированных систем и функциональных устройств автоматизации СЭЭС. Создание современных судов транспортного и промыслового флота различного назначения с электрификацией технических средств потребовало существенного увеличения мощности судовых электроэнергетических установок при жестких требованиях к качеству электроэнергии, компактности и надежности их работы. В таких условиях указанная задача могла быть успешно решена только путем замены установок постоянного тока установками переменного тока, обеспечивающими непрерывность подачи электроэнергии заданного качества в различных режимах их функционирования. В процессе создания установок переменного тока возникла одна из основных научно-технических проблем судовой электроэнергетики – проблема автоматизации электроэнергетических установок и разработки систем централизованного управления ими. Разработка средств автоматизации для судовых электроэнергетических установок переменного тока в целом характеризовалась следующими, тесно связанными между собой особенностями, требующими:  создания теоретических основ для исследования и расчета установившихся и переходных процессов в различных режимах функционирования автоматизированных СЭЭС с агрегатами соизмеримой мощности и с учётом специфических условий их эксплуатации; 3
Стр.3
 выбора наиболее рациональных способов управления и регулирования объема и степени автоматизации на базе тщательного анализа работы установки в статических и динамических режимах;  создания общих принципов построения систем дистанционного автоматизированного управления и унифицированных функциональных устройств электроавтоматики для широкой номенклатуры систем генерирования и распределения электроэнергии, их мощности и назначения;  повышения качества электроэнергии, бесперебойности снабжения, надежности, снижения весогабаритных характеристик и стоимости при одновременном увеличении срока службы;  упрощения серийного производства систем и устройств электроавтоматики, простоты эксплуатации, сокращения численности обслуживающего персонала и улучшения условий его обитаемости. Автоматические устройства также должны обеспечивать устойчивость работы СЭЭС. В настоящее время созданы следующие типовые системы управления и унифицированные устройства судовой электроавтоматики:  дистанционного автоматизированного управления дизель-электрическими агрегатами;  автоматического регулирования частоты, напряжения и распределения активных и реактивных нагрузок;  автоматической синхронизации;  автоматического включения резерва и отключения второстепенных потребителей;  автоматического контроля сопротивления изоляции, звуковой и световой сигнализации;  защиты от обрыва фазы и понижения напряжения при питании с берега, защиты от обратного тока;  световой и звуковой сигнализации;  автоматические выключатели с дистанционным управлением и малыми временами срабатывания, логические элементы, датчики, сигнализаторы и пр. Следует отметить при этом общую тенденцию вытеснения релейноконтактной аппаратуры автоматики бесконтактными элементами. Унификация конструкций большинства устройств системной автоматики в виде отдельных блоков нескольких типоразмеров позволила обеспечить общий переход к автоматизации судовых электроэнергетических установок и построению систем дистанционного автоматизированного управления. 4
Стр.4
Первостепенными задачами на современном этапе развития автоматизации являются: повышение надежности элементной базы; организация технического обслуживания систем автоматизации в судовых условиях и в порту; подготовка кадров, способных технически грамотно эксплуатировать системы автоматизации и выполнять необходимые профилактические мероприятия. Весьма перспективным для развития автоматики является все большее проникновение в нее идей и принципов инженерной психологии и технической эстетики, наилучшим образом отвечающих специфическим функциям человека-оператора. Необходимо отметить, что успехи автоматизации непосредственно связаны с применением на судах более совершенных видов оборудования (турбо- и дизель-генераторов, систем генерирования и распределения электроэнергии, коммутационно-защитной аппаратуры, асинхронных электродвигателей и т.п.). 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Система автоматизации – это совокупность элементов и устройств для создания конструктивного и функционального целого, предназначенного для выполнения определенных функций в области управления, контроля и защиты. Элемент системы автоматизации – это самостоятельный в конструктивном отношении прибор (или устройство), используемый в системе автоматизации (например, реле, измерительное устройство, сервопривод, датчик, исполнительный механизм, усилитель). Автоматизированными объектами могут быть: двигатель, генератор, судовые системы или другие устройства, оборудованные системами и устройствами автоматического регулирования, управления, контроля и защиты. Управление – это процесс задания, поддержания режима работы объекта на основе анализа информации о его состоянии. Все виды управления могут быть непосредственными (местными) или дистанционными. В системах дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) должна быть обеспечена возможность дистанционного задания одним органом управления требуемых режимов работы при автоматическом выполнении промежуточных операций по заданной программе и исключена возможность одновременного управления с разных постов. 5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................................ 3 1. Основные термины и определения автоматизации судовых систем и механизмов .................................................................................................. 5 2. Требования, предъявляемые к системам СЭЭС .......................................... 7 2.1. Степень автоматизации СЭЭС .............................................................. 7 2.2. Требования Морского регистра к системам автоматизации судовых электроэнергетических установок ........................................ 9 2.3. Общие требования по эксплуатации аппаратуры регулирования напряжения, синхронизации и контроля нагрузки генераторов ..... 13 3. Автоматизация управления электроэнергетическими установками судов .............................................................................................................. 15 3.1. Классификация систем управления СЭЭС ........................................ 15 3.2. Система управления СЭЭС типа «Ижора-М» ................................... 17 3.3. Структура микропроцессорных систем управления СЭЭС ............. 20 4. Автоматический точный синхронизатор УСГ-1П .................................... 22 4.1. Назначение и основные технические данные ................................... 22 4.2. Общее описание устройства УСГ-1П ................................................ 24 4.3. Описание основных узлов устройства УСГ-1П ................................ 27 4.4. Сведения по эксплуатации устройства .............................................. 38 4.5. Автоматический синхронизатор УСГ-1П1 ........................................ 39 5. Прибор регулирования частоты ПРЧ ......................................................... 46 5.1. Назначение и основные технические данные ................................... 46 5.2. Общее описание устройства ПРЧ ....................................................... 47 5.3. Основные узлы прибора ПРЧ ............................................................. 48 5.4. Порядок испытаний прибора ПРЧ...................................................... 50 5.5. Схема подключения прибора .............................................................. 52 6. Устройство регулирования мощности УРМ-35 ....................................... 53 6.1. Назначение и основные технические данные ................................... 53 6.2. Управление распределением реактивной нагрузки между генераторами ........................................................................................ 55 6.3. Технические характеристики устройства УРМ-35 ........................... 56 6.4. Общее описание устройства УРМ-35 ................................................ 57 6.5. Описание основных узлов устройства УРМ-35 ................................ 59 90
Стр.90
7. Устройство контроля изоляции УКИ-1 ..................................................... 66 7.1. Назначение и основные технические данные прибора ..................... 66 7.2. Общее описание прибора и его основных узлов ............................... 67 7.3 Работа устройства при измерении сопротивления изоляции ............ 71 7.4. Конструкция прибора .......................................................................... 71 8. Устройство звуковой и световой сигнализации УЗСС-1 ......................... 73 8.1. Назначение и основные технические данные прибора ..................... 73 8.2. Описание основных узлов ................................................................... 74 8.3. Работа устройства ................................................................................. 76 9. Устройство автоматической разгрузки генераторов типа УРГ ............... 77 10. Устройство автоматического включения резерва типа УВР ................. 82 11. Устройство автоматического переключения питания типа УПП ......... 85 Список литературы .......................................................................................... 88 Приложение. Функциональная блок-схема автоматизированной СЭЭС ..... 89 91
Стр.91

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически