і ё ^ Sr
• • ш ш. • iU mi:
ІІ • _ i i i i РИІ ІСКОЕ клталичЕство ПОДОЛІИ 1>Г. Силіаіик«;піт'ь. чж * ^ С- ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ^^ . <...> Мы, напр.. до этой поры, не можечъ ріішить того въ высаіеіі степени важнаго для исторіи наііі«іі іерархіи вшіроса: сущ сгвовала іи въ Подоліи когда нибул. отдыьнэя огъ львовгкой п кіевской правос.і!»внпя еппрхія, или нвгь? <...> Кю такой былъ Иннокенгііі Тунтало, епііскопъ ііодольскій, но сог.іагившійся н« унію сь Ртіомь вм-ііст-б съ Налабанолъ, еішсьопомъ калснічікимъ и другиии южнорусскими епископами, что это былъ за шіскоаъ, въ какомъ oninmciiiii оыъ сіон.іъ къ православному каменецкому
отрицательно ОЦ НИТЬ заслуги представптелей и защптниковъ пра-
воолавія въ нашей Подоліи, изм ривъ, насколько это возиожно въ настоящее время, Фіізическія и правственныя силы того врага, съ которымъ боролись наши пастыри около 700 Л ТЪ. <...> Относительно мы, на первый разъ, пока еще зам тимъ воибще, что, благодарг д ятельности нашихъ православныхъ пастырей, католицизиъ, во-
оруженный монахами, іезуитами и уніею. основавшій для себя въ Каменц епископскую ка едру еще въ ХІУ В К (ПО свнд-ьтельнтву польскихъ писателеіі; русскихъ свид тельствъ мы объ этомъ не ни емъ), до самаго начала <...>
Римское_католичество_и_его_иерархия_в_Подолии.pdf
іё ^
Sr
•
•
ш
ш.
mi:
•
iU
Стр.1
ІІ •
_ i
ii i
i i
РИІ ІСКОЕ клталичЕство
ПОДОЛІИ
1>Г. Силіаіик«;піт'ь.
чж
* ^ С- ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ^^ .
Гд^Ф;
Каменецъ-ІІодольскъ.
Типографія Подольскаго Губернскаго Управленія.
Стр.2
РИМСКОЕ КАТОІИЧЕСТВО й ЕГО ІЕРАРХІЯ ВЪ ПОДОІІИ.
По уб жденію русскаго народа, татары и католицизмъ-вотъ два
паиятные Россіи врага, съ которыми она должна была бороться
постоянно. ..Никто. говоритъ онъ, не сд лалъ столько зла Россіи,
какъ ханъ крымскій да nana риискій/" Если народъ великорусскій
им етъ право сказать это о прошедшей жизни своего отечества,
то Т МЪ бол е могутъ сказать это жители Малороссіи,
которые почти и родидись въ борьб съ различными азіатскими
варварами, выросли въ татарской невол и созр ли въ постоянной
борьб съ католицизмоиъ.-среди козней польскаго іезуитизMJ
и незабвенной ніи. При такихъ обстоятельствахъ нужно было
много Физической и нравственной силы, чтобы не пасть въ этой
ужасной, почти семисотл тней борьб . Въ самомъ Д Л , Ч МЪ бол е
углубляешься, Ч ИЪ тщательн е разсматриваешь прошедшую жнзнь
нашихъ южнорусскихъпредковъ, Т МЪ бол е восхищаешься стойкостію
и кр іюстыо преимущественно ихъ нравственной силы, ум вшей
среди этой продолжительной борьбы отстоять свою русскую
народность и сохраиить для насъ, своихъ потомковъ, чистоту русскаго
православія. Д йствительно,-какой смыслъ ИИ ЛИ ВС , даже,
Стр.4
-3. —
повидиному. чисто политичесі;ія войны нашихъ предковъ съ окружавшими
лхъ врагами? Это была одна ре.іигіозная война, начатая
нашимн лрёдками еще со временъ принятія ими христіаыства и
продолжающаяся досел ^-война то съ дикими азіатскими варварами;
TO
no преимуществ съ католнческою Польшею „за в ру, за
отечество, за православиые храмы Божіи,-" какъ объяснплъ Н -
когда украинскому народу великій защитникъ православія Богданъ
ХМ ЛЬНИЦКІЙ ^І), по ИСТНН ^Богомъ данный,;
для защнты правъ
Малороссіи, какъ поетъ о немъ до этой поры нашъ южно-русскій
народъ. „Лучше," писалъ н когда въ своемъ воззваніи къ южнорусскому
пароду Богданъ ХМ ЛЬНИЦКІЙ, „лучше и благополезн ііше
намъ за Btpj святую. православную и за Ц ЛОСТЬ отчизны
нашей погпбнуть на ПОЛ ОТЪ браннаго оружія, нежели позорно
умереть отъ непріятеля подъ родною кровлею; ибо если умремъ
ЗЙ благочестивую В ру нашу, то не только наша слава и отвага
рыцарская сдьлаются ИЗВ СТНЫМИ во ВС ХЪ европейскихъ странахъ
и даже за пред лами Европы, но и упованіе наше, ежс за
б.шгочестіе умрёти дудетз безсліертія исполнено и ув нчаио
отъ Бога страдальческими в нцами" (2). Да, широко распространилась
эта рыцарсьая слава и ие умретъ она, пока будетъ
стоять христіанскій міръ, пока будетъ существовать Богомъ благословенная
Россія и ея православіе: не ОДН только кровавыя
странпцы л тописей говорятъ всему христіаискому міру объ этон
СЛЭВ , не ОДН высокія. грустнш могилы, разбросапііыя по всему
пространству Малороссіи, скрывающія подъ собою страдальческія
кости благородиыхъ защитннковъ православія, служатъ памятникомъ
ихъ подвиговъ; но все наше настоящее,-наше чисто русское
православіе, наша русская народность, словомъ, мы чисто
русскіе и православиые жители Малороссіи представляемъ собою
живые
памятники
ихъ непоб димой
нравственной снлы
(1) Кратк. истор. описаніе о малой Россіи до І765 г. стр. 8. (Въ
чгеіііахъ обіцества истор. и дрсішост. за 1848 г. кн, 6-я).
(2) Маркевтъ. Истор. ЙІалороссіи, М. 1843. т. I. стр. 182.
Стр.5