Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645695)
Контекстум

Вологодская свадьба (190,00 руб.)

0   0
Первый авторАлександров Владимир Александрович
Издательствотип. П.А. Кулиша
Страниц91
ID64909
Александров, В.А. Вологодская свадьба : [Этногр. очерк] / Соч. В. Александрова; В.А. Александров .— : тип. П.А. Кулиша, 1863 .— 91 с. — URL: https://rucont.ru/efd/64909 (дата обращения: 17.07.2024)

Вы уже смотрели


Предпросмотр (выдержки из произведения)

Причеты нев сты и подружекъ или промежутокъ времени между праскими сидинами и д вичникомъ 30. <...> Д вичникъ и съ пряникомъ женихъ прі зжаетъ. <...> Свадебный день (день в ньчанья) КняжШ стодъ 79. <...> Въ этотъ промежутокъ времени женихъ съ своей родней н сколько разъ нав щаетъ нев сту. <...> Дни, въ которые онъ бываетъ у нев сты, им ютъ сл дующія названія: смотргшы или простмя сидины, рукобитье и праскгя сидины, провіъдка, д вичникъ или какъ чаще говорятъ: съ пряникамь же нихъ прг/ъзжаетъ, и посл дній день—свадебный, день в нчанья; посл в нчанья: отгостки и переметки. <...> Въ Ю-ти же и даже,съ 1 8 6 1 года, уже въ 2 5 верстахъ отъ города, нев ста можетъ и непокрытая Фатой угощать жениха и его родню; и только требуется, чтобы она въ свадебный день и при жених непрем нно была покрыта Фатой. <...> Это зам чаніе особенно относится къ раздач въ д вичникъ нев стой красоты, т. е. кусочковъ лентъ, которыя считаются украшеяіемъ д ничьей косы, такъ много восн ваемой въ причетахъ и свадебныхъ п сняхъ. <...> Въ то время, женихъ или отецъ его обращался прямо къ господамъ и, испросивъ у нихъ позволеніе свататься, или даже уже высватавъ у нихъ нев сту, приходилъ къ ея родителямъ только для того, чтобы объявить имъ волю господъ. <...> ' Въ Вологодскомъ у зд очень мало я слышалъ свадебныхъ п сенъ: ихъ поютъ только по зжанамъ въ д вичникъ и молодымъ за кнажимъ столомъ. <...> Въ БТОМЪ у зд нев сты и подружки ея больше аричитаютъ или лучше сказать, еоють причеты. <...> Я удержалъ то названіе* которое даютъ сами крестьяне, и не им лъ права назвать ихъ причитаніями или, свадеб ными д снями, т мъ бол е, что они <...>
Вологодская_свадьба.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Вологодская_свадьба.pdf
II /. 1 % 1 о ) I n 1 "! ВОЛОГОДСКАЯ СВАДЬБА. * • •*». ^ СОЧПШІЕ В. АЛЕКСАНДРОВА. БИБЛ. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. 1863.
Стр.1
4 ~ # Дозволено ценсурою. С. Петербургъ, 15 іюля, 1863 года. ВЪ ТНПОГРАФШ П. А. КУЛИША.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНІЕ: СТР. Предисловів Сватовство. 1. . - Смотрины (простыя сидины) М сто смотреть Рукобитье и праскія сидины Рукобитье Праскія сидины Причеты нев сты и подружекъ или промежутокъ времени между праскими сидинами и д вичникомъ Пров дка 5. и 14. 9. и 19. 12. 20. 22. 23. 30. 41. Д вичникъ и съ пряникомъ женихъ прі зжаетъ. ..... . 44. Съ пряникомъ женихъ прі зжаетъ Свадебный день (день в ньчанья) КняжШ стодъ На другой день в ньчанья. Отгостки Перегостки . . . , 53. 57. 79. 84. 87. 88.
Стр.3
ПРЕНСІОВІЕ. Въ 1864 году, мв удалось быть на меогихъ крестьянскихъ свадьбахъ въ Вологодской губерніи,—и я старался записать все, что вид лъ и слышалъ. Къ счастію, я былъвъ особенномъ чшоженіи: крестьяне не только не скрывали отъ меня 'ничего; а сами еще обращали мое ввимавіе; — что не всякому возможно. Я желалъ не только описать свадебные обряды; но такъ сказать, представить картину, чтобы читатель, сидя дома и читая мои записки, могъ мысленно перевестись въ ту деревню или село, гд играли свадьбу. До какой степени я въ этомъ усп лъ, предлагаю на судъ публики; но см ю ув рить въ томъ, что весь разсказъ основанъ на запискахъ, веденныхъ во время моихъ наблюденій. Считаю нужнымъ сд лать н которыя необходимыя объясненія, которыя были бы неум стны въ самомъ разсказ . У крестьянъ Вологодскаго у зда отъ сватовства до в нчанья проходятъ дв нед ли и бол е, и р дко одна. Въ этотъ промежутокъ времени женихъ съ своей родней н сколько разъ нав щаетъ нев сту. Дни, въ которые онъ бываетъ у нев сты, им ютъ сл дующія названія: смотргшы или простмя сидины, рукобитье и праскгя сидины, провіъдка, д вичникъ или какъ чаще говорятъ: съ пряникамь женихъ прг/ъзжаетъ, и посл дній день—свадебный, день в нчанья; посл в нчанья: отгостки и переметки. Этими названіями я вое* пользовался для разд ленія моего разсказа на части Въ Вблогодскомъ у зд играютъ свадьбу почти одинаково; впрочеиъ, — что городе, то норовъ, что деревня, то обычай:— бываютъ и небольшая изм ненія въ обрядахъ, зависящія отъ м стности: 1
Стр.4
_ 2 — смотря потому, ближе или дальше отъ города, и кто играетъ свадьбу: вольные или прежніе кр лостные. У крестьянъ, живущихъ ближе къ городу, свадьбы играются съ разными церемоніями, заимствованными отъ городскихъ жителей визшаго сословія, и многіе обряды зд сь лостепеняо изм няются. Въ 40 верстахъ и дал е отъ города считается необходимостію, чтобы нев ста, когда просватаютъ ее, во все время до самаго в нчанья при постороннихъ людяхъ была покрыта Фатой (платкомъ); ей позволяется немного приподнять ее только тогда, когда жениху нужно съ ней прощаться. Въ Ю-ти же и даже,съ 1861 года, уже въ 25 верстахъ отъ города, нев ста можетъ и непокрытая Фатой угощать жениха и его родню; и только требуется, чтобы она въ свадебный день и при жених непрем нно была покрыта Фатой. Въ этой м стности крестьяне видятъ, что 'н которые старинные обряды почти безполезны и могутъ быть выкинуты или зам нены другими, бол е сообразными съ временемъ и духомъ народа; но удерживаютъ ихъ только потому, что он имъ нравятся. Это зам чаніе особенно относится къ раздач въ д вичникъ нев стой красоты, т. е. кусочковъ лентъ, которыя считаются украшеяіемъ д - ничьей косы, такъ много восн ваемой въ причетахъ и свадебныхъ п сняхъ. Въ приходахъ бол е отдаленныхъ отъ города досихъ поръ д - вушки ходятъ въ сараФанахъ и съ отпущенной косой, которая посл замужества прячется отъ взора мужчинъ; и потому тамъ нев сты и подружки ея обращаютъ бол е вниманія на д вичью косу, нежели въ деревняхъ, близкихъ къ городу, гд уже д вушки носятъ въ косахъ гребенки, повязки на головахъ и даже синелевыя с тки ') . И такъ зам тно, что обычай раздавать красоту, который считался, л тъ десять тому назадъ, бол е важнымъ, нежели теперь, скоро, если не совс мъ уничтожится, то много изм нится. Тоже можно сказать п о другихъ старшшыхъ обычаяхъ, которые, малопо малу, дли истребляются или зам няются новыми. Самый разговоръ молодаго крестьянскаго народа зам тяо изм няется: многія слова л выраженія заимствуются отъ городскихъ жителей. Молодой народъ даже н сколько перем нилъ свой старинный костюмъ на новый, т. е. армякъ или сибирку—на сюртукъ, *) Швеи —. дворовыя д вушки и молодыя бабы, которымъ богатые отцы отдаютъ шить платья, рубашки и повязки, говорятъ имъ, какъ разъ сшшалъ я, что къ атласному или шелковому платью скор е идетъ синелевая с тка, нежели повязка.
Стр.5