Причеты нев сты и подружекъ или промежутокъ времени между праскими сидинами и д вичникомъ 30. <...> Д вичникъ и съ пряникомъ женихъ прі зжаетъ. <...> Свадебный день (день в ньчанья) КняжШ стодъ 79. <...> Въ этотъ промежутокъ времени женихъ съ своей родней н сколько разъ нав щаетъ нев сту. <...> Дни, въ которые онъ бываетъ у нев сты, им ютъ сл дующія названія: смотргшы или простмя сидины, рукобитье и праскгя сидины, провіъдка, д вичникъ или какъ чаще говорятъ: съ пряникамь же
нихъ прг/ъзжаетъ, и посл дній день—свадебный, день в нчанья; посл в нчанья: отгостки и переметки. <...> Въ Ю-ти же и даже,съ 1 8 6 1 года, уже въ 2 5 верстахъ отъ города, нев ста можетъ и непокрытая Фатой угощать жениха и его родню; и только требуется, чтобы она въ свадебный день и при жених непрем нно была покрыта Фатой. <...> Это зам чаніе особенно относится къ раздач въ д вичникъ нев стой красоты, т. е. кусочковъ лентъ, которыя считаются украшеяіемъ д ничьей косы, такъ много восн ваемой въ причетахъ и свадебныхъ п сняхъ. <...> Въ то время, женихъ или отецъ его обращался прямо къ господамъ и, испросивъ у нихъ позволеніе свататься, или даже уже высватавъ у нихъ нев сту, приходилъ къ ея родителямъ только для того, чтобы объявить имъ волю господъ. <...> ' Въ Вологодскомъ у зд очень мало я слышалъ свадебныхъ п сенъ: ихъ поютъ только по зжанамъ въ д вичникъ и молодымъ за кнажимъ столомъ. <...> Въ БТОМЪ у зд нев сты и подружки ея больше аричитаютъ или лучше сказать, еоють причеты. <...> Я удержалъ то названіе* которое даютъ сами крестьяне, и не им лъ права назвать ихъ причитаніями или, свадеб
ными д снями, т мъ бол е, что они <...>
Вологодская_свадьба.pdf
II /.
1
%
1 о
) I n
1 "!
ВОЛОГОДСКАЯ СВАДЬБА.
* •
•*».
^
СОЧПШІЕ
В. АЛЕКСАНДРОВА.
БИБЛ.
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
1863.
Стр.1
4
~ #
Дозволено ценсурою. С. Петербургъ, 15 іюля, 1863 года.
ВЪ ТНПОГРАФШ П. А. КУЛИША.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНІЕ:
СТР.
Предисловів
Сватовство.
1.
. -
Смотрины (простыя сидины)
М сто смотреть
Рукобитье и праскія сидины
Рукобитье
Праскія сидины
Причеты нев сты и подружекъ или промежутокъ времени между
праскими сидинами и д вичникомъ
Пров дка
5. и 14.
9. и 19.
12.
20.
22.
23.
30.
41.
Д вичникъ и съ пряникомъ женихъ прі зжаетъ. ..... . 44.
Съ пряникомъ женихъ прі зжаетъ
Свадебный день (день в ньчанья)
КняжШ стодъ
На другой день в ньчанья.
Отгостки
Перегостки
.
. . ,
53.
57.
79.
84.
87.
88.
Стр.3
ПРЕНСІОВІЕ.
Въ 1864 году, мв удалось быть на меогихъ крестьянскихъ свадьбахъ
въ Вологодской губерніи,—и я старался записать все, что вид лъ
и слышалъ. Къ счастію, я былъвъ особенномъ чшоженіи: крестьяне
не только не скрывали отъ меня 'ничего; а сами еще обращали мое
ввимавіе; — что не всякому возможно. Я желалъ не только описать
свадебные обряды; но такъ сказать, представить картину, чтобы читатель,
сидя дома и читая мои записки, могъ мысленно перевестись въ
ту деревню или село, гд играли свадьбу. До какой степени я въ этомъ
усп лъ, предлагаю на судъ публики; но см ю ув рить въ томъ, что
весь разсказъ основанъ на запискахъ, веденныхъ во время моихъ наблюденій.
Считаю нужнымъ сд лать н которыя необходимыя объясненія,
которыя были бы неум стны въ самомъ разсказ .
У крестьянъ Вологодскаго у зда отъ сватовства до в нчанья проходятъ
дв нед ли и бол е, и р дко одна. Въ этотъ промежутокъ времени
женихъ съ своей родней н сколько разъ нав щаетъ нев сту. Дни, въ
которые онъ бываетъ у нев сты, им ютъ сл дующія названія: смотргшы
или простмя сидины, рукобитье и праскгя
сидины,
провіъдка, д вичникъ или какъ чаще говорятъ: съ пряникамь женихъ
прг/ъзжаетъ, и посл дній день—свадебный, день в нчанья;
посл в нчанья: отгостки и переметки. Этими названіями я вое*
пользовался для разд ленія моего разсказа на части
Въ Вблогодскомъ у зд играютъ свадьбу почти одинаково; впрочеиъ,
— что городе, то норовъ, что деревня, то обычай:—
бываютъ и небольшая изм ненія въ обрядахъ, зависящія отъ м стности:
1
Стр.4
_ 2 —
смотря потому, ближе или дальше отъ города, и кто играетъ свадьбу:
вольные или прежніе кр лостные.
У крестьянъ, живущихъ ближе къ городу, свадьбы играются съ
разными церемоніями, заимствованными отъ городскихъ жителей визшаго
сословія, и многіе обряды зд сь лостепеняо изм няются. Въ 40
верстахъ и дал е отъ города считается необходимостію, чтобы нев ста,
когда просватаютъ ее, во все время до самаго в нчанья при постороннихъ
людяхъ была покрыта Фатой (платкомъ); ей позволяется немного
приподнять ее только тогда, когда жениху нужно съ ней прощаться.
Въ Ю-ти же и даже,съ 1861 года, уже въ 25 верстахъ отъ города,
нев ста можетъ и непокрытая Фатой угощать жениха и его родню; и
только требуется, чтобы она въ свадебный день и при жених непрем
нно была покрыта Фатой. Въ этой м стности крестьяне видятъ, что
'н которые старинные обряды почти безполезны и могутъ быть выкинуты
или зам нены другими, бол е сообразными съ временемъ и духомъ
народа; но удерживаютъ ихъ только потому, что он имъ нравятся.
Это зам чаніе особенно относится къ раздач въ д вичникъ нев стой
красоты, т. е. кусочковъ лентъ, которыя считаются украшеяіемъ д -
ничьей косы, такъ много восн ваемой въ причетахъ и свадебныхъ п сняхъ.
Въ приходахъ бол е отдаленныхъ отъ города досихъ поръ д -
вушки ходятъ въ сараФанахъ и съ отпущенной косой, которая посл
замужества прячется отъ взора мужчинъ; и потому тамъ нев сты и
подружки ея обращаютъ бол е вниманія на д вичью косу, нежели въ
деревняхъ, близкихъ къ городу, гд уже д вушки носятъ въ косахъ
гребенки, повязки на головахъ и даже синелевыя с тки ') . И такъ
зам тно, что обычай раздавать красоту, который считался, л тъ десять
тому назадъ, бол е важнымъ, нежели теперь, скоро, если не совс мъ
уничтожится, то много изм нится. Тоже можно сказать п о другихъ
старшшыхъ обычаяхъ, которые, малопо малу, дли истребляются или зам
няются новыми. Самый разговоръ молодаго крестьянскаго народа
зам тяо изм няется: многія слова л выраженія заимствуются отъ городскихъ
жителей. Молодой народъ даже н сколько перем нилъ свой
старинный костюмъ на новый, т. е. армякъ или сибирку—на сюртукъ,
*) Швеи —. дворовыя д вушки и молодыя бабы, которымъ богатые отцы
отдаютъ шить платья, рубашки и повязки, говорятъ имъ, какъ разъ сшшалъ
я, что къ атласному или шелковому платью скор е идетъ синелевая
с тка, нежели повязка.
Стр.5