Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 683121)
Контекстум

История русской церкви (290,00 руб.)

0   0
Первый авторФиларет
ИздательствоМ.А. Ферапонтов
Страниц1303
ID64860
Филарет. История русской церкви / Соч. е[пископа] Р[ижского] Ф[иларета]; Филарет .— 5-е изд. Период 1-5 .— : М.А. Ферапонтов, 1888 .— 1303 с. — URL: https://rucont.ru/efd/64860 (дата обращения: 08.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

- С О Ч И Н Е Н І Е ФИЛАРЕТА ГУМИЛЕВСКАГО, Архіепископа Черниговекаго. <...> Собраніи: Лаврентьевская л топись, или Несторъ и Суздальская л топиеь; потомъ сл дуетъ Троицкая л тоішсь, оііять преимущественно л топись Суздальской области (Сиб. <...> Въ ряду событій, происходившихъ въ русской церкви, событіями важн йшими, им вшими вліяніе иа положеніе церкви, были, посл происхождеиія церкви: нашествіе Монголовъ, разд леиіе одной митрополіи на дв , патріаршество и с нодъ. <...> Вторий періодъ — время порабощенія Россіи Монголами до разд ленія митрополіи, или 1288— 1409 г. 8. <...> Третій періодъ — разд ленной митрополіи до патріаршества, 1410—1587 г. 4. <...> Такъ пишетъ Несторъ въ житіи князей Бориса и Гл - ба І). Ііъ другомъ сочиненіи, которое писано было позже, онъ передаетъ изв стіе, дошедшее къ нему, какъ в роятио, изъ Корсуия, о пос щеніи Ап. <...> Мо сей Хоренскій (489 г.) пишетъ: „ ракійская страва лежитъ на востокъ отъ Далматіи, близъ Сарматіи; во ракіи пять малыхъ областей и одна большая, гд семь (а не 25, какъ въ печ. изд.) славявскихъ племенъ' 0 . <...> 14 ) Въ житіи СтеФана, епископа сурожскаго или азовскаго Судака; „Воинственвый и сильный князь изъ Новгорода русскаго съ мвогочислеянымъ войскомъ опустопіалъ м ста отъ Корсуня до Керчи, съ бодьшою силою пришелъ къ Сурожу..., сломалъ жел зныя ворота, вошелъ въ городъ <...>
История_русской_церкви.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
История_русской_церкви_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
История_русской_церкви_(2).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
История_русской_церкви_(3).pdf
Стр.1
Стр.2
История_русской_церкви.pdf
Стр.1
ъш 3 Й SSPSSUSPS Q " ^1 f ' ""^ 1 •' " I ' і'і И 1 П -П 'ІТ -ТТ ГІ—>1 [1 П—-Т—Г І ; l'-^TI^l l t'l-- ! І--ГІ-—ТТ г'Г-1 |- 1 I І"! Гі IT М П l"l' »Ч • f l 11 і"т |" А 1 Г» ГТ f l [• ••—.'l П і ИСТОРІЯ пшй РПІВН. —-^^ СОЧИНЕНІЕ ФИЛАРЕТА ГУМИЛЕВСКАГО, Архіепископа "Черииговскаго. ВЪ ПЯТИ ІЩРЮДАХЪ л. ПЕРІОДЪ ИЕРВЫЙ,отъ начала хржстіанства въ Россіи до нашеотвія Монголовъ. і (988—І237 г.). %!;!# li t ;ИЗДА.Ы;І Е ПІІТОЖ) . і MOCKJ S А. Изданіе кяигопродавца М. А. Ферапонтова. 1SSS . ). .Q'O'O'O' U Р ;.<'Ь,А:лі', ' •Ъ-а-і,ч)-^'ОЛ\-П'П-і)-а-і)<,ь-п-іитггггггт?ттттп.пц\.п.ь.і\А,.и.о,і).{І .алі'Л-'Ж»ь,^ „^йй^й ^•І<Ж>ІІч*&>Ь>І<^ ,н.лм^ *"^*a*5ffiiS6;S5« І1 Ш fw^ 5»г * \ k т • • «s '^ 1 слра 111 f і і И м й
Стр.2
ИСТОРІЯ ГШ Ш PPIIOH.
Стр.3
ИСТОРІЯ ит pnimi. -•«ш?СОЧИНЕНІЕ ФИЛАРЕТА ГУМИЛЕВСКАГО, Архіепископа Черниговекаго. ПЕРІОДЪ ПЕРВЫЙ, отъ начала хржстіанства въ Россіж до нашествія монголовъ. (988—1287 г.). .. ііг нсзд^ ніж: ііятож; . Издаиіе ішигопродавца М. А. Ферапонтова. Х88в . ->й^
Стр.4
Отъ Московскаги Духоішо - Деьгіуішаго Коыитета печатать доаволяетсл. Москва, 14 Марта 1888 года. Цеизоръ, Св)іш,ешшк,Ті Іоанпъ ІІетропавловспій. fl?iS^' 2007056695 --«й^ЧЧ*
Стр.5
История_русской_церкви_(1).pdf
— 158 — шесть м сяцевъ умерло до 80,000 *-г '). Кара пебеспая приводила въ ужасъ самыя черствыя сердца; сердца кроткія смиренно предавались въ волю Божію. Кающіеся готовились къ смерти постомъ и молитвами, постриженіемъ въ иночество, елеосвященіемъ и причастіемъ евхаристіи, строилп обиденние храмы. Прекрасно выразился современникъл тописецъ объ этихъ б дствіяхъ: «бысть милость Божія падъ христіапы, посланъ отъ Бога моръ на люди» а68 ). § 32. 0 т л и ч н ы я д о б р о д т е л и м н о г и х ъ п a стырей и князей. Страдая подъ тяжестью столькихъ б дъ, церковь русская им ла и ут шеиіе вид ть чадъ, пресп - вающихъ въ в р и благочестіи. Первосвятители ея Петръ, Алексій, еогностъ, Ешріаш были высокими образцами христіанской жизни для паствы. Игштіій (f Г288). Іаковг (f 1392) и OeodojM (t 1395 г.) ростовскіе, Басилій (f 1367 г.) рязанскій, еоктистъ (1299 — 1308), Могсей (1324 — 1329. 1351-1359), ^гшиш (1330—1351) чоъго\>оАС&\е,Стефаш (f 1396) пермскій, Діонжій (f 1388) суздальскій, Арсеній (t 1409) тверскіи—также прославлеиы Богомъ за жизнь хрістіанскую. Между князьями, кром положившихъ душу свою за в ру и отчизну, въ 2") Кранцъ Wandalia lib. XI p. 251. 0 -^) Новюр. 2 л т. 134.
Стр.1
— 159 — чудномъ св т величія является благов р. Александръ Невскій. Это образецъцарствеинаго мужества и царственной мудрости, проникнутыхъ духомъ христіанскимъ. До 1246 года въ пять л тъ онъ одержалъ три поб ды надъ ливонцами и шведами, семь—надъ Литвою; каждую начиналъ молитвою и оканчивалъ хвалою Богу; двумя поб дами освободилъ церковь и отечество отъ власти н ицевъ, которые предъ т мъ уже ввели своихъ началышковъ во ГГсковъ. Съ 1246 г. онъ—в. князь всей Россіи, и д ла его ириняли другой характеръ. Досел воинъ храбрый изъ храбрыхъ, противъ татаръ ие только ие обнажаетъ онъ меча, но наказываетъ т хъ, которые обнажали мечъ: онъ бережетъ Россію, безсильную предъ монголами, покорностію своею и покорностію Россіи, 'не разъ отправляется къ Батыю и по песчанымъ пустынямъ къ великому хану,—для покоя Россіи: иодвигъ вдвойн тяжелый отъ того, что былъ не блистателенъ въ глазахъ св та, Кром Александра, прим рами глубокаго благочестія были: кн. Ромаш угличскій, еодоръ ярославскій съ двуми сыновьями, Довмотт псковскій и Дстшлъ московскій, прннадлежавшіе ХІП в ку. Изъ князей ЕОЖНЫХЪ особеннымъ благочестіемъ славились: Владиміръ Щ въ посл днихъ годахъ своихъ, отецъ его Василько; иосл дній провелъ в конецъ жизнн вь дикой пещер , подъ горою Георгіевскаго львовскаго монастыря, оплакивая гр хи мірскаго властолюбія и кровавой д ятельности. Владиміръ былъ истипный
Стр.2
— 160 — страдалецъ Божій; кроткій, милостивый, строгій къ себ ,—сей князь четыре года страдалъ, какъ Іовъ; нижняя губа его гнила: бол знь распространялась и становилась сильн е, но онъ терп ливо сносилъ боль и занимался д лами, бол знь усилилась: вся мясистая часть бороды отпала; нижняя часть и зубы выгнили; онъ молился и благотворилъ: никто изъ князей южныхъ не іюстроилъ столько монастырей и городовъ, никто бол е его не над лилъ храмовъ кпигами и утварью; предъ смертію онъ все движимое имущество, золото, серебро, одежды роздалъ б днымъ 269 ). § 33. Монашество въ начал и продолженіи монгольскаго періода. Говорятъ: русскіе моЕіастыри расцв ли на кровавыхъ поляхъ отечества. Это несправедливо^ какъ нельзя бол е. Напротивъ, до конца ХШ в ка не возникло ни одного монастыря на опустошенныхъ краяхъ отечества. Болыиая часть кіевскихъ обителей исчезла подъ развалинами, другая оставалась въ развалинахъ; на с вер было тоже. Дикій ІМОНГОЛЪ, хотя и говорилъ о неприкосновенности церкви, но д лалъ другое: грабилъ и жегъ обители, истреблялъ иноковъ. Даже обители Новгорода, гд не было огня монгольскаго, не только не цв ли, но н которыя пали. Только ученики пр. ) О кн. Владимір Болынская л т., стр. 204—223. 0 Василько у Еарамз. 4 пр. 144. 269
Стр.3
— 161 — Варлааш не-вдали отъ Новгорода основали н - сколько обителей. Аитоній, преемникъ Варлаама (f 1241) въ игуменств , основалъ въ 15 верстахъ отъ Тихвина, на озер Дымскомъ, обитель Дымскую. Всетфонтъ, иосл Антонія управлявшій Хутынемъ, удалился на уединеніе за 25 верстъ отъ Новгорода, и основалъ робенскую Троицкую пустынь. Еонстанттъ, также изъ учениковъ Варлаама, основалъ съ сотрудникомъ своимъ пр. Еосмою въ 3 верстахъ отъ Старой Руссы Косинъ Николаевъ монастырь. Но и эти обители не цв ли вначал и скоро пали 270 ). Глубокій с веръ укрылъ отъ монголовъ еще одну обитель,—это обитель Еипріана устюжскаго, основавшаяся предъ нашествіемъ татаръ. Пр. Кипріанъ, богатый землевлад лецъ, полюбивъ нищету Христову, въ т сной келліи посвятилъ себя Богу, и когда н которые начали избирать около него такую же жизнь. отдалъ вс земли свои въ иользу основавшейся обители пустынниковъ. Начальникъ служилъ образцемъ строгой жизии для покорившихся его управленію. Дикій камень, величиною въ большую челов ческую голову, служилъ ему для возбужденія къ бодрствованію: онъ держалъ его въ рукахъ, чтобы л иивое т ло среди молитвеннаго подвига не предавалось безвременной дремот . Этотъ камень и теперь лежитъ въ возглавіи гробницы подвижника, скончавшагося въ глукобой старости въ •2ioj Объ ученикахъ Варлаама словарь святыхъ, ист. іер. 11
Стр.4
— 162 — 1274 г. ^1 ) . Ha Волыни и въ Галиціи, пока тамъ влад ли сильные православные князья, не только держались прежнія обители, но и воздвигались новыя; монголъ опасался той страны 2 '72 ). Но такъ какъ во времена скорбей особенно возбуждаются благочестивыя расположенія духа, то въ періодъ монгольскій князья, княгини, бояре и простые предъ смертію обыкновенно иостригались въ монашество; а многіе и прежде того разставались съ міромъ, принимая имя того святаго, ко^1 ) Ист. іер. 3, 312. Устюякскій л топ. у Карамз. 3, пр. 186. 272) о Григорі полонинскомъ Волынская л топись 204. „Григорій же бяше челов къ святъ, акоже не бысть иредъ нимъ и по немъ не будетъ"1 . Та же л топ. говоритъ о кн. Владимір : „монастыри многи созда". 221. Но не говоритъ, какіе именно? По сей л топиеи видны монастыри: а) на Волыни во Владимір Богородичный ка едральный, Михаиловъ, святогорскій и апостольскій; б) въ галицкомъ княжеств Даніиловъ, въ Угровеск , ка едральный въ Холм и полонинскій не вдали отъ Галича, синеводскій въ стрыйскомъ округ , Георііевскій во Львов (201. 202. 204. 215. 222. у Карамз. 4, пр. 20 и 144). О Подоліи л топись Даниловича: „а въ другомъ м ст были чернецы въ гор и въ томъ м ст нарядили городъ Бакоту", стр. 58. Въ Литв близъ Новгородка Воишелгомъ основанъ былъ монастырь Лавртиекъ (§ 7), впосл дствіи обогащенный вкладами {Бостокова опис. муз. 125. 126). Свят. Петръ основалъ монастырь на р. Рат , что въ жоховскомъ у зд Галиціи, въ Верхрат , т. е. при верху,ищ исток р. Раты. Въ грамат Ягайлы 1407 г., данной перемыпільской ка едр , уіюминаются: мовастырь Трушевичъ, монастырь Микуличъ, Св. Спаса, монастырь Сусанны, Омолница Жавровъ, св. Онуфрія, потомъ прибавлено: „и вс другіе монастыри, находящіеся подъ управленіемъ владыки" (грамата у Зубрицкаю приб. Д.). Лавровъ въ самборскомъ
Стр.5
История_русской_церкви_(2).pdf
— 133 — ныхъ архипастырей, ревностныхъ защитниковъ православія. Правда, въ продолженіе стол тія сво его коллегія не столько принесла зр лыхъ плодовъ, сколько можно было ожидать по времени. Ио не надобно забывать какъ б дствій времени, такъ и того, что схоластика и особенно римская, коей духъ и правила располагали училищами юга, нигд не была плодоносною. Для славы ихъ довольно и того, что они были разсадниками православія и сл довательно выполняли свое назначеніе, § 18* Исправленіе кпигъ при печатаніи. Главною ц лію типограФІи, заведенныхъ братствами было умножать число богосл жебныхъ кпигъ, какъ пособій православію. Но просв щенные пастыри вид ли и то, что современныя имъ богослужебныя книги во многомъ неисправны, a въ такомъ вид он , вм сто того, чтобы быть полезиыми, могли вредить дравославію. И потому съ самаго начала XVII стол тія на юг начали исправлять богослужебныя книги. Такою ревностію отличался вс хъ бол е тотъ, кто бол е вс хъ д йствовалъ вообще для православія, блаженный Гедеонъ, епископъ львовскій. Въ 1604 г. онъ издалъ служебникъ въ Стрятин , сличивъ предварительно славянскій текстъ съ древними славянскими списками и съ греческимъ текстомъ; достоинство сего исправлеріія просв щенный пастырь оц нилъ самъ, сказавъ, что съ первыми опытами неразлучны
Стр.1
— 134 — ошибки m ) . Въ предисловіи къ требнику, издапному въ 1606 г. въ Стрятин , тотъ же просв щеиный пастырь писалъ: «л тъ за 10 предъ симъ; когда при кіевскомъ митрополит Михаил Рогоз былъ соборъ въ Брест -Литовскомъ, и тамъ были собраны прочіе епископы, тогда еіце вс одиой святой ка олической восточной апостольскои церкви, происходило розысканіе и разсмотр ніе разностей въ церковныхъ д йствіяхъ... На семъ собор посл разсужденій поручили мн , смирениому епископу львовскому, употребить все стараиіе объ исправленіи книги «требникъ». Дал е говоритъ онъ, что, собравъ списки требника, онъ «иашелъ между ними большое разногласіе», и это сильно опечалило его. Въ этомъ положеніи писалъ онъ къ Мелетію, александрійскому патріарху, управлявшему тогда и константинопольскимъ престоломъ., изв щая его «о разностяхъ и неисправности славянскихъ книгъ», просилъ и умолялъ прислать греческій эвхологій. Патріархъ прислалъ служебникъ и требникъ, посл дній, св ренный съ древними требниками Святой горы, и благословилъ печатать въ перевод . Чтобы не вышло и посл того сомн ній, Гедеонъ собиралъ опытныхъ священии184 ) „Аще въ ч мъ погр шилъ есть исправитель сея книги, или и типограФЪ не преблюде коего м ста; молимся, прощеиію сиодобляйте, братіе: обыче бо в что сицево бывати въ таков хъ, паче же въ аачал ." У Строева въ Опис. книіъ Толстаго, стр. 101—104. '**2?$Ъ
Стр.2
— 135 — ковъ и вм ст съ ними разсуждалъ объ изданіи требника. На этомъ сов щаніи положено—перенесть въ новый требникъ необходимые чины изъ славянскихъ требниковъ, хотя чиновъ т хъ и не было въ патріаршемъ списк , таковы: «чинъ, какъ принимать обращающихся изъ ересей», «чинъ освященія м ра» и пр.18S ). Вотъ что было во Львов въ начал XVII стол тіяі Эта умная осмотрительность осталась для Львова, какъ бы насл дствомъ посл блаженнаго Гедеона. И посл него львовское братство не иначе издавало книги, какъ подвергнувъ текстъ пов рк по подлиннику и по славянскимъ спискамъ 186 ). 185 нин 1844 г., № 8. і86 ) Предисловіе къ требнику, напечатанное въ Москвитя) При первомъ изданіи октоиха въ Львов съ 1630 г. писали, что сія книга „вееьма разнится по спискамъ, отъ нерад нія и нев жества писцевъ нашихъ; она не сходна съ греческими списками, даже не бдизка къ смыслу и разнится въ тропаряхъ и словахъ." Посему сличали текстъ: а) съ московскимъ изданіемъ 1594 г. и съ дерманскимъ ІбОІ г.: б) съ письменными молдавскими; е) наконецъ съ греческимъ октоихомъ, ирисланнымъ отъ константинопольскаго патріарха Кирилла. Вновь переведены съ греческаго „на стихологіяхъвторые тропари, кондаки и икосы осми гласовъ, на каждую нед дю" (Оимс. кнтъ Толстаю, стр. 184. 185). При второмъ изданіи въ 1639 г. таже книга „з льнымъ тщаніемъ преслоутыхъ ктитор въ опасно съ еллинскими изводы разсуждена и исправлена." (Тамже 211). Посл словіе къ третьему изданію ан ологіона 1643 г. говоритъ: „напечатана бысть третицею уже, всеконечно изсл дована, распростравена и исправлена съ еллинскими истинными изводы." Въ заключеніи: „молимъ со умиленіемъ, аще кая неблагоискусва словеса и не
Стр.3
— 136 — йз^ - -• Кісвское братство также старалось исправлять ошибки въ славянскихъ богослужебныхъ книгахъ. Особенно много заботился о томъ митрополитъ Петръ Могила (1641—1647). Онъ строго запретилъ вольнымъ типограФамъ печатать книги безъ его разсмотр нія; а ученымъ членамъ братства поручалъ пов рять славянскія книги по греческому тексту и по древнимъ славянскимъ спискамъ ^7 ) . Зам чательн е другихъ въ этомъ отношеніи служебникъ 1639 г. и евхологіонъ 1616 г. Они пересмотр ны были съ особеннымъ вниманіемъ; издатели говорятъ, что они выбрали древнее греческое; впрочемъ въ ихъ требник много молитвъ и п сней патріарховъ Фило ея и Каллиста, т. е. сочиненій позднихъ 188 ) . благостройва или поползновенеа н кая погр шевія въ сей квиг обрящутся, не посуждати, ни повосити люботружд шимся" (Тамже 224). Первое издавіе дьвовскаго ан олоіія было въ 1632 г., второе—въ 1645 г. 55)го(?ъ ^влшмая, изданная въ Львов 1642 г., св рена была съ греческою. 181 ) См. предисловія къ квигамъ времени Могилы и особевно предиеловіе къ служебнику 1639 г. Королевская привиллегія митрополиту Сильвестру, данная 1649 г.: „цензуру книгъ при митрополит и епископахъ православныхъ епархій оставляемъ." Прежде Могилы исправлялъ книги митрополитъ Іовъ. Строева опис. книгъ Тотстаго Ш 61. 63. Joes, еще будучи игуменомъ Михаил. моы., перевелъ съ греч. анолоіій, напечатанвый въ Евю 1619 г.;архим. Захарій Коаы. стенскій пересмотр лъ переводъ и издалъ въ Кіев 1627 г. Часословъ 1617 и ан ологіонъ 1619 г. съ прибавлевіемъ ) См. еще иращицу Питирима, стр. 362. Сл. Goari Evchologium Craecorum, Paris. 1648. Venet. 1730. Служебникъ п сней и п ній русскимъ святымъ у Сахарова № 163. 178. 188
Стр.4
— 137 — Братство острожскихъ училищъ не отставало отъ другихъ въ ревности о чистот богослужебныхъ книгъ. Изданный имъ въ 1612 г. часословъ пов ренъ со всею тщательностію съ греческимъ текстомъ и съ древними славянскими списнами, и разиости между т мъ и другими отм чены знаками 189 ). § 19. Учителп и защитникп православія. Еслн бы исшедшіо отъ насъ не вбзстали на Еіасъ, говорилъ одинъ депутатъ православія въ 1620 і., 1639 г. сходенъ съ изданіемъ 1629 г. [Сахарова Ш 375). Служебникъ или литургіарій 1629 г. разсмотр нъ былъ на собор м. Іова, Исаіи Копинскаю, архіеиискоиа черниг., Исакія Борисковича, еи. луцкаго и Иаисгя Шпполитовича, еп. холмскаго. Въ семъ изданіи иосл иредисловія Петра Моіилы и соборнаго опред ленія о исиравленіи служебника: а) предисловіе Земки о литургіи; б) посл дованіе діаконскаго служенія; в) уставъ бд нія; г) уставъ вел. вечерни; д) посл дованіе полунощницы и утрени; е) о повседневной вечерни; ж) чинъ благословити вино; з) проскомидія и три литургіи; и) отпустыі) молитвы надъ коливомъ; к) оглавленіе и иосл дованіе Земки. 189 ) Строева дополненіе № 17. Служебныя книги, изданныя острожекимъ братствомъ: псалтырь сл дованная 1598 г., часословъ 1598 г., октоихъ 1604 и требеикъ 1606 г. въ Дерман . Посл словіе сл дованной исалтырига изданной иждивеніемъ князя Острожскаго, а трудами священника Василія, говоритъ: «и аще ли въ ч мъ гд погр шено обряідется (понеже не ангелъ писа, но рука брена и гр шна), вы же христолюбцы духомъ кротости исправляйте, не здор чите, молю». Гораздо бол е издано въ Острог поучительныхъ отеческихъ сочиненій: книга о иостничсств Васидія великаго 1594 г книга Іоанна Златоустаго, маргаритъ 1596 г., еказанье святаго Кирилла объ антихрист ; въ Вильн 1596 г.: книжица (посланія патріарха Мелетія) 1598 г , л карство на оспалый смыслъ (посл. Злато,
Стр.5
История_русской_церкви_(3).pdf
— 234 — Страп. ства къ ошибающейся ііростот ; единов рческіе храмы; обличнтели раскола IV. БОГОСЛУЖЕШЕ И ЖИЗНЬ. § 33. Исправленіе богослужебныхъ кннгъ и обрядовъ § 34. Новые праздники § 35. Испытанія Божіи: а) Бирономъ § 36. б) Чуыою и Пугачевымъ. . . ., § 37. в) Войною 1812 г § 39. Монастыри — домы милосердія; богад льнн при церквахъ 186. 189. 191. 196. 199. § 38. М ры правительства къ поддержанію благочестія въ народ и б ломъ духовенств . . . 202. 208. § 40. Уменыпеніе числа иноковъ и монастырей;— заботы о поддержанія благочестія въ инокахъ. 210. §41 . Подвижникн благочестія: Тихонъ Задонскій. . 214. § 42. Паисій Величковскій § 43. еодоръ §44. Серафимъ : 217. 219. 221. 180. )еШг(іЖ^|р*ЭШв«^sws».
Стр.1
*ЗШ*И*П*Еа*І *ПІ«Е!*В*В* *Ші;*Э*!ы*Еа*|!Э*Еа* СКЛАДЪ ИЗДАНІЯ У КНИГОПРОДАВЦА Шосква, Нгтольская улгща. І -^ШгІ. Ц-ЪНА jL^ ^ ЗА 5 ПЕРІОДОВЪ 8 РУБ. СЪ ПЕРЕС. 8 р . 50 коп. ">??^Г' і s i ш it іі ажи ЬажсзяЕСззагЗй ЕВ^^В^ИВ^ЕВВВВОаа^ВЕВсЗВЕ^ШЁа^^ІВ^^І йиз
Стр.2