^
Въ Олесскомъ В стник (JfJf 27-й и 58-й 5-го Лпр ля сего года) напечатава статья пребывающего въ Одесс Сербскаго литератора Д. П. Тирола, подъ заглавіемъ »Н сколько сяоИ о томъ, пишутъ-ли Сербы бук
вами своего изобр^еція-^ссі Сеіі вопросъ р шается сочинителемъ въ пользу его націи, Сербовъ, т иъ, что будто Сербы приняли Хри
стианскую в ру въ 85б-мъ году (сл дственво прежде вс хъ Славянски\ъ племен^ и съ т мъ вм ст получи
ли азбуку, изобретенную Кирилломъ, и послужившую кь переводу Св. <...> Писанія на Сербскіа языкъ; — что буд
то Кириллъ получилъ воспитапіе въ Солунскомъ Сербскомъ монастыр , гд , живя между Сербами, изобр лъ для нихъ азбуку, и пгревелъ за симъ Св. <...> Писаніе на тогдашнее нар чі южныхъ Славянъ ; что въ посл дстві Русскіе, при крещши'п, получили церковныя (Сербскія?) книги посредствомь Греческаго духовенства, а вм ст съ т мъ и азбуку Сербскую, или Кирилловскую, и пр. <...> Кром древнихъ авторовъ, описавшихъ сіе происшествіе, «ов йшіе Сербскіе писатели, Деспотъ Григорій Бранковйчъ и архимандритъ Іоаннъ Раичъ, единоплеменники г. Тирола, также согласны въ томъ, что Болгаре крести
лись прежде вс хъ Славянъ, чтб утверждено и другими изыскателями и критиками, Добровскимъ, Погодиным*, и Венелииымъ, Изъ вышеприведенныхъ авторовъ, СербскШ исторйкъ Георгій Бранковичъ, въ своей Сербской Исторіи '" іголагаетъ, что крещеніе земляковъ его, Сербовъ, посл ^оваіо чрезъ тридцать л тъ посл крещенія Болгарскаго народа. <...> Другой Сербскій писатель, архимандритъ Раичъ, u
оігираясь на cвид teльcтвo императора Константина-Ба- <...>
Болгарские_книжники,_или_Какому_славянскому_племени_собственно_принадлежит_Кирилловская_азбука.pdf
»hw
-7T
КАКОМУ СЛАВЯНСКОМУ ПЛЕМЕНИ СОБСТВЕННО
ПРДНАДЛЕЖИТЬ
1СИРКо?:^ОВС52САЛ АЗБУКА?
СОЧИНЕНІ£
йасиліл ^и^млова»
J
f
ОДЕССА.
2?e Го^одскоЫ Типографіи.
Стр.1
Изъ Одесскиіо Вгьстныка.
ГГ..
^
Стр.2
Въ Олесскомъ В стник (JfJf 27-й и 58-й 5-го
Лпр ля сего года) напечатава статья пребывающего въ
Одесс Сербскаго литератора Д. П. Тирола, подъ заглавіемъ
»Н сколько сяоИ о томъ, пишутъ-ли Сербы буквами
своего изобр^еція-^ссі
Сеіі вопросъ р шается сочинителемъ въ пользу его
націи, Сербовъ, т иъ, что будто Сербы приняли Христианскую
в ру въ 85б-мъ году (сл дственво прежде
вс хъ Славянски\ъ племен^ и съ т мъ вм ст получили
азбуку, изобретенную Кирилломъ, и послужившую
кь переводу Св. Писанія на Сербскіа языкъ; — что будто
Кириллъ получилъ воспитапіе въ Солунскомъ Сербскомъ
монастыр , гд , живя между Сербами, изобр лъ
для нихъ азбуку, и пгревелъ за симъ Св. Писаніе на
тогдашнее нар чі южныхъ Славянъ ; что въ посл дстві
Русскіе, при крещши'п, получили церковныя (Сербскія?)
книги посредствомь Греческаго духовенства, а вм ст
съ т мъ и азбуку Сербскую, или Кирилловскую, и пр.
Предположен!я, сіи будучи для меня, а можетъ быть
и для каждаго ревностнаго Славянина, новыми, заставляютъ
меня , для пользы историческихъ изысканііі и
ббльшаго уясненія сего интереснаго предмета, просить
Стр.3
г. Тирсш изложить иоложенія свои критически и подкрепить
ихъ и историческими доказательствами; иначе,
оаи, по вовазн своей, останутся камнемъ преткновенід
для многихъ и лишатъ, можетъ-быть, ученый міръ
важныхъ открытій. Я почту себя счастливымъ , если ,
вызывая на это г. Тирола, окажу н которую услугу
братьмъ Славянамъ, не желающимъ оставаться въ недоум
ніи о первоначальной ихъ письменности.
По церковной и гражданской исторіи, какъ восточныхъ,
такъ и западныхъ, или Затинскихъ писателей,
прежде вс хъ Славянъ окрещены были въ 858—862
годахъ по Р/Х. Болгаре. Произошло это при Византійскомъ
императоре, Михаил , и Болгарскомъ цар Богор
, или Борис , стараніемъ пронырливаго , изв стнаго
ученостью, Константинопольскаго патріарха Фотія. Кром
древнихъ авторовъ, описавшихъ сіе происшествіе,
«ов йшіе Сербскіе писатели, Деспотъ Григорій Бранковйчъ
и архимандритъ Іоаннъ Раичъ, единоплеменники г.
Тирола, также согласны въ томъ, что Болгаре крестились
прежде вс хъ Славянъ, чтб утверждено и другими
изыскателями и критиками, Добровскимъ, Погодиным*,
и Венелииымъ,
Изъ вышеприведенныхъ авторовъ, СербскШ исторйкъ
Георгій Бранковичъ, въ своей Сербской Исторіи
u
'" іголагаетъ, что крещеніе земляковъ его, Сербовъ, посл -
^оваіо чрезъ тридцать л тъ посл крещенія Болгарскаго
народа. Другой Сербскій писатель, архимандритъ Раичъ,
оігираясь на cвид teльcтвo императора Константина-Ба
Стр.4
~ 5 ~
грянороднаго (который царствоваіъ съ 912-го по 959-й
годъ, и пишегь, что крещеніе Сербовъ произошіо при
император Василі -Македонянині), также ни ашо «Q
оспариваетъ презкдебывшаго крещедія Болгаръ, но иъ,
соглашается только на тридцати-д тній термивъ, опре,д
ляя крещепіе Сербовъ между 867-м и 889-мъ годами,
ибо въ сіе время царствовалъ Македоняниеъ Василій, в
прибавляя къ тому , что это случилось при патріарх
Фоті ,
Но если и принять мн ніе Раича, что соотечественники
его крестились вовремя патріаршества Фотія,
то все-же крещеніе Сербовъ сл дуетъ отнести н къ
867 — 889-мъ годамъ , но правильн е къ 877 — 889-му ,
когда отр шенный отъ патріаршества Фотій вторичАо
возведенъ былъ въ сей санъ. Ибо хотя Фотій и носилъ
патріаршее достоинство при предшественник Василія,
император Михаид , во время крещенія Болгаръг
но
коль скоро Василій вступилъ на престолъ, то лишшъ
Фотія сего сана, который вторично возвращенъ былъ
ему уже въ 877-мъ году, въ царствованіе того-же Василія.
Сі дственно, Сербы приняли Христіанство, если не
тридцать л тъ спустя по крещеніи Болгаръ, какъ выводитъ
собственный ихъ историкъ, Бранковичъ, то по
крайней м р двадцать л тъ посл нихъ.
Теперь спрашивается, чтб понудило ВизантійскШ
дворъ и пронырливаго патріарха Фотія стараться объ
изобр теиіи Славянской азбуки? — Ничто бол е, какъ
желаніе перевести Св. Писаніе для неоФитовъ на ц^ъ
Стр.5