Разнообразіе Законовъ челов ческаго общества, кажется, нсим етъ никакихъ пред ловъ. <...> Сколько великихъ Державъ вид ла Азія въ своихъ н драхъ? сколько насчитывалъ Греческихъ Республикъ сынъ Греціи во времена ся сла
вы? кто исчислитъ вс т , бол е или мен е нсзависимыя, Влад нія, па которыя въ Среднихъ в кахъ дробились Италія, Гсрманія и другія земли Хрпстіанскія ? <...> И однако , каждое Государство для каждой сто
роны своей жизни, какъ для союза государственнаго, такъ и для гражданскаго, какъ для учрежденія того и другаго, такъ и для охрансшя, им етъ свои особенные законы, и не только им етъ,. но еще, по требованію обстоятельствъ, скор е или медлепн е изм няетъ ихъ, уничтожаетъ одно, вводнтъ вновь другое, прибавляетъ, убавляетъ что нибудь въ старомъ, такъ что въ одномъ и томъ же народ въ разныя времена его бытія д йствуютъ Законы, совершенно отличные одни отъ другихъ. <...> При изложеніи началъ всякаго бытія она простираетъ мысль свою и на область Законодательства, и достигши до понятія Правды и Справедливости, сл дитъ сіе понятіе въ существенныхъ его видахъ: разсуждаетъ о существ правъ и обязанностей, о сущесів закона о происхожденіи между людьми общежитія и законовъ, наконецъ о разд леніи законовъ по главнымъ ихъ родамъ и видамъ, и о существенномъ въ каждомъ род и вид . <...> Между т мъ ФИЛОСОФІЯ Законодательства подлежитъ, по видимо
м у , той же судьб , какой и Законодательство: о Правд , Справедли
вости ФИЛОСОФЫ такъ же думаютъ различно, к а к ъ и о вс хъ другихъ вещахъ^ были даже люди, которые, присвояя себ названіе ФИЛОСОФОВЪ, утверждали, что н тъ ничего въ себ самомъ справедливаго, а все такъ называемое справедливое есть <...>
Рассуждение_о_философии_законодательства_у_древних,_сочиненное_для_получения_степени_д-ра_законоведения_Константином_Неволиным.pdf
i
7І
невслпи
, -jfukpg
•чі
. "ішШШг
ШШ.-:-.4іХ
;• • ¥'.;•
•
ГІіЕ^.. т^шыі ^
Стр.1
РАЗСУЖДЕНІЕ
3 )
у
о
ФИЛОСОФШ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
У ДРЕВНИ Х ъ,
с огиие нное
дл я ПОЛУЧЕНІ Я СТЕПЕН И ДОКТОРА . ЗАКОНО В Д НІ Я
Константиномъ Неволинымь,
шшті ПУБЛИЧНЫЙ
ХШ-ІІОЗЗ
^ру^нрсніймш
САНКТПЕТЕРБУРГЪ.
В ь ТНПОГРАФІ И П ОТ Д .ІЕНІ Я СОБСТВЕННОЙ Е. И. В. КАНЦЕ.ІЯРІИ .
» п**\*
Стр.2
• «
Печатано съ одобрения Юридическаго Факультета прц ИМПЕРАТОРСКОМЪ
Санктпетербургскомъ Университет .
2007096520
Стр.3
РАЗСУЖДЕШЕ
О ФИЛОСОФІИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
У ДРЕБНИХЪ .
Введен ! е.
§ 1.
Разнообразіе Законовъ челов ческаго общества, кажется, нсим етъ
никакихъ пред ловъ. На одной и той же полос земли Государства одно
за другимъ безпрерывно возникаютъ и исчезаютъ во множеств .
Сколько великихъ Державъ вид ла Азія въ своихъ н драхъ? сколько
насчитывалъ Греческихъ Республикъ сынъ Греціи во времена ся славы?
кто исчислитъ вс т , бол е или мен е нсзависимыя, Влад нія, па
которыя въ Среднихъ в кахъ дробились Италія, Гсрманія и другія
земли Хрпстіанскія ? И однако , каждое Государство для каждой стороны
своей жизни, какъ для союза государственнаго, такъ и для гражданскаго,
какъ для учрежденія того и другаго, такъ и для охрансшя,
им етъ свои особенные законы, и не только им етъ,. но еще, по требованію
обстоятельствъ, скор е или медлепн е изм няетъ ихъ, уничтожаетъ
одно, вводнтъ вновь другое, прибавляетъ, убавляетъ что
нибудь въ старомъ, такъ что въ одномъ и томъ же народ въ разныя
времена его бытія д йствуютъ Законы, совершенно отличные одни
отъ другихъ.
Стр.4
* —
Посреди безконечнаго разнообразія и непрестанныхъ изм неній
ФИЛОСОФІЯ покушается открыть необходимое, простое, всегда себ
равное. При изложеніи началъ всякаго бытія она простираетъ мысль
свою и на область Законодательства, и достигши до понятія Правды
и Справедливости, сл дитъ сіе понятіе въ существенныхъ его видахъ:
разсуждаетъ о существ правъ и обязанностей, о сущесів закона о
происхожденіи между людьми общежитія и законовъ, наконецъ о разд
леніи законовъ по главнымъ ихъ родамъ и видамъ, и о существенномъ
въ каждомъ род и вид .
Между т мъ ФИЛОСОФІЯ Законодательства подлежитъ, по видимому,
той же судьб , какой и Законодательство: о Правд , Справедливости
ФИЛОСОФЫ такъ же думаютъ различно, какъ и о вс хъ другихъ
вещахъ^ были даже люди, которые, присвояя себ названіе ФИЛОСОФОВЪ,
утверждали, что н тъ ничего въ себ самомъ справедливаго, а все такъ
называемое справедливое есть только челов ческое установленіе.
Но ФИЛОСОФІЯ, въ историческихъ ея изсл дованіяхъ, показываетъ
также и взаимное еогласіе мужей, которые по достоинству носятъ па
себ имя любителей мудрости. Не смотря на разныя заблужденія, истина
въ теченіи в ковъ сохраняется неизм нно^ не смотря на вс уклоненія
отъ прямаго пути, на вс остановки въ умствеиныхъ упражнеыіяхъ,
новыя открытія всебол е ибол е разширяютъ для насъ кругъ познаній.
§ 2.
Мы предполагаемъ начертать Исторію древней Философы Законодательства.
Взглядъ Древиихъ на предметы Законодательства для
многихъ нов йшихъ остается неизв стнымъ. Но оиъ такъ же прим -
чателенъ, какъ и все древнее: религія, искуство, наука, жизнь частная,
общественная. Не понявши древней ФИЛОСОФІИ Законодательства,
не льзя понять вполн самаго Законодательства древиихъ народовъ:
одно т сно связуется съ другимъ. Не зная того, какъ судили
дрсвніе ФИЛОСОФЫ О разныхъ иредмстахъ Законодательства, едва ли
можно уразум ть и учспіе ФИЛОСОФОВЪ нашего времени о законахъ:
Стр.5