МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ
И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Методическое пособие
Составители:
А.И. Сливкин,
П.М. Карлов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2016
1
Стр.1
Содержание
Введение ................................................................................................... 4
Схема изучения групп и отдельных лекарственных соединений
в курсе фармацевтической химии .................................................................... 8
Правила выполнения и оформления и выполнения
контрольных работ ............................................................................................ 9
Контрольная работа № 1 ....................................................................... 12
Контрольная работа № 2 ....................................................................... 24
Контрольная работа № 3 ....................................................................... 38
Контрольная работа № 4 ....................................................................... 47
Контрольная работа № 5 ....................................................................... 58
Контрольная работа № 6 ....................................................................... 65
Библиографический список .................................................................. 81
Приложения ........................................................................................... 87
3
Стр.3
– Общая и неорганическая химия
Знания: строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева,
природа химической связи, ее виды и влияние на свойства соединений,
номенклатура и стехиометрия, количественные законы химии.
Умения: основы стехиометрических вычислений по уравнениям
химических реакций.
Навыки: составление химических уравнений, интерпретация химических
уравнений и вычисления с помощью химических уравнений.
– Физическая и коллоидная химия
Знания: растворы и процессы, протекающие в водных растворах,
электролиты, теории кислот и оснований, соли, свойства солей и их устойчивость,
основы термодинамики и термохимии, химическое равновесие,
коллигативные свойства растворов, основные свойства и особенности
поверхностно-активных веществ и ВМС, основы электрохимии.
Умения: теоретическое обоснование физико-химических процессов,
происходящих в истинных, коллоидных растворах, определение некоторых
физико-химических констант.
Навыки: работа с лабораторным оборудованием (рН-метры, кондуктометры,
вискозиметры и т.п.)
– Аналитическая химия
Знания: основные положения теории ионных равновесий применительно
к реакциям нейтрализации, окисления–восстановления, осаждения,
комплексообразования, основы физико-химических методов анализа, основы
качественного и количественного анализа веществ неорганической
природы.
Умения: основные приемы и способы проведения химического и
физико-химического анализа для установления качественного состава
веществ и количественных определений.
Навыки: работа с лабораторным оборудованием (аналитические весы,
колориметры, рН-метры), приготовление титрованных растворов и
установка титра, проведение качественных химических реакций на катионы
и анионы, проведение количественного анализа неорганических
6
Стр.6
веществ по методикам, владение основными расчетами в титриметрии,
проведение анализа лекарственных средств с применением современных
физико-химических методов (ТСХ, ФЭК, СФ и ГЖХ).
– Органическая химия
Знания: теория строения органических соединений, основы классификации,
номенклатуры и изомерии органических соединений, основы
стереохимии, основные классы органических соединений и их характеристика,
типы и механизмы органических реакций.
Умения: проведение качественного анализа органических соединений
из различных классов в соответствии с их химическими свойствами.
Навыки: работа в лаборатории органического синтеза, проведение
химических реакций с использованием реактивов органической и неорганической
природы с целью установления их структуры.
– Математика
Знания: основы теории математической статистики.
Умения: вычисление основных статистических характеристик.
Навыки: проведение простейших вычислений.
– Физика
Знания: теоретические основы физических методов анализа веществ
(поляриметрия, рефрактометрия, спектроскопия и т.п.).
Умения: проведение определения физических констант веществ
(угол вращения, показатель преломления, спектральная характеристики,
плотность, вязкость).
Навыки: работа с приборами для определения физических констант.
– Микробиология
Знания: теоретические основы биологических методов контроля,
перечень возможных объектов, к которым могут применяться биологические
методы контроля.
Умения: проводить подготовительные мероприятия для осуществления
испытаний с использованием биологических методов контроля.
Навыки: проведения биологических испытаний в условиях лаборатории.
7
Стр.7
Схема изучения групп и отдельных лекарственных соединений
в курсе фармацевтической химии
1. Принадлежность к химическому классу или группе, химическая
структура, номенклатура. Предпосылки для применения в медицине в историческом
аспекте исследования природных соединений, изучение новых
структур на основе синтеза и биосинтеза. Фармакологическая группа,
лекарственная форма.
2. Источники и способы получения. Краткая принципиальная схема
получения лекарственного вещества. Способы очистки.
3. Задачи по совершенствованию качества за счет способов получения
и применения новых методов анализа.
4. Физические, химические и фармакологические свойства лекарственных
веществ во взаимосвязи с их структурой (включая агрегатное состояние,
органолептические свойства, растворимость, физические и физико-химические
константы и т.д.), возможности физических и химических
превращений (типы реакций: групповые и частные). Стабильность, химическая
несовместимость. Биотрансформация (метаболизм).
5. Выбор методов для оценки качества. Требования к качеству с
учетом вида лекарственной формы и стабильности. Возможности определения
лекарственных веществ и метаболитов в биологических жидкостях.
6. Стандартизация. Фармакопейные требования, обоснование норм
и методов, включенных в нормативную документацию. Вопросы контроля
качества лекарственных средств аптечного и заводского производства.
Обращение с лекарственными средствами и их хранение.
8
Стр.8
Правила оформления и выполнения контрольных работ
Результатом самостоятельной работы студента по изучению дисциплины
«Фармацевтическая химия» является выполнение контрольных работ.
Все вопросы программы данного курса распределены на 6 контрольных
работ (по 2 контрольные работы в каждом семестре).
К выполнению контрольной работы следует приступать только после
изучения определенной части программы и краткого конспектирования
темы в рабочей тетради.
При выполнении контрольной работы студент должен придерживаться
следующих требований:
– каждая контрольная работа должна быть выполнена в отдельной
ученической тетради, на обложке которой следует разборчиво указать
ФИО студента, курс и номер группы, номер и тему контрольной работы,
номер варианта, номер зачетной книжки студента. Образец оформления
титульного листа приведен в приложении 1;
– условие каждого задания переписывается полностью, при ответе
на вопросы из разделов специальной фармацевтической химии следует
воспользоваться схемой, приведенной в предыдущем разделе;
– ответы на теоретические вопросы не должны быть дословно переписаны
из учебников;
– работа должна быть написана самим студентом от руки;
– работа должна быть написана аккуратным почерком и не вызывать
затруднений при проверке;
– страницы тетради должны иметь поля (3–4 см) для возможных замечаний
преподавателя;
– работа должна быть структурирована и разделена на отдельные
задания;
– номера и условия заданий должны быть в том порядке, в котором
они указаны в таблице вариантов;
– решение задач следует сопровождать подробными пояснениями,
расчеты по формулам должны быть приведены полностью, без сокращений;
9
Стр.9
– в конце каждой контрольной работы необходимо привести список
литературы, используемый при ее написании, указать дату выполнения и
поставить свою подпись.
Распечатанные на принтере или ксероксе, а также неаккуратно
оформленные работы рассматриваться не будут.
Контрольная работа должна быть сдана строго в указанные сроки
методисту заочного отделения в деканат или отправлена по почте с описанием
содержимого (квитанцию о почтовом отправлении необходимо
сохранить и при необходимости предъявить в деканат). На контрольную
работу преподаватель, закрепленный за данным курсом, дает краткую рецензию
с указанием недочетов и обнаруженных ошибок, если таковые
имеются. Преподаватель оценивает контрольную работу по четырехбалльной
шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
В случае неудовлетворительной оценки контрольная работа
возвращается студенту для доработки, после чего она должна быть в
кратчайшие сроки сдана на повторную проверку.
Студенты, не сдавшие контрольные работы в указанный срок
или получившие неудовлетворительную оценку, не допускаются к
аудиторным занятиям и экзаменационной сессии.
Номера заданий для каждой контрольной работы студент находит
по таблице вариантов. Каждая контрольная работа состоит из 9 вариантов.
Номер варианта контрольных работ № 1 и 2 студент находит по первой
букве фамилии, № 3 и 4 по первой букве имени, № 5 и 6 – по первой
букве отчества.
Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не
рецензируется и не зачитывается.
Образцы решения расчетных задач приводятся в учебниках и методических
пособиях, рекомендованных учебной программой.
При выполнении расчетов и решении ситуационных задач можно
использовать нормативную базу интернет-ресурса. Кроме того, каждому
студенту рекомендуется приобрести сборник нормативных документов,
который может быть использован при изучении других профильных
дисциплин.
10
Стр.10