5чг
x ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦІЯ Фосшштти СЛОВЕСНОСТИ. <...> „ТІамъ стремиться должно къ тому, чтобы соеднн и т ь въ одно умъ, о т к р ы т ы й для вег.хъ блпгородВыхъ впечатлении, для вс хъ усп ховъ просв щепія общаго и сердце, с т р а с т н о любящее свое, гордящее
ся своею народностію и коему, какъ говорить Омеръ, и дымъ отечества пріятенъ в любеленъ. <...> ) Милостивые Государи] Приступая къ бес дованію съ вамп объ отечественной Словесности, я долгомъ попигааю предварительно о б р а т и т ь вниманіе ваше на т основныя п о н я т і я , нзъ коихъ развивает
ся систематически сіе у ч е т е . <...> Засимъ намъ легко будетъ увид т ь , въ какомъ отношеніи оное находится къ образованности народной вообще п къ усовершенствовагаю васъ самихъ. <...> Но гд ч у в с т в е н н о с т ь запимаетъ т о л ь к о т о м с т о , к о т о р о е прпнадлежипгь ей по праву, т а м ъ духъ предъявляетъ своп требованія, —1 и пхъ-гао сознаніе и мудрое онымъ удовлетвореніе составляешь с т о л ь же прекрасное, сколь и чудесное явленіе на земл — лшзнь истинночелов ческую. <...> Такъ и Природа и самый духъ д лаюшся для насъ задачею, коей р шеніе е с т ь камень соблазна и чаяніе языковъ. <...> Вы видите умъ челов ческій стремяи^имся съ с у е т н о с т і ю д и т я т и п у п о р с т в о м ъ мужа <...>
Вступительная_лекция_российской_словесности_о_происхождении_и_духе_литературы,_читанная_в_Санкт-Петербургском_университете_адъюнкт-профессором_А._Никитенко,_августа_26,_1832_года.pdf
x
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦІЯ
Фосшштт СЛОВЕСНОСТИ.
и
ПР0ИСХ0ЖДЕН1И И ДУХ
ЛИТЕРАТУРЫ ,
ЧИТАННА Я
ВЪ ИМПЕРАТОРСКОМЪ САНКТПЕТЕРБУРГСКОМЪ
УНИВЕРСИТЕТ'Б
х\дъюнктъ -ПРОФЕССОРОМъ
А. . Никитенко,
АВГУСТ А 2 6, 1852 ГОДА^
/•Ч
САІЖТПЕТЕ
в ъ
гъ;
т и п о г р А Ф 1 и Н. ГРЕЧА .
1853 .
Стр.2
ПЕЧАТАТ Ь ПОЗВОЛЯЕТСЯ :
С. Петербург*, Мая 20 дня, 1833 года*
Ііенсоръ П. Гаевскій.
2007042735
Стр.3
ВстулнтБЛьнАЯ ЛЕКЦІЯ Россіпско й СЛОВЕСНОСТИ:
о ПРОИСХСІЖДЕН Ш и ДУ Х ЛИТЕРАТУРЫ , ЧИТАННА Я
ВЪ ИМПЕРАТОРСКОМЪ С. ІІЕТЕРБУРГСКОМЪ УнИВЕРСИТЕТЬ
АДЪЮНКТЪ-ПРОФЕССОРОМЪ А. НИКПТЕНКО,
АВГУСТА 26, 1832 ГОДА.
„ТІамъ стремиться должно къ тому, чтобы соедннить
въ одно умъ, открытый для вег.хъ блпгородВыхъ
впечатлении, для вс хъ усп ховъ просв щепія
общаго и сердце, страстно любящее свое, гордящееся
своею народностію и коему, какъ говорить Омеръ,
и дымъ отечества пріятенъ в любеленъ." (^Р чь Г.
Президента ИМПЕРАТОРСКОЙ Акадеиіи Наукъ по случаю
первой раздачи Дсмндовскихъ прсмій.)
Милостивые
Государи]
Приступая къ бес дованію съ вамп объ
отечественной Словесности, я долгомъ попигааю
предварительно обратить вниманіе ваше
на т основныя понятія, нзъ коихъ развивается
систематически сіе учете. Засимъ намъ
легко будетъ увид ть, въ какомъ отношеніи
оное находится къ образованности народной
вообще п къ усовершенствовагаю васъ самихъ.
Для достиженія сей п, ли посл дуемъ за
развитіемъ духа челов ческаго: ибо въПрирод
и судьбахъ онаго содержится начало и конецъ
всякаго в д нія.
Челов къ должанъ удовлетворить на земл
1
Стр.4
разнообразнымъ гаребованіямъ своей многосложной
Природы. Каждая изъ силъ ея возлагаете
на него свой законъ, который надобно нлн
ум т ь подчинить высшему, или исполнить. И
чувственность не всегда требуетъ жертвъ незакоиныхъ;
ея права вносятся въ т о же свяпіилпще
души, гд силы высшія, кажется, заняты
единственно попеченіями, ей противоположиыми-,
самъ разумъ5
наконецъ, позволяепіъ
ей принять участіе въ д лахъ нелов коуправленія.
Но гд чувственность запимаетъ только
т о м сто, которое прпнадлежипгь ей по праву,
тамъ духъ предъявляетъ своп требованія, —1 и
пхъ-гао сознаніе и мудрое онымъ удовлетвореніе
составляешь столь же прекрасное, сколь и
чудесное явленіе на земл — лшзнь истинночелов
ческую. Такъ и Природа и самый духъ
д лаюшся для насъ задачею, коей р шеніе есть
камень соблазна и чаяніе языковъ. Зд сь мн нія
сверкаюгаъ, какъ искры въ сумрак нравственномъ',
система возстаетъ на систему, столпъ
Вавилонскій созидается на развалинахъ другаго.
Вы видите умъ челов ческій стремяи^имся съ
суетностію дитяти п упорствомъ мужа —
за т ныо, которую вселенная отбрасываешь
на него въ исполинскомь своемъ теченіи.—Уже
не нужды гал ннаго существованія печашл юшся
въ браздахъ заботъ на сумрачномъ чел челов
ка: при св т кабинетной лампады и зареви
мученическаго костра, въ оковахъ, поднося
Стр.5