ПрокурорСкий НаДзор /актуальное интервью
актуальное интервью / ПрокурорСкий НаДзор
ными органами проверок дисциплинарному
наказанию подвергнуты два
заместителя председателя Правительства
Удмуртской Республики, четыре
министра, заместитель министра, не
продлены контракты с руководителями
ряда государственных учреждений.
Еще один вектор работы — провеАнтикоррупционное
законодательство
Международные нормативные правовые акты, направленные
на противодействие коррупции
1. Конвенция Организации объединенных наций против коррупции
(принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51ом
пленарном заседании 58-й сессии Генеральной ассамблеи ООН)
ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ
с заявлением.
2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена
в г. Страсбурге от 27.01.1999 г.) ратифицирована Федеральным
законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О ратификации конвенции
об уголовной ответственности за коррупцию».
нормативные правовые акты Российской Федерации
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции».
Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за
соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности,
и иных лиц их доходам».
Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации».
Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной
службе в Российской Федерации».
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный
закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным
категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные
денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных
за пределами территории Российской Федерации, владеть
и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной
экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов».
Указ президента РФ от 01.07.2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению
требований к служебному поведению федеральных государственных
служащих и урегулированию конфликта интересов».
Указ президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О национальном
плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг.».
Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 г. № 10 «О порядке
сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка
в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками
и другими официальными мероприятиями, участие в которых
связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей,
сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств,
вырученных от его реализации».
Постановление Правительства РФ от 05.03.2018 г. № 228 «О реестре
лиц, уволенных в связи с утратой доверия».
6
дение антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов. В результате
вмешательства прокуроров из почти
900 нормативных актов и их проектов
исключены коррупциогенные факторы.
- Кто привлекался к уголовной ответственности
за совершение преступлений
коррупционной направленности
в 2018 г.?
- В истекшем году привлечены
к уголовной ответственности бывший
министр лесного хозяйства республики,
бывший руководитель Управления
ветеринарии Удмуртской Республики,
бывший заместитель министра природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Удмуртской Республики,
11 высокопоставленных должностных
лиц администраций муниципальных
образований, в том числе бывший глава
МО «Воткинский район», а также начальник
Управления муниципального
жилья Администрации г. Ижевска, руководитель
НУО «Фонд капитального
ремонта общего имущества в многоквартирных
домах в Удмуртской
Республике», 14 сотрудников правоохранительных
органов, в том числе заместитель
начальника ОЭБ и ПК МВД
России по г. Ижевску.
Так, за злоупотребление должностными
полномочиями привлекался
к уголовной ответственности депутат
Государственного совета Удмуртской
Республики — бывший генеральный
директор АО «Ижевские электрические
сети» С.В. Клементьев.
Он обвинялся в фиктивном трудоустройстве
на предприятие двух лиц,
участвовавших в организации и проведении
его предвыборной кампании как
кандидата в депутаты Государственного
совета Удмуртской Республики,
которым необоснованно начислена
и выплачена заработная плата. Этими
действиями Клементьев С.В. причинил
АО «Ижевские электрические
сети» ущерб на общую сумму более
1 млн руб. В ходе расследования обвиняемый
возместил причиненный
ущерб, в последующем полномочия
депутата с себя сложил.
Большой резонанс имеет уголовное
дело по обвинению бывшего главы республики
А.В. Соловьева в двух фактах
получения взятки в особо крупном размере,
которое в декабре прошлого года
поступило для рассмотрения в Завьяловский
районный суд. В настоящее время
по делу работниками прокуратуры республики
осуществляется поддержание
государственного обвинения, и оно находится
на моем личном контроле.
В прошлом году правоохранительными
органами республики проведена
значительная работа по декриминализации
в сфере похоронного дела.
Закономерным итогом такой работы
стало возбуждение в этом году уголовных
дел по фактам получения взяток
в крупном размере и привлечение
к уголовной ответственности управляющих
двух кладбищ г. Ижевска, должностных
лиц службы администрации
кладбищ г. Ижевска. Работа в этой сфере
продолжается.
- Какие приговоры вынес суд по
уже рассмотренным делам?
- В 2018 г. с вынесением обвинительных
приговоров рассмотрено 102 уголовных
дела в отношении 105 лиц.
В 2017 г. суд рассмотрел 82 дела в отношении
85 лиц.
В 2018 г. семи осужденным назначено
наказание в виде реального лишения
свободы (в 2017 г. — трем ), 41
лицо осуждено к лишению свободы
условно (в 2017 г. — 37), 51 лицу назначен
штраф (в 2017 г. — 35), два лица
осуждены по совокупности преступлений
к лишению свободы условно с применением
ст. 73 УК РФ со штрафом как
основным видом наказания (в 2017 г.
— одно лицо), два лица осуждены к исправительным
работам (в 2017 г. — три
лица), одно лицо — к обязательным работам
(в 2017 г. — 0), одно лицо осуждено
к лишению права занимать определенные
должности (в 2017 г. — 1).
- На Ваш взгляд, требуется ли ужесточить
наказание за коррупционные
преступления? Почему не работает
механизм конфискации имущества?
- Во времена Ивана Грозного и Петра
I за совершение коррупционных
преступлений предусматривалась
смертная казнь. Тем не менее, казнокрадство
и лихоимство процветало.
Считаю, что оснований для ужесточения
наказаний за коррупционные преступления
не имеется. Важен не только
7
и не столько размер наказания, главное
— обеспечить его неотвратимость,
в том числе путем возмещения причиненного
ущерба. Если каждый факт
коррупции будет выявляться, и за этим
неизбежно последует привлечение
к уголовной ответственности, то человек,
находясь в адекватном состоянии, вряд
ли станет совершать преступление.
Конфискация имущества как мера
наказания существует и активно применяется.
Ее нормативное регулирование
закреплено в ст. 104-1 УК РФ.
В 2018 г. в Удмуртской Республике
судами в соответствии со ст. 104-1,
ст. 81 УПК РФ применена конфискация
имущества по 16 уголовным делам в отношении
16 лиц. Для сведения, до направления
дела в суд (изъято и возвращено,
а также добровольно погашено)
возмещен ущерб по делам коррупционной
направленности на сумму более
13 млн руб., еще почти на 12 млн руб.
наложен арест на имущество.
- В чем сложность таких дел? Почему
они долго расследуются?
- Преступления коррупционной направленности
в силу своей специфики
обладают высокой латентностью,
то есть скрытостью и неявностью.
Во многом определяющим фактором
в этом является то, что, как правило,
обе стороны, как передающий незаконное
вознаграждение, так и принимающий
его, заинтересованы в получении
обоюдной выгоды от результата
совершаемых действий.
В связи с тем, что
коррупционные
преступления
совершаются
в самых разных
госструктурах
и сферах экономики,
их выявление,
расследование,
а также поддержание
государственного
обвинения в суде
требует от представителей
правоохранительных
органов
различных профессиональных
качеств
и обширных знаний.
Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда
№ 4 (145)
апрель' 2019
Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда
№ 4 (145)
апрель' 2019
Стр.5