Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТИП НОТАЦИИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН : учебно-методическое пособие (110,00 руб.)

1   0
АвторыЮровская Ольга Леонидовна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц52
ID642983
АннотацияПособие представляет собой собрание учебно-методических материалов по расшифровке записей народных песен.Оно призвано помочь обучающимся в освоении основ музыкально-поэтического анализа и нотирования народных песен в соответствии с законами аналитической графики. Данное пособие снабжено подробными методическими указаниями к выполнению нотации аналитического типа и содержит все необходимые для этого справочные материалы.
Кому рекомендованоИздание предназначено для студентов ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, изучающих такие дисциплины, как «Расшифровка русских народных песен», «Расшифровка записей народных песен».
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТИП НОТАЦИИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН : учебно-методическое пособие / О.Л. Юровская .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2017 .— 52 с. — URL: https://rucont.ru/efd/642983 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ_ТИП_НОТАЦИИ_НАРОДНЫХ_ПЕСЕН__учебно-методическое_пособие.pdf
УДК 781.24 ББК 85.310 Ю79 Рецензенты: И. Н. Вишнякова, кандидат педагогических наук Т. А. Данилова, кандидат педагогических наук Ю79 Аналитический тип нотации народных песен : учеб.-метод. пособие по дисциплине «Расшифровка русских народных песен» для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль подготовки «Теория и история народной художественной культуры», по дисциплине «Расшифровка записей народных песен» для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по направлению 53.03.04 «Искусство народного пения», профиль подготовки «Сольное народное пение» / авт.сост. Юровская О.Л. – Челябинск : ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2017. – 52 с. Пособие представляет собой собрание учебно-методических материалов по расшифровке записей народных песен. Издание предназначено для студентов ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, изучающих такие дисциплины, как «Расшифровка русских народных песен», «Расшифровка записей народных песен». Оно призвано помочь обучающимся в освоении основ музыкально-поэтического анализа и нотирования народных песен в соответствии с законами аналитической графики. Данное пособие снабжено подробными методическими указаниями к выполнению нотации аналитического типа и содержит все необходимые для этого справочные материалы. © ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», 2017. © Юровская О. Л., 2017. 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ .................................................................................. 4 НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ ............................................................................ 5 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ................................................................................................. 5 СИЛЛАБИЧЕСКИЙ (ЦЕЗУРИРОВАННЫЙ) СТИХ ............................................................ 8 Цезурированные временники ........................................................................... 10 ТОНИЧЕСКИЙ НЕЦЕЗУРИРОВАННЫЙ СТИХ ............................................................... 12 ФОРМА ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ .................................................................... 16 РИТМИКА ПЕСЕННЫХ НАПЕВОВ В КООРДИНАЦИИ СО СТИХОМ ......... 20 РИТМИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЦЕЗУРИРОВАННОГО И СЕГМЕНТИРОВАННОГО ТИПОВ РИТМИКИ .................................................................................................................. 20 ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОВЫХ РИТМИЧЕСКИХ СТРУКТУР ................................ 29 Пример анализа слоговой музыкально-ритмической формы песни ............ 31 ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРАФИКИ НАПЕВОВ ............................ 33 Графика цезурированных напевов ................................................................... 33 Графика напевов равномерной сегментации .................................................. 34 Графика напевов неравномерной сегментации .............................................. 35 Правила расстановки тактовых черт................................................................ 35 НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛНОЙ ЗАПИСИ (НОТАЦИИ) НАРОДНЫХ ПЕСЕН ................................................................................................ 38 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД НОТНЫМ ТЕКСТОМ ..................................................... 39 ОСОБЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НОТАЦИИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН .............. 41 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ .................................................................... 42 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........ 48 ПРИЛОЖЕНИЕ .......................................................................................................... 51 3
Стр.3
ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ Расшифровка записей народных песен является важнейшей дисциплиной, поскольку обеспечивает приобретение профессиональных навыков нотации и анализа образцов народной вокальной музыки, необходимых для исследовательской и исполнительской сфер деятельности специалистов в области сольного народного пения и теории истории народной художественной культуры. На современном этапе в фольклористической практике, наряду с композиторской и транскрипционной нотацией, этномузыкологами активно применяется аналитическая нотация музыкальных текстов, отражающая их ритмическую структуру. Следует отметить, что аналитический тип нотации является ведущим в этномузыкологии. Основу этого подхода к расшифровке фольклорных песен составляет метод слогоритмического анализа (соотнесение поэтического текста и напева в песенных жанрах), разработанный Е. В. Гиппиусом1. Согласно этому методу аналитическая нотация невозможна без знания народного стихосложения и слоговой музыкальной ритмической формы песни. При создании данного пособия автор-составитель опирался на опыт Б. Б. Ефименковой2, изложенный в ее работе «Ритмика русских традиционных песен»3. В ней обобщен основной круг исследований в этой области и представлена типология ритмических форм русской традиционной песни. Для каждого типа ритмической структуры напева Б. Б. Ефименкова определяет правила его графики. 1 Гиппиус Евгений Владимирович (1903-1986) – музыковед, этнолингвист, оперный дирижер. Один из основоположников структурно-типологического направления в этномузыкознании. Подробнее о нем см. в сборнике «Материалы и исследования. К 100-летию Е.В. Гиппиуса». М.: Композитор, 2003. 2 Ефименкова Борислава Борисовна (1933-1996) - профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных, один из лидеров и методологов структурно-типологического направления в этномузыкознании. Основные работы: «Севернорусская причеть» (1980), «Ритм в произведениях русского вокального фольклора» (вышла в 2001 г., посмертно). В круг научных интересов Б.Б. Ефименковой входили также проблемы звуковысотной организации музыкально-фольклорных текстов, в частности, их многоголосное строение. 3 Ефименкова Б. Б. Ритмика русских традиционных песен: учебное пособие. – М.: Издво МГИК, 1993. – 151 с. 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.