МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТЕОРИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
ПРАКТИКУМ
Направление подготовки 40.03.01 – Юриспруденция
Профиль уголовно-правовой
Бакалавриат
Ставрополь
2017
Стр.1
УДК 343.14(075.8)
ББК 67.411 я73
Т 33
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Т 33 Теория доказательств в уголовном процессе: практикум /
сост. Е. А. Артамонова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. –
222 с.
Практикум составлен в соответствии с требованиями образовательного
стандарта СКФУ к подготовке выпускника для получения
квалификации «бакалавр». Утверждён на заседании кафедры уголовного
права и процесса. Протокол № 7 от 19 декабря 2016 г.
Предназначен для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 40.03.01 – Юриспруденция.
УДК 343.14(075.8)
ББК 67.411 я73
Составитель
канд. юрид. наук, доцент Е. А. Артамонова
Рецензенты:
канд. юрид. наук, доцент П. В. Волосюк (СКФУ),
канд. юрид. наук, доцент О. В. Евстигнеева
(Саратовская государственная юридическая академия)
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебная дисциплина «Теория доказательств в уголовном процессе»
изучается студентами направления подготовки 40.03.01. –
«Юриспруденция», профиль подготовки уголовно-правовой и является
дисциплиной по выбору вариативной части (Б3.В.ДВ.5.1)
рабочего учебного плана 2016 г. подготовки бакалавров.
В результате освоения дисциплины у бакалавров должны
сформироваться следующие компетенции.
1) Общекультурные:
- способность осуществлять профессиональную деятельность
на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой
культуры; обладать моделью поведения, основанной на осознании
социальной значимости профессии, этике юриста (ОК-1).
2) Профессиональные:
- способность толковать, соблюдать, исполнять и применять
нормы права в профессиональной деятельности, в том числе квалифицировать
юридически значимые факты; давать консультации
по правовым вопросам (ПК-1);
- знать правила разработки проектов нормативных правовых актов,
проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов,
в том числе антикоррупционной, обладать знаниями основ юридической
техники и подготовки юридическихдокументов (ПК-3).
Теория доказательств в уголовном процессе – сложная и своеобразная
дисциплина, изучаемая будущими юристами на последних
курсах обучения. Она требует базовых знаний уголовного права, уголовного
процесса, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности
и других дисциплин уголовно-правового цикла.
Важнейшим условием успешного расследования и рассмотрения
уголовного дела в суде является установление происшедшего
события так, как оно имело место в реальной действительности.
Средствами познания в данном случае выступают доказательства.
Доказывание занимает центральное место в уголовном судопроизводстве.
От его результатов зависит принятие важнейших процессуальных
решений, обеспечивающих выполнение стоящих перед
правосудием задач. Правила собирания, проверки и оценки различной
информации и придание ей доказательственного значения
предусматривает уголовно-процессуальное законодательство.
3
Стр.3
Теория доказательств в уголовном процессе как учебная дисциплина
знакомит студентов со сложной и многогранной деятельностью
органов расследования и суда по собиранию, проверке (исследованию)
и оценке доказательств при производстве по уголовному
делу. Процесс обучения включает аудиторные занятия с преподавателем
(практические занятия) и самостоятельную работу
студентов.
На практических занятиях студенты обсуждают актуальные
вопросы доказывания и использования конкретных видов доказательств,
решают задачи, выполняют и обсуждают индивидуальные
творческие задания.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в формах
тестирования и опроса на занятиях. Промежуточный контроль осуществляется
в форме зачёта. Процедура проведения зачёта не предусмотрена
Положением о проведении текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным
программам высшего образования в СКФУ. Зачёт выставляется на
последнем практическом занятии по итогам текущего контроля.
Курс теории доказательств в уголовном процессе состоит из
двух частей: Общей и Особенной. Изучая Общую часть теории доказательств,
студенты более глубоко познают гносеологические основы
доказывания в уголовном процессе; проблему истины, как цели доказывания,
что особенно важно в современных условиях, когда законодатель
не ориентирует суд на поиск истины при рассмотрении уголовных
дел по существу; понятие предмета доказывания и содержание
его элементов; соотношение предмета доказывания с пределами
доказывания; процесс доказывания, его структурные элементы; понятие,
свойства, классификацию и значение доказательств. Особенная
часть дисциплины посвящена содержанию отдельных видов (источников)
доказательств и их значимости в профессиональной деятельности
правоохранительных органов.
Предметом изучения курса является доказательственное право,
как относительно-самостоятельная часть уголовно-процессуального
права, поэтому студентам рекомендуется регулярно следить за изменениями
в действующем уголовно-процессуальном законодательстве.
Процесс приобретения знаний по данному курсу базируется на
изучении непосредственно текста и норм уголовно-процессуального
закона, изучения и анализа соответствующей научной, учебной и
4
Стр.4
специальной литературы, а также обобщения правоприменительной
практики.
«Теория доказательств в уголовном процессе» нужна для
формирования готовности к профессиональной деятельности и
прочного усвоения студентами-бакалаврами современного уголовно-процессуального
законодательства в сфере доказательственной
деятельности по уголовным делам.
Изучение данной дисциплины направлено на достижение следующих
целей:
- практической – овладение практическими навыками использования
полученных знаний, т.е. подготовка квалифицированных
специалистов, способных самостоятельно решать задачи в
области знания и применения законодательства в сфере доказательственной
деятельности по уголовным делам.
- образовательной – усвоение теоретических положений уголовного
процесса о доказательствах и доказывании в уголовном
судопроизводстве.
- воспитательной – формирование научного мировоззрения
и юридического мышления; воспитание чувства уважения к закону,
недопустимости его произвольного применения, а также формирование
у каждого юриста убеждённости в недопустимости совершения
любого преступления, чем бы оно не оправдывалось.
В рамках изучения дисциплины перед бакалаврами ставятся
следующие задачи:
- приобрести знания об основных положениях теории доказательств
в уголовном процессе;
- изучить сущность и содержание основных понятий, категорий
и институтов доказательственного права;
- уяснить полномочия субъектов уголовно-процессуального
доказывания;
- получить навыки собирания, проверки и оценки отдельных
видов (источников) доказательств, формирования доказательственной
базы по уголовному делу.
В результате изучения дисциплины каждый студент должен
знать: понятия доказательственного права и теории доказательств;
понятие истины в уголовном процессе; понятие, структуру и содержание
предмета доказывания, содержание каждого из его элементов;
понятие пределов доказывания; соотношение предмета доказывания
5
Стр.5
с пределами доказывания; понятие, содержание и структуру процесса
доказывания, понятия собирания доказательств, проверки и оценки
доказательств, их внутреннюю структуру и содержание; понятие и
классификацию субъектов доказывания, их полномочия, полномочия
защитника в доказывании по уголовному делу; понятие, свойства,
классификацию и значение уголовных доказательств; содержания
отдельных видов (источников) доказательств и их значимость в профессиональной
деятельности правоохранительных органов (понятие,
предмет, механизм формирования, особенности проверки и оценки
показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого;
понятие, значение правовую природу заключение эксперта; понятие,
виды порядок собирания, признания и приобщения вещественных
доказательств, особенности их проверки и оценки; понятие, виды,
особенности формирования протоколов следственных и судебных
действий; виды, особенности проверки и оценки иных документов).
По итогам изучения курса каждый студент должен
- уметь: толковать, соблюдать, исполнять и применять нормы
доказательственного права в практической деятельности; обеспечивать
законность, правопорядок, безопасность личности, общества,
государства; предупреждать, пресекать, выявлять, раскрывать
и расследовать преступления; давать консультации по вопросам
доказательственного права; уважать общепризнанные права
человека, этнокультурное и поликонфесссиональное многообразие;
оказывать квалифицированную юридическою помощь физическим
и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и
интересов; осуществлять профессиональную деятельность на основе
развитого правосознания, правового мышления и правовой
культуры;
- владеть: присущей доказательственному праву терминологией;
навыками работы с нормами доказательственного права, решениями
Конституционного Суда РФ и постановлениями Пленума
Верховного Суда РФ, относящимися к проблемам доказывания;
моделью поведения, основанной на осознании социальной значимости
профессии, этике юриста; навыками собирания, проверки и
оценки отдельных видов (источников) доказательств, формирования
доказательственной базы по уголовному делу.
6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………
1. Общая часть теории доказательств……………………
1.1. Доказательственное право и теория доказательств.
Гносеологические основы доказывания. Проблема истины
в уголовном процессе ………………………………………………
1.2. Понятие, свойства и виды доказательств………………..
1.3. Предмет и пределы доказывания…………………………
1.4. Процесс доказывания в уголовном
судопроизводстве……………………………………………………
1.5. Субъекты доказывания…………………………………....
1.6. Использование результатов оперативно-розыскной
2. Особенная часть теории доказательств ………………
2.1. Показания свидетеля и потерпевшего……………………
2.2. Показания подозреваемого и обвиняемого……………...
2.3. Участие специалиста в доказывании по уголовным
делам…………………………………………………………………
2.4. Заключение и показания эксперта……………………….
2.5. Вещественные доказательства……………………………
2.6. Протоколы следственных и судебных действий
Рекомендуемая литература ………………………………...
Тестовые задания для текущего контроля………………..
3
7
7
24
43
55
65
деятельности в процессе доказывания по уголовным делам…… 81
90
90
113
132
145
164
и иные документы………………………………………………….. 184
209
213
221
Стр.221