РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА
«ВЕСТНИК ТОМСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»
П.Л. Волк, д-р культурологии, начальник департамента
по культуре и туризму Томской области;
Д.В. Галкин, д-р филос. наук, директор Института
искусств и культуры, профессор каф. культурологии,
теории и истории культуры Института
искусств и культуры Томского государственного
университета;
О.Л. Лаврик, д-р пед. наук, профессор, зам.
директора Государственной публичной научнотехнической
библиотеки СО РАН (Новосибирск);
А.А. Сундиева, канд. ист. наук, доцент,
зав. каф. музеологии факультета истории искусства
Российского государственного гуманитарного
университета (Москва);
доктор Марац Ласло, доцент кафедры европейских
исследований, гуманитарный факультет,
университет Амстердама (Нидерланды);
А.Н. Багашев, д-р ист. наук, директор Института
проблем освоения Севера СО РАН (Тюмень);
Т.К. Щеглова, д-р ист. наук, профессор, зав. каф.
отечественной истории исторического факультета
Алтайского государственного педагогического
университета (Барнаул);
Дэвид Николас, профессор, руководитель исследовательской
группы CIBER Research Ltd (United
Kingdom), профессор университета Теннесси
(США);
Карло Гинзбург, профессор, почетный профессор
Калифорнийского университета (Италия);
Мария Лорена Аморос Бласко, художник, исследователь,
автор научных статей и монографий,
преподаватель живописи университета
Мурсии (Испания);
Е.О. Купровская, канд. искусствоведения,
д-р музыковедения университета Сорбонна
(Париж, Франция);
Лю Лянь, канд. искусствоведения, институт
музыки Циндаоского университета (Китай);
К.Г. Филева, канд. психол. наук, доцент Академии
музыкальных, танцевальных и изобразительных
искусств (Пловдив, Болгария);
Йорг Гляйтер, профессор, директор Института
архитектуры и зав. кафедрой теории архитектуры
Технического университета Берлина
(Германия);
EDITORIAL COUNCIL
P.L. Volk (Tomsk, Russia);
D.V. Galkin (Tomsk, Russia);
O.L. Lavrik (Novosibirsk, Russia);
A.A. Sundieva (Moscow, Russia);
Maracz Laszlo (Amsterdam, the Netherlands);
A.N. Bagashev (Tyumen, Russia);
T.K. Shcheglova (Barnaul, Russia);
David Nicholas (United Kingdom, USA);
Carlo Ginzburg (Italy, USA);
María Lorena Amorós Blasco (Murcia, Spain);
Е.О. Kuprovskaya (Paris, France);
Liu Lian (Qingdao, People's Republic of China);
K.G. Fileva (Plovdiv, Bulgaria);
Joerg H. Gleiter (Berlin, Germany);
N.Р. Kolyadenko (Novosibirsk, Russia);
N.S. Bazhanov (Novosibirsk, Russia);
Р.S. Volkova (Krasnodar, Russia);
Н.П. Коляденко, д-р искусствоведения, профессор,
зав. каф. истории, философии и искусствознания
Новосибирской государственной консерватории
имени М.И. Глинки;
Н.С. Бажанов, д-р искусствоведения, профессор,
зав. каф. общего фортепиано Новосибирской
государственной консерватории имени
М.И. Глинки;
П.С. Волкова, д-р искусствоведения, профессор,
профессор каф. социологии и культурологии
Кубанского государственного аграрного
университета (Краснодар);
Н.Л. Прокопова, д-р культурологии, профессор,
зав. лабораторией теоретических и методологических
проблем искусствоведения Кемеровского
государственного института культуры;
О.В. Синельникова, д-р искусствоведения,
профессор Кемеровского государственного
института культуры;
И.Г. Умнова, д-р искусствоведения, доцент,
зав. каф. музыкознания и музыкальноприкладного
искусства Кемеровского государственного
института культуры
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК ТОМСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»
Э.И. Черняк, гл. редактор, д-р ист. наук, профессор,
зав. каф. музеологии, культурного
и природного наследия;
К.А. Кузоро, отв. секретарь, канд. ист. наук,
доцент каф. библиотечно-информационной
деятельности;
В.Е. Буденкова, канд. филос. наук, доцент каф.
культурологии, теории и истории культуры;
Л.В. Булгакова, канд. искусствоведения, доцент,
зав. каф. инструментального исполнительства;
О.А. Жеравина, канд. ист. наук, доцент,
зав. каф. библиотечно-информационной
деятельности;
Л.А. Коробейникова, д-р филос. наук, проф. каф.
культурологии, теории и истории культуры;
И.Е. Максимова, канд. ист. наук, доцент, каф.
культурологии, теории и истории культуры;
Е.Н. Савельева, канд. филос. наук, доцент, зав.
каф. культурологии, теории и истории культуры;
В.В. Сотников, проф., зав. каф. хорового дирижирования
N.L.
Prokopova (Kemerovo, Russia);
O.V. Sinelnikova (Kemerovo, Russia);
I.G. Umnova (Kemerovo, Russia)
EDITORIAL BOARD
E.I. Chernyak (Tomsk, Russia) – Editor-in-Chief;
K.A. Kuzoro (Tomsk, Russia) – Executive Editor;
V.E. Budenkova (Tomsk, Russia);
L.V. Bulgakova (Tomsk, Russia);
O.A. Zheravina (Tomsk, Russia);
L.A. Korobeynikova (Tomsk, Russia);
I.E. Maksimova (Tomsk, Russia);
E.N. Savelyeva (Tomsk, Russia);
V.V. Sotnikov (Tomsk, Russia)
© Томский государственный университет, 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Аверьянова О.Н. Марсель Дюшан, Ман Рэй, Rrose Sélavy: фотография, реди-мейд,
бренд .........................................................................................................................................................
Галанина Е.В., Батурин Д.А. Мифологический образ священного жертвоприношения
5
в видеоиграх ............................................................................................................................................. 21
Горлова И.И., Баниже О.Н., Гриценко В.П. О телесных практиках в постиндустриальном
социуме ....................................................................................................................................... 35
Захарченко Е.К. Этапы территориальных преобразований малых городов Центральной
Сибири во второй половине ХХ в. ......................................................................................................... 46
Кабышева Э.В. Образ «пацана» как выражение традиционных маскулинных черт в
российском кино: характерные черты и причины актуальности ......................................................... 56
Казакова Г.М., Андреев Е.А., Тузовский И.Д. Гик-культура в контексте культурологического
анализа .................................................................................................................................... 65
Корниенко А.А. К проблеме поиска универсального измерения риска в культуре общества
опасностей и катастроф ................................................................................................................... 74
Корниенко М.А. Природа и особенности внутренней речи: культурфилософский аспект .......... 81
Красильникова М.Б. Синтез и синкретизм: принципы организации русской культуры
«канунной» эпохи .................................................................................................................................... 91
Куликов С.Б. Философские основания освоения культурного наследия античности в
переводах В.А. Жуковского .................................................................................................................... 100
Петрик В.В. Философский и музыкальный инструментализм – истоки и основные аспекты
........................................................................................................................................................ 111
Толкачева В.А. Виртуальный мир культурной памяти: фантастика или объективная реальность?
.................................................................................................................................................. 120
Шаповалова Т.А. Телесная метафора как средство моделирования миро-человеческих
отношений в Библии ............................................................................................................................... 128
Шинкевич П.Г. Особенности аутентичного толкования текста ............................................... 143
Шулер И.В., Лазутина Т.В. Педагогические условия развития читательской культуры
студента технического вуза в условиях современной информационной среды ................................. 150
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Иванова О.В. Особенности формирования художественно-языковой структуры творчества
М.А. Врубеля на примере эскизов к декоративным панно и театральным декорациям ............ 161
Мичков П.А., Чистяков Н.А. Проблемы построения структурных связей информационной
системы «Музыкальная культура Сибири» ................................................................................ 170
Парфенова Е.В. Влияние на художников Флоренции первой половины XIV в. современной
им религиозной схоластической доктрины .............................................................................. 179
Прядуха Н.А. Сюжетно-тематическая картина как компонент культурного ландшафта
(на примере живописи барнаульских художников) .............................................................................. 187
Самитов Д.Г. Актерский театр Луисвилла: организационно-творческие вопросы деятельности
.................................................................................................................................................. 193
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Винокуров С.Е. Экзотика Дальнего Востока в часовых корпусах французских мастерских
эпохи ар деко ................................................................................................................................... 202
Дмитриенко Н.М., Черняк Э.И. Михаил Бонифатьевич Шатилов: революционер и музеевед
........................................................................................................................................................ 211
Кан Г.И. Деятельность Томского истпарта по сохранению документального наследия ........ 228
Набиуллин А.Ф., Шакиров А.С., Мухтов И.Г. Проблемы внедрения стационарных
интерактивных мультимедиа систем в музейные экспозиции. Риски и решения............................... 235
Родионов С.Г., Кимеева Т.И. Формирование коллекции и методика описания художественного
текстиля шорцев в Музее археологии и этнографии Сибири Томского государственного
университета .......................................................................................................................... 244
Ситникова Е.В., Сергеева К.Е. Формирование архитектурного ансамбля богадельни
мещанского общества в г. Томске (ХVII – начало ХХ в.) .................................................................... 252
Черненко В.В. История атрибуции мраморной столешницы из собрания Политехнического
музея ............................................................................................................................................... 262
Шерстобитова Е.С. Творчество мастера книжно-рукописного искусства Гаврилы
(Ивана) Басова (последняя четверть XVI – первая треть XVII в.) ....................................................... 272
Архангельский Ю.Е., Найденко М.К., Лях В.И. Сущностные противоречия советской
культуры................................................................................................................................... 282
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .......................................................................................................... 294
Стр.3
CONTENTS
CULTUROLOGY, THE THEORY AND CULTURAL HISTORY
Averyanova O.N. Marcel Duchamp, Man Ray, Rrose Sélavy: photography, ready-made,
brand ..........................................................................................................................................................
5
Galanina E.V., Baturin D.A. Mytholoogical image of sacrification in videogames ...................... 21
Gorlova I.I., Banizhe O.N. Gritsenko V.P. Сorporal practices in post-industrial society ............. 35
Zakharchenko E.K. Stages of territory transformations of small towns in Central Siberia in
the second half of ХХth century ................................................................................................................ 46
Kabysheva E.V. The character of “patsan” as an image of masculine features in Russian cinema:
characteristics and reasons of relevance ............................................................................................ 56
Kazakova G.M., Andreev E.А., Tuzovsky I.D. Geek culture in the culturological context .......... 65
Kornienko A.A. To the problem of searching for a universal risk measurement in the culture
of a society of dangers and catastrophes .................................................................................................... 74
Kornienko M.A. Nature and features of inner speech: cultural philosophical aspect ...................... 81
Krasilnikova M.B. Synthesis and syncretism: the arrangement principles of the Russian culture
of the “eve” era ................................................................................................................................... 91
Kulikov S.B. The philosophical bases for development of cultural ancient heritage in translations
by V.A. Zhukovsky ........................................................................................................................... 100
Petrik V.V. The philosophical and musical instrumentalism – the sources and main aspects ......... 111
Tolkacheva V.A. The virtual world of the cultural memory: a fantasy or an objective reality? ...... 120
Shapovalova T.A. Corporal metaphor as a means of modeling the sociocultural relations in
the Bible .................................................................................................................................................... 128
Shinkevich P. G. Features of the authentic interpretation of the text .............................................. 143
Schuler I.V., Lazutina T.V. The pedagogical conditions of reader`s culture development of
the technical university student in the conditions of the modern information environment ....................... 150
ART HISTORY
Ivanova O.V. Peculiarities of formation of artistic language structure creativity M. Vrubel at
the example sketches for decorative panels and theatrical scenery ............................................................ 161
Michkov P.A., Chistyakov N.A. The problem of constructing structural relations information
system “Musical culture of Siberia” .......................................................................................................... 170
Parfenova E.V. The influence of the religious, scholastic doctrine on the artists of Florence
the first half of the XIV century ................................................................................................................. 179
Pryaduha N.A. The subject-thematic picture as a component of the cultural landscape (on the
example of painting by Barnaul artists) ..................................................................................................... 187
Samitov D.S. Actors Theatre of Louisville – organizational and creative issues of activity ............ 193
CULTURAL HERITAGE
Vinokurov S.E. Exotic of the Far East in decorative сlock cases of the French workshops of
the period of art deco ................................................................................................................................. 202
Dmitrienko N.M., Chernyack E.I. Mikhail Bonifatievitch Shatilov as Revolutionist and Museum
Scientist ............................................................................................................................................ 211
Kan G.I. Аctivities of Tomsk istpart for the preservation of the documentary heritage .................. 228
Nabiullin A.F., Shakirov A.S., Mukhtov I.G. Installation problems of stationary interactive
multimedia systems in museum expositions. Risks and solutions .................................................. 235
Rodionov S.G., Kimeeva T.I. Formation of the collection and methods of describing the art
textiles of the Shorians in the Museum of Archeology and Ethnography of Siberia, Tomsk State
University .................................................................................................................................................. 244
Sitnikova E.V., Sergeeva K.E. Тhe formation of architectural ensemble of hospice for lower
middle class community in Тomsk (the XVIII-th - the beginning of the XX-th centuries) ........................ 252
Chernenko V.V. The attribution history of a marble table top from the Polytechnic Museum
collection ................................................................................................................................................... 262
Sherstobitova E.S. Gavrila (Ivan) Basov's life and art as the master of manuscript art (the last
quarter of the XVIth – the first third of the XVIIth centuries) ...................................................................... 272
Arkhangel'skii Yu.E., Naydenko M.K., Lyakh V.I. Soviet culture: the nature and contradictions
........................................................................................................................................................... 282
INFORMATIONS ABOUT THE AUTHORS ................................................................................. 294
Стр.4