СОДЕРЖАНИЕ:
В НОМЕРЕ:
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
НИЦ ЦИАМ: концентрация возможностей для новых научных свершений. - Интервью с
директором НИЦ ЦИАМ, заместителем генерального директора ЦИАМ Сергеем Астаховым .....4
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
Владимир Ростопчин. «Напасть XXI века»: стороны одной «медали». Продолжение, начало –
в №4-2018 ..........................................................................................................................................8
Сергей Филипенков. Выход в открытый космос по циклограмме ВКД-45 ......................... 22
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
НА ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ! Ведущий серии Виктор Друшляков
Корабельные самолеты на пути выбора разумной альтернативы. Продолжение, начало –
в №4-2018 ....................................................................................................................................... 34
Виталий Селиванов. «Летающая парта» и принцип обучения «от простого к сложному»..42
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Николай Якубович. МиГ-29К должен выйти победителем в бою с «Рафалем», но не это
главное .......................................................................................................................................... 52
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Сергей Филипенков. Дырка на корпусе корабля «Союз МС-09» заделана. Окончательные
выводы ждем в ноябре ............................................................................................................... 56
СТРАНИЦЫ БУДУЩИХ КНИГ
Борис Шафаренко. Записки аварийщика. Продолжение, начало – в №2-2018 ....................... 64
УРОКИ ИСТОРИИ
Алексей Лашков. Отечественная воздушная оборона на русско-германском фронте
в ходе кампании 1915 года. Продолжение, начало – в №4-2018 .............................................. 76
АВИАЦИОННЫЕ БЫЛИ
ЛЕТЧИЦКИЕ РАССКАЗЫ. Ведущий серии Анатолий Сурцуков
Андрей Смолин. Боец Ксюха ........................................................................................................ 82
Андрей Смолин. Тюльпаны .......................................................................................................... 85
2
№ 5 (131) ● 2018
52
Особенное напряжение у сменного
руководителя полёта в ЦУП-М
вызвали действия по раскрытию
внешней оболочки экранно-вакуумной
теплоизоляции на поверхности
станции и поиска электроразъёмов
для стыковки кабеля. Не раз при
транспортировке оборудования в
укладке наземные службы запрещали
БИ-4 фиксироваться карабинами
за полосатые поручни на
укладках, т.к. эти технологические
поручни могли просто отвалиться и
отправиться вместе с оператором в
космос, а автономной установки перемещения
космонавтов так и нет,
хотя она давно сделана (см «Авиапанорама»
№ 4,5-2012).
4
22
Один из ведущих в мире экспериментально-исследовательских комплексов для
испытания двигателей и их элементов с имитацией высотно-скоростных условий
полета находится в России. Это филиал ГНЦ РФ «Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова». В нем проходят испытания все отечественные
авиационные двигатели. 23 октября 2018 г. испытательному комплексу
исполнилось 65 лет. Его директор рассказывает о достигнутых успехах, кадровом
и производственном потенциале НИЦ ЦИАМ процессе организации и проведении
испытаний.
Для выполнения задач, которые требуют средств высокой боевой эффективности
и надёжности достижения результата, применяются целевые военные
БАС. Такие БАС отличаются высокими характеристиками бортового комплекса,
значительными массами полезных нагрузок и большим набором возможностей
при выполнении целевой задачи. К целевым относятся БАС, технический облик
которых определён для конкретных функциональных задач в составе СТС.
Классификация целевых военных БАС по назначению приведена на рис. 1.12.
Основным и наиболее интенсивно развивающимся классом целевых военных
БАС являются разведывательные БАС.
Сравниваются основные пространственно-временные
характеристики
истребителей обычного взлета и
посадки и короткого взлета и вертикальной
посадки (ОВП и КВВП),
оказывающие влияние на боевые
возможности и эффективность этих
самолетов. Рассматриваются унифицированные
по большинству основных
параметров истребители ОВП и
КВВП, предназначенные для решения
одинаковой совокупности расчетных
боевых задач с однотипными
вариантами боевой нагрузки. Показано,
что для совокупности основных
расчетных боевых задач, истребители
КВВП значительно превосходят
истребители ОВП.
34
8
42
Требования к такого рода самолетам
уже десятилетия обсуждаются.
Но крупным разработчикам
не интересны заказы маленьких и
дешевых самолетов – забот много,
прибыли мало. Удушенная безденежьем
авиационная наука за
последние десятилетия уже привыкла,
как говорит академик РАО
В.А. Пономаренко, «поддакивать
и одобрять, вместо того, чтобы
исследовать и направлять» лиц,
принимающих стратегические решения.
Поэтому целесообразно,
кроме изучения требований АП23,
вспомнить отметившие 30-летие
Конкурсные требования Минавиапрома
СССР к самолету первоначального
обучения
Дуэльная ситуация между МиГ-29К и «Рафаль М» вполне допустима, однако следует
учитывать, что это машины – многоцелевые. Прежде всего они должны прикрывать
свои войска при высадке на берег и корабельные соединения от ударов
неприятельской авиации, а вести воздушный бой с истребителями – это второстепенная,
пусть и весьма важная задача. Cамолеты, снаряженные для нанесения
ударов, должны быть наиболее приоритетными целями, и они не могут отличаться
высокой маневренностью. Борьба с ними должна вестись в первую очередь с помощью
самонаводящихся ракет, причем на дальних дистанциях.
№ 5 (131) ● 2018
3
Стр.3