Издается с 1996 г.
УЧРЕДИТЕЛЬ
Published since 1996
PUBLISHER
ООО «Высокие технологии и инновации»
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор:
Павел ИВАНОВ
Заместитель главного редактора:
Владимир ПОПОВ
Редакторы номера:
Виктор ДРУШЛЯКОВ, Алексей ЛАШКОВ,
Сергей ФИЛИПЕНКОВ
Научный консультант:
Георгий ШИБАНОВ
Специальный корреспондент:
Виктор ДРУШЛЯКОВ
Компьютерная верстка:
Сергей БАБАИН
Web-администратор:
Сергей БАБАИН
Корректура:
Жанна КОСАРЕВА
В номере использованы фотографии и рисунки:
Сергей БАШКОВ, Виктор ДРУШЛЯКОВ, Алексей
ЗЕМЛЯНОЙ, Марина ЛЫСЦЕВА, Алексей
МИХЕЕВ, Владимир ПОПОВ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ
Фото из архивов:
ФГУП «ГосНИИАС», АО «МВЗ им. М.Л. Миля», АО «ЛИИ
им. М.И. Громова», ГК «РОСКОСМОС», ФКП «Аэропорты
Севера», ФКП «Аэропорты Чукотки»; из личных архивов
В.Панченко, Е.Даниловой, Е.Киреевой, Ю.Попова,
Д.Драгуна, Б.Шафаренко, Е.Шолкова, А.Лашкова,
А.Сурцукова, А.Кижеватова; из книги В.Марковского
«Выжженное небо Афгана»; с сайта kvvaul.ru
На 1-й стр. обложки:
Фото из архива Евгении КИРЕЕВОЙ
АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ:
Почтовый: 109153, Москва, Лермонтовский проспект, 12.
До востребования, «Высокие технологии и инновации»
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
Тел.: +7 (925) 507-82-40
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ БАЗА
ООО «Высокие технологии и инновации»
Генеральный директор: Павел ИВАНОВ
Финансовый директор: Александр ТАЙ
Директор по развитию: Галина ПОПОВА
Редакция не несет ответственности за достоверность
информации в публикуемых материалах.
Точка зрения редакции не всегда совпадает с
мнением авторов. Перепечатка опубликованных
материалов допускается только со ссылкой на журнал
«Авиапанорама».
Научно-технический журнал.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия
Свид. ПИ № ФС77-23925 от 13.04.2006 г.
© «АВИАПАНОРАМА»
II
№ 1 (127) ● 2018
HIGH TECHNOLOGIES AND INNOVATIONS Ltd.
EDITORIAL STAFF
Editor-in-Chief:
Pavel IVANOV
Deputy Editor-in-Chief:
Vladimir POPOV
Editors:
Victor DRUSHLYKOV, Alexey LASHKOV,
Sergey FILIPENKOV
Scientific consultant:
Georgy SHIBANOV
Special correspondents:
Victor DRUSHLYKOV
Computer design:
Sergey BABAIN
Webmaster:
Sergey BABAIN
Photos:
Sergey BASHKOV, Victor DRUSHLYKOV, Alexey
ZEMLYANOY, Marina LYSTSEVA, Alexey
MIKHEEV, Vladimir POPOV, Sergey FILIPENKOV
Cover photo:
Eugeniy KIREEVA
AVIAPANORAMA
Mailbox: Lermontovsky avenue, 12, Moscow,
Russia, 109153, High Technologies and Innovations
Ltd
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
The materials printed in the magazine do not
always present the viewpoint of the editorial staff.
Reproduction in part or whole is not permitted
without the explicit authorization of the publisher.
The scientific-technical magazine was registered by
the Ministry for Press, TV and Radio broadcasting on
April 13, 2006. Reg. PI # FS77-23925.
© AVIAPANORAMA
№ 1 (127) ● 2018
1
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ:
В НОМЕРЕ:
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
Владимир Данилов. Оценка надёжности программного обеспечения в составе сложных
бортовых радиотехнических систем. ....................................................................................................4
Александр Швыдкин. Экстремальное охлаждение. Два опытных прототипа вертолёта Ми-171А2
прошли испытания в Якутии ..................................................................................................................10
Сергей Филипенков. XLIV Гагаринские чтения: научно-технический задел 1960-1970-х вновь
актуален .....................................................................................................................................................16
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Наталья Словаева. Очарованные небом. Истории девушек, которые решили стать пилотами .26
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
Сергей Башков. Воздушные ворота самого северного города России ...........................................30
Вадим Волков. Учебный центр ФКП «Аэропорты Севера» расширяет свои границы ....................32
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Алексей Земляной. Теоретическая подготовка летчика: степень соответствия характеру его
деятельности при выполнении полетов. Продолжение, начало – в №6-2017 ....................................36
Юрий Попов. На эти вопросы необходимо ответить при расследовании авиационного
происшествия ...........................................................................................................................................40
Александр Тяппо. Расследование авиакатастроф – без монополии на истину .............................46
Юрий Доценко.Вновь о причинах гибели Юрия Гагарина.«Сам погибай, а товарища выручай» 50
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Владимир Попов. «Авиационная наука: 100 лет на службе Отечеству» ............................................54
Владимир Попов. Конструктор отечественного ракетного щита .......................................................60
СТРАНИЦЫ БУДУЩИХ КНИГ
Борис Шафаренко. Записки аварийщика ..............................................................................................64
УРОКИ ИСТОРИИ
Евгений Шолков, Виктор Друшляков. Авианосцы – под водой, субмарины – в воздухе. О том,
что превращает палубу в ВПП. Взлётно-посадочные системы авианосцев. Продолжение, начало в №
3-2014 ..........................................................................................................................................................70
Алексей Лашков. Отечественная воздушная оборона на русско-германском фронте в ходе
кампании 1914 года. Часть 1 ...................................................................................................................82
АВИАЦИОННЫЕ БЫЛИ
ЛЕТЧИЦКИЕ РАССКАЗЫ. Ведущий серии Анатолий Сурцуков
Анатолий Кижеватов. К разговору двух «глухих». Пора домой. Придирчивый проверяющий ......88
Александр Трегубенко. Воздушная рыбалка .........................................................................................90
4
Всё большее значение приобретает процесс оценки безопасности, выполняемый
на этапах разработки функций на уровне воздушного судна, разработки архитектуры
систем, интеграции и верификации на уровне систем и на уровне воздушного
судна. В рамках этого процесса производится анализ причин и взаимосвязей отдельных
отказов систем, приводящих к появлению особых ситуаций на борту воздушного
судна, а также оценка степени критичности этих ситуаций и определение
уровней гарантии проектирования отдельных составных частей комплекса авионики.
Загустевают
жидкости, твердеют эластичные резины и полимеры, меняются
свойства полупроводников, электролитов и даже металлов. Из-за этого «текут»
уплотнения гидравлических и пневматических систем, теряют заряд аккумуляторные
батареи, нарушается работа электроники, возрастают нагрузки на агрегатах.
Даже самый воздух, словно спрессованный лютым холодом, оказывает
лопастям вращающихся винтов повышенное аэродинамическое сопротивление.
Определённое беспокойство было в отношении прочности цельнокомпозитных
лопастей НВ, а также работы эластомерных подшипников втулки РВ.
16
В 2030-е гг. возможны полеты лунного
взлетно-посадочного корабля
и других пилотируемых космических
аппаратов к Луне. Вновь становится
актуальным вопрос о роли экипажа
в управлении ЛВПК на различных
этапах полета за пределами сферы
земного притяжения при их высадке
на поверхность Луны. При решении
этого вопроса можно будет воспользоваться
уже созданным в ЛИИ
в 1960-1970-х научно-техническим
заделом
В период 1965-1974 гг. в ЛИИ в рамках
исследований системы ручного
управления лунным посадочным
модулем проекта «Н1-Л3» при взаимодействии
с ОКБ-1 проводилась
НИОКР...
Речь идёт, в первую очередь, о здании
аэропорта. Вариантов развития
событий два: капитально ремонтировать
существующее
строение
40
либо возвести абсолютно новое,
благо площади, принадлежащие
аэродрому, сделать это позволяют.
Второй вариант предпочтительнее,
да, пожалуй, и легче в исполнении.
На сегодняшний день из аэропорта
Певек самолётами выполняются
рейсы в Москву (две авиакомпании)
и в населенные пункты Чукотского
автономного округа (Кепервеем и
Анадырь). В села городского округа
Певек (Айон, Биллингс, Рыткучи)
можно добраться с помощью вертолёта.
Установление
истинной причины
отказов является весьма сложной
и трудной задачей,
требующей
30
90
2
№ 1 (127) ● 2018
для своего решения разработки
современных научных методов
и технических средств исследования.
Это связано с тем, что современная
авиационная техника
насыщена большим количеством
сложных и точных систем, агрегатов
и узлов, которые находятся в
тесном взаимодействии, работающих
в условиях высоких нагрузок,
температур, давлений и вибраций.
Причиной отказа, возникшего
в той или иной системе, может
являться аномальная работа другой
системы.
Командир опять вспомнил свою тягу к морскому флоту, представил себя «морским
волком» и начал медленно разгонять вертолёт по водной глади. Казалось,
этот разгон никогда не кончится, разгоняться надо было очень медленно, чтобы
не превратить Ми-2 в подводную лодку! И, хотя он каждую секунду ждал отрыва
вертолёта от воды, произошло это довольно неожиданно – вертолет с «чмоком»
внезапно оторвался от водной глади с резким опусканием носа. Диск несущего
винта просвистел буквально в нескольких сантиметрах от губительной воды.
№ 1 (127) ● 2018
3
10
Стр.3