В. О. Ключевской
Петр Великий среди своих сотрудников
В. О. Ключевской. Сочинения в восьми томах.
Том VIII. Исследования, рецензии, речи (1890-1905)
М., Издательство социально-экономической литературы, 1959
OCR Бычков М. Н.
I
Мы привыкли представлять себе Петра Великого более дельцом, чем мыслителем. Таким
обыкновенно видали его и современники.Жизнь Петра так сложилась, что давала ему мало досуга заранее
и неторопливо обдумывать план действий, а темперамент мало внушал и охоты к тому. Спешность дел,
неуменье, иногда и невозможность, выжидать, подвижность ума, необычайно быстрая наблюдательность -
- все это приучило Петра задумывать без раздумья, без колебания решаться, обдумывать дело среди
самого дела и, чутко угадывая требования минуты, на ходу соображать средства исполнения. В
деятельности Петра все эти моменты, так отчетливо различаемые досужим размышлением и как бы
рассыпающиеся при раздумьи, шли дружно вместе, точно вырастая один из другого, с органическижизненной
неразделимостью и последовательностью. Петр является перед наблюдателем в вечном потоке
разнообразных дел, в постоянном деловом общении со множеством людей, среди непрерывной смены
впечатлений и предприятий; всего труднее вообразить его наедине с самим собою, в уединенном
кабинете, а не в людной и шумной мастерской.
Это не значит, что у Петра не было тех общих руководящих понятий, из которых составляется
образ мыслей человека; только у Петра этот образ мыслей выражался несколько по-своему, не как
подробно обдуманный план действий или запас готовых ответов на всевозможные запросы жизни, а
являлся случайной импровизацией, мгновенной вспышкой постоянно возбужденной мысли, ежеминутно
готовой отвечать на всякий запрос жизни при первой с ним встрече. Мысль его вырабатывалась на мелких
подробностях, текущих вопросах практической деятельности, мастеровой, военной, правительственной.
Он не имел ни досуга, ни привычки к систематическому размышлению об отвлеченных предметах, а
воспитание не развило в нем и наклонности к этому. Но когда среди текущих дел ему встречался такой
предмет, он своей прямой и здоровой мыслью составлял о нем суждение так же легко и просто, как его
зоркий глаз схватывал структуру и назначение впервые встреченной машины. Но у него всегда были
наготове две основы его образа мыслей и действий, прочно заложенные еще в ранние годы под
неуловимыми для нас влияниями: это -- неослабное чувство долга и вечно напряженная мысль об общем
благе отечества, в служении которому и состоит этот долг. На этих основах держался и его взгляд на свою
царскую власть, совсем непривычный древнерусскому обществу, но бывший начальным, исходным
моментом его деятельности и вместе основным ее регулятором. В этом отношении древнерусское
политическое сознание испытало в лице Петра Великого крутой перелом, решительный кризис.
Ближайшие предшественники Петра, московские цари новой династии, родоначальник которой
сел на московский престол не по отцовскому завещанию, а по всенародному избранию, конечно, не могли
видеть в управляемом ими государстве только свою вотчину, как смотрели на него государи прежней
династии. Та династия построила государство из своего частного удела и могла думать, что государство
для нее существует, а не она для государства, подобно тому как дом существует для хозяина, а не
наоборот. Избирательное происхождение новой династии не допускало такого удельного взгляда на
государство, составлявшего основу политического сознания государей Калитина племени. Соборное
избрание дало царям нового дома новое основание и новый характер их власти. Земский собор просил
Михаила на царство, а не Михаил просил царство у земского собора. Следовательно, царь необходим для
государства, и хотя государство существует не для государя, но без него оно существовать не может.
Идеей власти как основы государственного порядка, суммой полномочий, вытекающих из этого
источника, исчерпывалось все политическое содержание понятия о государе. Власть исполняет свое
назначение, если только не бездействует, независимо от качества действия. Назначение власти править, а
править -- значит приказывать и взыскивать. Как исполнить указ -- это дело исполнителей, которые и
отвечают перед властью за исполнение. Царь может спросить совета у ближайших исполнителей, своих
советников, даже у советных людей всей земли, у земского собора. Это его добрая воля и много-много
Стр.1