Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Художественная обработка бересты: учебное наглядное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБеляева Ольга Александровна
АвторыЖивотов Евгений Анатольевич, Кемеровский государственный институт культуры
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц81
ID640035
АннотацияУчебное наглядное пособие включает теоретические, практические и наглядные материалы по техникам и технологиям, применяемым в обработке бересты; особенностям композиционного решения в изделиях из бересты. В качестве наглядных материалов представлены работы народных мастеров Кузбасса и обучающихся по направлениям подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика»; «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества», в КемГИК. Пособие предназначено для изучения курса «Художественная обработка бересты» и может быть использовано по курсу «Художественная обработка дерева».
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом института визуальных искусств КемГИК 18.05.2017 г., протокол № 4.
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества»
ISBN978-5-8154-0401-4
УДК745(075.8)
ББК85.12я73
Беляева, О. А. Художественная обработка бересты: учебное наглядное пособие : для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества». Квалификация (степень) выпускника "бакалавр". Форма обучения: очная, заочная / Е. А. Животов; Кемеровский государственный институт культуры; О. А. Беляева .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2017 .— 81 с. : ил. — Библиограф.: с. 74-76. — ISBN 978-5-8154-0401-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/640035 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Художественная_обработка_бересты_учебное_наглядное_пособие_(1).pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт визуальных искусств Кафедра декоративно-прикладного искусства О. А. Беляева Е. А. Животов ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА БЕРЕСТЫ Учебное наглядное пособие Направления подготовки: 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика» 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Форма обучения: очная, заочная Кемерово 2017 1
Стр.1
УДК 745(075.8) ББК 85.12я73 Б43 Утверждено на заседании кафедры декоративно-прикладного искусства КемГИК 09.12.2016 г., протокол № 5. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института визуальных искусств КемГИК 18.05.2017 г., протокол № 4. Рецензенты: В. И. Беляев, заведующий кафедрой ДПИ ИСТР института искусств Новосибирского государственного педагогического университета, профессор, член Союза художников РФ; Л. В. Миненко, кандидат культурологии, доцент кафедры ДПИ Кемеровского государственного института культуры Беляева, О. А., Животов, Е. А. Б43 Художественная обработка бересты [Текст]: учебное наглядное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества» / авт.-сост.: О. А. Беляева, Е. А. Животов. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. – 81 с.: ил. ISBN 978-5-8154-0401-4 Учебное наглядное пособие включает теоретические, практические и наглядные материалы по техникам и технологиям, применяемым в обработке бересты; особенностям композиционного решения в изделиях из бересты. В качестве наглядных материалов представлены работы народных мастеров Кузбасса и обучающихся по направлениям подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика»; «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества», в КемГИК. Пособие предназначено для изучения курса «Художественная обработка бересты» и может быть использовано по курсу «Художественная обработка дерева». УДК 745(075.8) ББК 85.12я73 ISBN 978-5-8154-0401-4 2 © О. А. Беляева, Е. А. Животов, 2017 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2017
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Традиционное декоративно-прикладное искусство во все исторические периоды связано с предметной средой, окружающей человека. Народное искусство, будучи синтезом материальной и духовной культуры, материализует в предметах быта традиции и мировоззрение этноса, соединяет в процессе производства изделий ремесло с художественным творчеством. Традиции – это исторически сложившийся комплекс знаний (обычаев, обрядов, норм поведения, ценностей и т. п.), передаваемых из поколения в поколение и сохраняющихся в обществе в течение длительного времени. Следовательно, понятие «художественные традиции» включает совокупность художественно-выразительных средств (сюжетный, композиционный и колористический строй с технологическими особенностями), отражающих историю и эстетические нормы, свойственные определенной этнической группе. В России народное декоративно-прикладное искусство бытует, главным образом, в художественных промыслах и ремеслах, возникновение и формирование которых связано с имеющимся в достаточном количестве сырья и рыночным спросом. У разных народов отдельные ремесла вышли за рамки домашних и стали развиваться как художественные промыслы. В настоящем пособии содержится материал о развитии берестяного промысла, получившего широкое развитие в лесных областях России (Вологодской, Олонецкой, Владимирской, Вятской, Архангельской, Нижегородской губерниях, на Урале и в Сибири). Береста здесь рассматривалась как доступный поделочный материал с массой достоинств и выразительных средств для творчества. Современные художественные изделия из бересты стали достойным продолжением искусства мастеров прошлого. Курс «Художественная обработка бересты» включен в образовательные программы по направлениям подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», и «Народная художественная культура», профиль ‹‹Руководство студией декоративно-прикладного творчества», с целью формирования системы знаний, умений и навыков художественной обработки бересты в синтезе идеи и композиционных средств ее выражения. В ходе освоения курса практические задания последовательно усложняются от выполнения утилитарных предметов до создания объемно-пространственных композиций. Цель учебного наглядного пособия – практическое освоение разнообразных художественных способов и приемов в создании декоративных произведений из бересты. Пособие будет способствовать формированию компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности, таких как:  способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний с помощью современных образовательных и информационных технологий;  способность систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;  способность содействовать активному распространению в обществе информации о народной художественной культуре для повышения культурного уровня раз3
Стр.3
личных групп населения, формирования у них духовно-нравственных ценностей и идеалов, повышения культуры межнационального общения, сохранения этнокультурной идентичности разных народов;  способность применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обосновывать новизну собственных концептуальных решений. В результате изучения теоретического материала и практического освоения курса обучающийся должен: знать:  определения основных терминов и понятий по дисциплине «Художественная обработка бересты»;  виды и свойства материалов, применяемых в обработке бересты;  технологические особенности художественной обработки бересты;  правила подготовки материалов и инструментов к работе;  приемы, правила и средства композиции для воплощения проекта в материале; уметь:  самостоятельно вести художественно-творческую деятельность в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;  решать проектные задачи в разработке изделий; владеть:  методами анализа художественных произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;  техническими приемами художественной обработки бересты;  основными методами разработки организационно-управленческих проектов и целевых программ по сохранению и развитию декоративно-прикладного творчества. Учебное наглядное пособие включает три главы: 1. Техники, применяемые в обработке бересты, 2. Композиция в художественной обработке бересты, 3. Технология художественной обработки бересты. Главы содержат теоретические, практические и учебно-наглядные материалы. Учебно-наглядный материал представлен работами народных мастеров Кузбасса и обучающихся по направлениям подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», и 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества», в Кемеровском государственном институте культуры. Промежуточный контроль по итогам освоения дисциплины «Художественная обработка бересты» проводится в виде зачетного и экзаменационного просмотров заданий, выполненных студентами в течение семестра на практических занятиях и самостоятельно. Для самостоятельной подготовки обучающихся к текущему и промежуточному контролю в пособие включены параметры и критерии оценки учебно-творческих работ. Рекомендуемая литература содержит дополнительную информацию по всем темам, изложенным в учебном наглядном пособии. 4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение................................................................................................................... 3 Глава 1. ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОБРАБОТКЕ БЕРЕСТЫ 1.1. Учебно-теоретические материалы ................................................................. 6 1.1.1. Плетение из бересты ................................................................................... 6 1.1.2. Тиснение и выскабливание по бересте ........................................................ 6 1.1.3. Прорезная береста ....................................................................................... 7 1.1.4. Роспись по бересте ....................................................................................... 8 Контрольные вопросы и задания ........................................................................... 9 1.2. Учебно-наглядные материалы ........................................................................ 10 Глава 2. КОМПОЗИЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БЕРЕСТЫ 2.1. Учебно-теоретические материалы ................................................................. 32 2.1.1. Композиция, виды композиций..................................................................... 32 2.1.2. Средства композиционного построения .................................................... 33 2.1.3. Художественная малая форма из бересты (основы проектирования) 35 Контрольные вопросы и задания ........................................................................... 37 2.2. Учебно-наглядные материалы ........................................................................ 38 Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БЕРЕСТЫ 3.1. Учебно-практические материалы ................................................................... 44 3.1.1. Фактуры ........................................................................................................ 44 3.1.2. Солонка из бересты ...................................................................................... 44 3.1.3. Лукошко ......................................................................................................... 45 3.1.4. Закладка для книг .......................................................................................... 46 3.1.5. Тиснение по бересте ..................................................................................... 46 3.1.6. Графическая разработка орнаментальной композиции .......................... 47 3.1.7. Клише ............................................................................................................. 47 3.1.8. Тиснение по бересте с помощью клише ...................................................... 48 3.1.9. Туес ................................................................................................................. 48 3.1.10. Стилизация объекта (млекопитающих, птиц или насекомых) ............. 49 3.1.11. Визуальное выражение образа «сказочный герой» ................................. 50 3.2. Учебно-наглядные материалы ....................................................................... 51 Параметры и критерии оценки учебно-творческих работ .................................. 72 Заключение .............................................................................................................. 73 Список литературы ................................................................................................. 74 Глоссарий ................................................................................................................. 77 80
Стр.80

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ