Д. А. Клеменц
Письмо чистосердечного Россиянина {*}
{* Фельетон печатается с сокращением.} <...> Большое и важное место в русской журналистике 70-х годов заняла нелегальная печать
революционных народников. <...> Этот отряд передовой русской журналистики в значительной мере
наследовал традиции нелегальной печати 60-х годов с "Колоколом" А. И. Герцена во главе. <...> Одним из руководителей и авторов газеты "Земля и воля" был Дмитрий
Александрович Клеменц (1848--1914), известный публицист и писатель народнического лагеря. <...> Вынужденный в 1875 г. эмигрировать за границу, Клеменц сотрудничал в журнале П. Л. Лаврова
"Вперед!", а затем в журнале "Община", издававшемся русскими политическими эмигрантами. <...> Как всегда и везде, у нас виновато было одно начальство, дающее поблажку внутренним туркам
1); своей же вины мы и не замечали, не думали о том, что городовой не может быть вежливым уже в силу
своей обязанности, в силу отношений, установившихся между ним и большинством публики на
основании обычая. <...> Встречаясь с человеком, не
привыкшим к позубастлкам, привелигированным, страж порядка, опора отечества не изменяет для такого
экстренного, сравнительно редкого казуса своих обычных способов усмирения. <...> Он так привык к
безнаказанным позубастикам и заушениям, что считает их неизбежными атрибутами своей
консерваторской миссии, своим правом, главной опорой порядка. <...> Вспомним статью Добролюбова о помещичьей семье 3) и взаимных отношениях ее членов. <...> Не о Соляном Городке
12), не о "Сельской Беседе" 13), не о комитете грамотности, не об умственном развитии и насаждении
высоких наук среди поедающего пушной хлеб 14) крестьянства говорим мы теперь. <...> Я же говорю: если вы желаете провести какое-нибудь изменение в нашу общественную жизнь,
провести полно и последовательно, вы должны заинтересовать им сельское население. <...> На Западе, впрочем, политические реформы проводились в жизнь главным образом городским
населением, мелкой буржуазией, на челе которой стоял цвет <...>
Письмо_чистосердечного_Россиянина.pdf
Д. А. Клеменц
Письмо чистосердечного Россиянина {*}
{* Фельетон печатается с сокращением.}
Русский фельетон. В помощь работникам печати.
М., Политической литературы, 1958.
OCR Бычков М. Н.
Большое и важное место в русской журналистике 70-х годов заняла нелегальная печать
революционных народников. Этот отряд передовой русской журналистики в значительной мере
наследовал традиции нелегальной печати 60-х годов с "Колоколом" А. И. Герцена во главе. Печатным
органом революционно-народнической организации "Земля и воля" было издание под тем же названием,
выходившее в 1878--1879 гг. Одним из руководителей и авторов газеты "Земля и воля" был Дмитрий
Александрович Клеменц (1848--1914), известный публицист и писатель народнического лагеря.
Вынужденный в 1875 г. эмигрировать за границу, Клеменц сотрудничал в журнале П. Л. Лаврова
"Вперед!", а затем в журнале "Община", издававшемся русскими политическими эмигрантами.
С начала выхода "Земли и воли" Клеменц принимал в газете активное участие. На страницах
"Земли и воли" печатались его статьи и в том числе фельетон "Письмо чистосердечного россиянина".
Характерная особенность этого фельетона состоит в том, что наряду с разоблачением царя и его
приспешников, автор выдвигал и пропагандировал в нем практические революционные шаги, ведущие к
свержению самодержавия.
Часто случается слышать жалобы русских обывателей на грубость городовых. Эти жалобы не
произведение нового времени, когда изданы специальные законы для охранения священной особы
городового. Теперь городовой груб и нагл сугубо, потому что начальство и этой грубости и наглости
видит лучший оплот против разрушительных элементов. Но городовой был груб всегда, даже и тогда,
когда ему от начальства рекомендовалось не хватать без разбору обывателей за шиворот. Сколько было
дел у мировых из-за оскорблений, нанесенных полицией обывателям! Сколько раз газеты с благородным
негодованием требовали, чтобы начальство внушило городовым уважение к публике! Начальство подчас
и внушало, по толку все-таки выходило мало. Хватанье за шиворот и побои продолжали практиковаться,
а публика продолжала роптать на городовых и на начальство, которое недостаточно строго карало
самоуправство своих агентов.
Как всегда и везде, у нас виновато было одно начальство, дающее поблажку внутренним туркам
1); своей же вины мы и не замечали, не думали о том, что городовой не может быть вежливым уже в силу
своей обязанности, в силу отношений, установившихся между ним и большинством публики на
основании обычая.
Ежедневно городовой сталкивается с сотнями лиц в серых армяках, нагольных полушубках,
покрикивает на них, дает им подзатыльники, лупит их тесаком. Жизнь и русское государственное
устройство приучили серого не считая принимать подзатыльники и не гоняться за тычком. От
постоянных окриков и ругательств голос стража благочиния приобретает мало-помалу грубый, рычащий,
звероподобный характер. Привычка раздавать пинки, хватать, тащить, не пущать 2) и размахивать
руками обращается от долговременной практики в простой рефлекс. Встречаясь с человеком, не
привыкшим к позубастлкам, привелигированным, страж порядка, опора отечества не изменяет для такого
экстренного, сравнительно редкого казуса своих обычных способов усмирения. Он так привык к
безнаказанным позубастикам и заушениям, что считает их неизбежными атрибутами своей
консерваторской миссии, своим правом, главной опорой порядка. Теперь же мы дожили до того, что и
само начальство признало насилие наилучшим средством охранения престола, и кто не хочет мириться с
насилием, тому тоже нет другого средства обороны, кроме кулака.
Вспомним статью Добролюбова о помещичьей семье 3) и взаимных отношениях ее членов.
Стр.1