МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» Кафедра философии и социологии Балаева Ольга Евгеньевна ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ Учебное пособие по логике для студентов ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Спортивная подготовка» Москва – 2015 1 Рекомендовано к изданию экспертно-методическим советом Гуманитарного о института ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» Протокол № 48 «24» июня 2015 г. УДК: 16(07) Б 20 Балаева Ольга Евгеньевна. <...> Целями освоения дисциплины «Логика и теория аргументации» являются: ознакомление студентов с формами и приемами рационального познания, создание у них общего представления о логических методах и подходах, используемых в различных областях человеческой деятельности и научного познания, формирование практических навыков рационального и эффективного мышления. <...> Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. <...> Например, «Саранча опустошает поля» — простое суждение, а суждение «Наступила весна, и прилетели грачи» — сложное, состоящее из двух простых. <...> Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода получаем заключение. <...> Основанием деления на эти этапы служит различие применяемых в логике средств и методов исследования. <...> Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646—1716) считается основоположником математической (символической) логики, сформулировавший закон достаточного основания. <...> 15 ТЕМА ВТОРАЯ: ПОНЯТИЕ, ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЕМ Содержание и объем понятия. <...> Таким образом, понятие – это форма мышления, которая отображает общие и существенные признаки предмета. <...> Оно включает слово, обозначающее <...>
Логика_и_теория_аргументации.pdf
Рекомендовано к изданию экспертно-методическим советом
Гуманитарного института РГУФКСМиТ
Протокол №66 «25» апреля 2017г.
Балаева Ольга Евгеньевна. Учебное пособие по логике и теории
аргументации для бакалавров РГУФКСМиТ, обучающихся по направлению
«Физическая культура», профиль «Спортивная подготовка», 2017 г. 101с.
Краткая аннотация учебного пособия. Целью данного пособия является
развитие у студентов логического мышления и способности применения
теории логики в своей профессиональной деятельности, ознакомление
бакалавров с основными понятиями, законами и операциями логики. Таким
образом, внимание акцентируется на тех разделах логики, которые связаны с
профилем их будущей профессии.
ISBN 978-5-00129-039-1 Издательско-книготорговый центр «Колос-с»
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие ориентировано на бакалавров (49.03.01
Физическая культура) по дисциплине по выбору гуманитарно-социального,
экономического цикла (Б.1).
Целями освоения дисциплины «Логика и теория аргументации»
являются: ознакомление студентов с формами и приемами рационального
познания, создание у них общего представления о логических методах и
подходах, используемых в различных областях человеческой деятельности и
научного познания, формирование практических навыков рационального и
эффективного мышления.
Логика тесно связана с целым рядом других дисциплин – как
гуманитарных (философия, психология, риторика), так и математических
(алгебра, комбинаторика, теория множеств, теория вероятностей). Она
создает у бакалавров почву для восприятия широкого спектра абстрактнотеоретических
знаний, развивает навыки самостоятельного мышления,
обеспечивает более глубокое изучение различных наук.
В процессе изучения логики студенты должны получить знания об
основных принципах и понятиях логики, понять сущность применяемых в
ней методов, узнать законы и правила различных логических теорий, а также
основные ошибки, связанные с их нарушением. Они должны научиться
логически корректно использовать концептуальный аппарат своей науки,
грамотно готовить и анализировать документы, четко и ясно формулировать
суть возникающих в процессе профессиональной деятельности проблем,
правильно выдвигать и эффективно проверять гипотезы, доказательно
строить свои публичные выступления, обнаруживать логические ошибки и
уловки оппонентов, устранять парадоксы, разоблачать софизмы и
паралогизмы.
В ходе учебного процесса студенты должны получить практические
навыки решения различных логических задач и упражнений, четкого и
ясного формулирования своих мыслей, построения выводов и доказательств,
3
Стр.3
определений и классификаций, опровержения логически некорректных
умозаключений.
Особенностью проведения занятий по данной дисциплине является
необходимость включения большого количества практических примеров,
активного и постоянного стимулирования эвристического мышления
студентов при помощи разного рода парадоксов, головоломок,
моделирования нестандартных познавательных ситуаций.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического
восприятия и оценки источников информации, умения логично
формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение
проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие
основных общекультурных компетенций (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к общению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
(ОК-1);
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и
письменную речь (ОК-4);
- готовностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить
пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
(ОК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: законы и правила различных логических теорий, а также основные
ошибки, связанные с их нарушением;
Уметь: логически корректно использовать концептуальный аппарат своей
науки, грамотно готовить и анализировать документы, четко и ясно
формулировать суть возникающих в процессе профессиональной
деятельности проблем, правильно выдвигать и эффективно проверять
гипотезы, доказательно строить свои публичные выступления, обнаруживать
4
Стр.4
логические ошибки и уловки оппонентов, устранять парадоксы, разоблачать
софизмы и паралогизмы;
Владеть: навыками логико-методологического анализа в исследовательской
деятельности, возможностями применения общелогических методов в
проектировании профессионально-ориентированных информационных
систем.
5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ТЕМА ПЕРВАЯ: МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ, ЛОГИКА
И ЯЗЫК
ТЕМА ВТОРАЯ: ПОНЯТИЕ, ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЕМ
ТЕМА ТРЕТЬЯ: СУЖДЕНИЕ, ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУЖДЕНИЯМИ.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ
ТЕМА ЧЕТВЕРТАЯ: УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
ТЕМА ПЯТАЯ: ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ
100
Стр.100