Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Аксиологические проблемы современной науки (149,00 руб.)

0   0
Первый авторТитаренко И. Н.
АвторыПанченко Е. В., Южный федеральный ун-т
ИздательствоРостов н/Д.: Изд-во ЮФУ
Страниц236
ID637040
АннотацияУчебное пособие представляет собой хрестоматийный материал по аксиологическим проблемам науки и техники. В состав пособия включены выдержки из работ зарубежных и отечественных философов XX-XXI вв. М. Хайдеггера, Х. Ленка, В.А. Лекторского и др. Кроме того, учебное пособие снабжено понятийным словарём.
Кому рекомендованоДанное учебное пособие предназначено как для самостоятельной работы бакалавров и магистров всех направлений, изучающих следующие дисциплины «Философия», «История науки и техники», «Культурология», так и для аспирантов, изучающих дисциплину «История и философия науки».
ISBN---
УДК1(075.8)
ББК87я73
Титаренко, И.Н. Аксиологические проблемы современной науки : [учеб. пособие] / Е.В. Панченко; Южный федеральный ун-т; И.Н. Титаренко .— Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2011 .— 236 с. — URL: https://rucont.ru/efd/637040 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

выдвигает перед деятелями науки свою нравственную программу, в основе которой лежит требование объединения в одном лице исследовательской деятельности учёного и социальной ответственности гражданина. <...> Антисциентисты же видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социальнополитических проблем. <...> Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности. <...> При этом в более широком плане обсуждались также вопросы места и роли техники в сфере культуры, её воздействия на другие, не технические области деятельности человека и общества1. <...> Эти связи стали объектом изучения и споров философов, социологов, представителей естественных и технических наук, инженеров. <...> Мы должны спросить: что такое сама по себе инструментальность? <...> Столетиями философия учит, что есть четыре причины: 1) causa materialis, материал, вещество, из которого изготовляется, например, серебряная чаша; 2) causa formalis, форма, образ, какую принимает этот материал; 3) causa finalis, цель, например жертвоприношение, которым определяются форма и материал нужной для него чаши; 4) causa efficiens, создающая своим действием результат, готовую реальную чашу, т.е. серебряных дел мастер. <...> Соответственно жертвенный прибор обязан также образу (эйдосу) своей чашеобразности. <...> Серебро, в котором воплотился образ чаши, и вид, в котором явилось серебряное, вместе по-своему виновны в жертвенном приборе. <...> Наконец, совиновником наличия и готовности сделанного жертвенного прибора выступает нечто четвертое: серебряных дел мастер; но вовсе не тем, что, действуя, он производит готовую жертвенную чашу как следствие своего действия <...>
Аксиологические_проблемы_современной_науки.pdf
ББК 87я73 Рецензенты Богданов В.В., доктор философских наук, профессор кафедры Таганрогского государственного педагогического института; Щеглов Б.С., доктор философских наук, профессор кафедры Таганрогского государственного педагогического института. Титаренко И.Н., Папченко Е.В. Аксиологические проблемы современной науки: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 236 с. Учебное пособие представляет собой хрестоматийный материал по аксиологическим проблемам науки и техники. В состав пособия включены выдержки из работ зарубежных и отечественных философов XX-XXI вв. М. Хайдеггера, Х. Ленка, В.А. Лекторского и др. Кроме того, учебное пособие снабжено понятийным словарём. Данное учебное пособие предназначено как для самостоятельной работы бакалавров и магистров всех направлений, изучающих следующие дисциплины «Философия», «История науки и техники», «Культурология», так и для аспирантов, изучающих дисциплину «История и философия науки». Печатается по решению редакционно-издательского совета Технологического института Южного федерального университета. © Технологический институт ЮФУ, 2011 © Титаренко И.Н., 2011 © Папченко Е.В., 2011 2
Стр.2
Содержание Введение ...................................................................................................................... 3 ХайдеггерМ . Вопрос о технике // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: Республика, 1993. С.221 – 238. ............................................................. 7 Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии. №4, 2008. С. 3 – 17 ..... 33 Ковальчук М.В. Нанотехнология и научный прогресс // Философские науки. №1, 2008. С. 28 – 32 ................................................................................................... 57 Горохов В.Г. Наноэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе // Вопросы философии. №10, 2008. С. 33 – 49 . 61 Аршинов В.И., Лебедев М.В. Философские проблемы развития и применения нанотехнологий // Философские науки. №1, 2008. С. 58 – 79 .............................. 84 Глазунов В.А. Робототехника и постнеклассическая наука // Вопросы философии, №11, 2002. С. 135 – 148 ..................................................................... 103 Лекторский В.А. Философия, искусственный интеллект и когнитивная наука // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. – М.: ИИнтеЛЛ, 2006. С. 12 – 21 ........ 127 Скворцов А.А. Мировоззренческие и теоретические основы этических исследований виртуальности // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. – М.: ИИнтеЛЛ, 2006. С. 411 – 422 .............................................................................................................. 137 Ленк Х. Размышления о современной технике / Пер. с нем под ред. В.С. Степина. – М.: Аспект Пресс, 1996. С. 25 – 29, 61 – 65, 95 – 105, 170 – 175 ................................................................................................................................... 150 Титаренко И.Н. Проблема априорности знания и методология машинного обучения // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №3. С. 34 – 37. .............................................................................................................................. 176 Титаренко И.Н. Естествознание, гуманитарные науки и философия: Ю.А. Жданов об аспектах их взаимодействия // Научная мысль Кавказа. 2009. №3. С. 5-10. ........................................................................................................................... 182 Ревко П.С. Дуальные последствия использования искусственных интеллектуальных систем в повседневной жизни человека // Искусственные интеллектуальные системы и повседневная жизнь человека. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. С. 51 – 78 ................................................................................... 193 Пустовалова И.В. Трансформация представлений о смысле жизни под влиянием высоких технологий // Аксиологический аспект влияния высоких технологий на миропонимание человека. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. С. 85-101 ................................................................................................................... 218 Понятийный словарь ............................................................................................ 230 235
Стр.235

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ