В. К. Кюхельбекер
Дневник (1831-1845)
В. К. Кюхельбекер. Путешествие. Дневник. Статьи
Издание подготовили Н. В. Королева, В. Д. Рак
Л., "Наука", 1979
Серия "Литературные памятники"
OCR Бычков М.Н.
<1831 год>
15 декабря
Переписал я набело и вторую часть "Отроков"; остается еще написать в прозе окончание 3-й главы
"Декамерона" 1 да переписать оное, тогда работам нынешнего года конец, а разве что напишу на Новый
год. "Отроки" мне вообще менее нравятся "Зоровавеля"; впрочем, это узнаю лучше завтра, когда перечту
обе книги вместе.
16 декабря
Сегодня я не переписывал набело, а дополнил, чего мне недоставало в прозе в 3-й главе
"Декамерона". "Отроков" я перечел: может быть, потому что они мне надоели, а при чтении они мне
принесли мало удовольствия; увидим, что скажет сестра;2 впрочем, того, чего я всего более опасался, -
темноты - я в них не нашел. Прочел я три статьи Шиллера: 3 1. О том, как должно обучаться всеобщей
истории, 2. Письмо к издателю "Пропилеи", 3. О необходимых границах в употреблении прекрасных
форм. Первая не заключает в себе ничего необыкновенного, вторая писана на случай, зато третья
заслуживает величайшее внимание. В ней сначала, как мне кажется, Шиллер приписывает разуму
(Verstand) слишком большие преимущества, но потом несколько ближе подходит к истине, когда говорит,
что философ должен говорить не какой-нибудь одной способности души, но всем. Хорошо замечание, что
нашего разряда красноречивый дидактик (der schone писатель-художник (нем.).} предмет, о котором
говорит, представляет более возможным и достойным желания, нежели настоящим или даже необходимо
существующим.. Но лучше всего конец,4 где автор рассуждает о пагубном влиянии на нравственность
преобладания над умом вкуса и чувства изящного, такого преобладания, при котором эти низшие
способности, заимствующие все достоинство свое от согласия с законами ума (die Vernunft), из его
наместников становятся похитителями престола, принадлежащего ему одному, и оружие, которое он же
им дал, обращают против него. "Дикарь, - говорит Шиллер, - будет побежден ужасным искушением, но он
не скажет в минуту падения, что не пал, и тем самым при падении изъявит свое благоговение к уму,
которого предписания нарушает. Напротив того, утонченный питомец искусства не сознается в своем
заблуждении, и, чтоб успокоить совесть свою, обманет ее".
17 декабря
Давно уже у меня в голове бродит вопрос: возможна ли поэма эпическая, которая бы наши нравы,
наши обычаи, наш образ жизни так передала потомству, как передал нам Гомер нравы, обычаи, образ
жизни троян и греков? "Беппо" и "Дон Жуан" Байрона и "Онегин" Пушкина попытки в этом роде, - но,
надеюсь, всякий согласится, попытки очень и очень слабые, если их сравнить с "Илиадою" и "Одиссеею":
не потому, что самые предметы Байрона и Пушкина малы и скудны (хотя и это дело не последнее), но
Стр.1