Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Введение в гуманитарные науки: планы практических занятий и список вопросов по курсу (80,00 руб.)

0   0
АвторыТернова Татьяна Анатольевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц11
ID636878
АннотацияЦели дисциплины – познакомить обучающихся с основными категориями эстетики и культурологии, продемонстрировать связь между различными дисциплинами в системе гуманитарного знания, познакомить с логикой и направленностью развития эстетической мысли.
Кому рекомендованоРекомендовано студентам 1-го курса очной формы обучения филологического факультета
Введение в гуманитарные науки: планы практических занятий и список вопросов по курсу / Т.А. Тернова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 11 с. — 11 с. — URL: https://rucont.ru/efd/636878 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ВВЕДЕНИЕ В ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И СПИСОК ВОПРОСОВ ПО КУРСУ Учебно-методическое пособие Составитель Т.А. <...> Тернова Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 7 июня 2016 г., протокол № 7 Рецензент – д-р филол. наук, проф. <...> О. А. Бердникова Подготовлено на кафедре гуманитарных наук и искусств Воронежского государственного университета Рекомендовано студентам 1-го курса очной формы обучения филологического факультета Для направления 50.03.01 – Искусства и гуманитарные науки 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка . <...> 7 Список вопросов для зачета с оценкой . <...> 10 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «Ведение в гуманитарные науки» является значимой частью обучения студентов направления «Гуманитарные науки и искусства» филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Цели дисциплины – познакомить обучающихся с основными категориями эстетики и культурологии, продемонстрировать связь между различными дисциплинами в системе гуманитарного знания, познакомить с логикой и направленностью развития эстетической мысли. <...> Дисциплина «Введение в гуманитарные науки» преподается в течение одного учебного года. <...> В первом семестре осуществляется знакомство обучающихся с основными категориями эстетики и культурологии. <...> Специфика решений проблемы познания в работах Платона. <...> Бог, мир и человек в представлении Августина Блаженного. <...> Леонардо да Винчи как личность эпохи Возрождения. <...> Влияние Античности на идеи и эстетические принципы Леонардо да Винчи. <...> Характеристика лирики в работе «Поэтическое искусство» Николя Буало. <...> Представление о драматическом искусстве в работе «Поэтическое искусство». <...> Буало для развития литературы классицизма в Европе. <...> Искусство <...>
Введение_в_гуманитарные_науки_планы_практических_занятий_и_список_вопросов_по_курсу_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ВВЕДЕНИЕ В ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И СПИСОК ВОПРОСОВ ПО КУРСУ Учебно-методическое пособие Составитель Т.А. Тернова Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ....................................................................................... 4 Планы практических занятий ............................................................................ 4 Список текстов для анализа ............................................................................... 7 Список вопросов для зачета с оценкой ............................................................. 8 Библиографический список ............................................................................. 10 3
Стр.3
2. И. В. Гете о природе искусства («О правде и правдоподобии в искусстве», «Простое подражание природе. Манера. Стиль», «О Лаокооне»). 3. Ф. Шиллер о поэзии («О наивной и сентиментальной поэзии»). 4. Игра как выражение специфической особенности эстетического восприятия в представлении Ф. Шиллера («Письма об эстетическом воспитании человека»). IX. Философия искусства Г. Гегеля 1. Гегель о способах изучения искусства. 2. Наука о «художественно прекрасном» и ее составные элементы. 3. Понятие «идеала» у Г. Гегеля. Процесс развития идеала. Х. Эстетика России XIX в. Н.Г. Чернышевский 1. Эстетика жизни и эстетика искусства. 2. Специфика идей Н. Г. Чернышевского в рамках представленного направления. 3. Проблема лишнего человека в русской истории и культуре. 4. Лишний человек в повести И.С. Тургенева «Ася». ХI. Эстетические идеи Серебряного века. Мир искусства 1. Основные идеи представителей эстетического объединения «Мир искусства». 2. Связь идей «мирискуссников» с доктриной символизма. 3. Направления деятельности объединения. 4. Идея Петербурга как целостного художественного образа А. Бенуа. 5. Значение «Мира искусства» для русской культуры. XII. Идеи футуризма. Футуризм в живописи: К. Малевич 1. Основные идеи русского футуризма. 2. Кубизм и супрематизм как направления в живописи. 3. Идея нового живописного реализма. 4. Опыты супрематической поэзии К. Малевича. Теория звука в поэзии. Ее связь с теорией беспредметности. XIII. Западноевропейские эстетические идеи первой трети ХХ в. З. Фрейд. К. Юнг 1. Основные работы и идеи З. Фрейда. 2. Понимание феномена творчества З. Фрейдом. 3. Идея архетипа К. Юнга и ее преломление в области культурологи и литературоведения. XIV. Культурологические идеи Х. Ортеги-и-Гассета 1. Идея рациовитализма. 2. Различение двух типов логики. 6
Стр.6
3. «Эстетика в трамвае» и другие работы как выражение идей Х. Ортеги-и-Гассета. 4. Восприятие массы и элиты в работах «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства». XV. Формальная школа в литературоведении и лингвистике. В. Шкловский. Ю. Тынянов. Б. Эйхенбаум 1. Основные идеи и принципы деятельности формальной школы в литературоведении и лингвистике. 2. Представление о логике развития культуры В. Шкловского. Феномен остранения. Искусство как прием. 3. Идея литературного быта Б. Эйхенбаума. 4. Достижения представителей школы в области стиховедения. 5. Значение деятельности формалистов в культуре ХХ века. XVI. Тартуско-московская семиотическая школа. Ю. Лотман 1. Основные идеи и принципы организации тартуско-московской семиотической школы. 2. Представление Ю. М. Лотмана о феномене искусства. 3. «Культура» и «взрыв» как метафоры этапов развития культуры. 4. «Быт и традиции русского дворянства»: идея семиотики поведения. 5. Значимость «Трудов по знаковым системам» в развитии гуманитарных наук. XVII. Западноевропейские эстетические идеи второй половины ХХ в. Структурализм. Р. Барт. Постструктурализм. Ж. Деррида. Ж.-Ф. Лиотар. У. Эко 1. Терминология структуралистской и постструктуралистской эстетики. 2. Идея «смерти автора» Р. Барта. 3. Феномен письма. 4. Интертекстуальность как прием порождения речи. СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ АНАЛИЗА 1. Аристотель. Поэтика. 2. Платон. Федр. 3. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. 4. Августин Блаженный. Град земной и град небесный. 5. Эразм Роттердамский. Похвала глупости (фрагмент). 6. Леонардо да Винчи. Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором. 7. Николя Буало. Поэтическое искусство (фрагмент). 7
Стр.7
8. А. Г. Баумгартен. Эстетика (фрагмент). 9. И. Кант. Критика способности суждения (фрагмент). 10. Г. Э. Лессинг. Лаокоон (фрагмент). 11. И. В. Гете. О правде и правдоподобии в искусстве. Простое подражание природе. Манера. Стиль. О Лаокооне. 12. Ф. Шиллер. О наивной и сентиментальной поэзии. Письма об эстетическом воспитании человека. 13. Г. В. Ф. Гегель. Феноменология духа (фрагмент). 14. Н. Г. Чернышевский. Русский человек на rendez-vous. 15. А. Н. Бенуа. Живописный Петербург. 16. К. С. Малевич. От кубизма к супрематизму. 17. З. Фрейд. Сюжеты сказок в сновидениях. 18. Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика в трамвае, Восстание масс (фрагмент). 19. В. Шкловский. Искусство как прием. 20. Ю. М. Лотман. Быт и традиции русского дворянства, Феномен культуры. СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА С ОЦЕНКОЙ 1. Специфика гуманитарных наук. Система гуманитарных наук. 2. Наука и искусство. 3. Основные проблемы эстетики: диахронный аспект. 4. Типология видов искусств. 5. Эстетические категории. 6. Вторичные эстетические категории. 7. Автор как феномен художественного творчества. 8. Читатель как феномен художественного творчества. 9. Текст как понятие гуманитарных наук. 10. Отрасли, формы, виды, типы культуры. 11. Социальная специфика культуры. 12. Виды пафоса. 13. Элитарная и массовая культура. 14. Культурогенез. Гипотезы зарождения культуры. 15. Культурная динамика. 16. Этническое своеобразие культуры. 17. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 18. Культура повседневности. Понятие о повседневности. История изучения. 19. Пространство повседневности. 20. Основные идеи античной эстетики. Сократ / Платон / Аристотель. 8
Стр.8
21. Культура Византии. Литературная теория и критика. ПсевдоДионисий Ареопагит / Флавий Клавдий Юлиан / Фотий Великий. 22. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Фома Аквинский. 23. Эстетика Возрождения в странах Европы. Леонардо да Винчи как художник и мыслитель. 24. Эстетика Нового времени. Барокко и классицизм в странах Европы. 25. «Поэтическое искусство» Н. Буало. 26. Развитие эстетических идей в России XVII в. 27. Эстетика XVIII в. Идеи Баумгартена. Зарождение эстетики как науки. 28. Немецкая классическая эстетика. И. Кант / Г. Гегель. 29. Эстетика России XIX в. В.Г. Белинский / Н.Г. Чернышевский. 30. Эстетика серебряного века. Эстетические идеи Ф. Ницше как основа эстетических идей символистов. 31. Эстетические идеи символистов Д. Мережковского / В. Брюсова. Мир искусства. 32. Эстетика авангарда. Ф.-Т. Маринетти. Идеи футуризма. Футуризм в живописи: К. Малевич. 33. Западноевропейские эстетические идеи первой трети ХХ в. Э. Гуссерль / Р. Ингарден. 34. Западноевропейские эстетические идеи первой трети ХХ в. З. Фрейд / К. Юнг. 35. Культурологические идеи Х. Ортеги-и-Гассет. 36. Западноевропейские эстетические идеи второй половины ХХ в. Структурализм. Р. Барт. 37. Формальная школа в литературоведении и лингвистике. В. Шкловский / Ю. Тынянов / Б. Эйхенбаум. 38. Тартуско-московская семиотическая школа. Ю.М. Лотман. 39. Постструктурализм. Ж. Деррида / Ж.-Ф. Лиотар / У. Эко. 40. Нарратология. Ж. Женетт / П. Рикер / Ж. Бодрийяр. 41. Франкфуртская школа философии и эстетики. Т. Адорно / Ю. Хабермас. 42. Современные отечественные эстетические идеи. Ю. Борев / В. Бычков / Л. Карасев и др. 9
Стр.9
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Аверинцев С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики / С. С. Аверинцев // Древнерусское искусство : (Зарубежные связи). – М. : Наука, 1975. 2. Балашов Н. И. Эстетическое в философии Канта / Н.И. Балашов // Эстетическое : сб. статей. – М. : Искусство, 1964. 3. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. – М. : Искусство, 1989. 4. Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви / В. В. Бычков. – М. : Ладомир, 1995. 1989. 1989. 5. Бычков В. В. Эстетика в России XVII в. / В. В. Бычков. – М. Знание, 6. Бычков В. В. Эстетика в России XIX в. / В. В. Бычков. – М. : Мысль, 7. Виппер Ю. Б. Буало / Ю. Б. Виппер // История всемирной литературы : в 8 т. – 1987. – Т. 4. – М. : Наука, 1987. – С. 159–164. 8. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма / Р. М. Габитова. – М. : Наука, 1978. 9. Дадун Р. Эстетика Фрейда : искусство и литература // Р. Дадун. – М. : АО «ХГС», 1994. 10. Иванов В. Л. «Метафизика» Баумгартена в традиции немецкой школьной философии XVIII в. Предисловие к переводу / В.Л. Иванов // ΕΙΝΑΙ : проблемы философии и теологии. – 2012. – № 1–2. – Т. 1. – С. 118–156. 11. Лосев А. Ф. Античная литература: учебник / А.Ф. Лосев [и др.] ; под ред. А.А Тахо-Годи. – М. : Просвещение, 1986. 12. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М. : Мысль, 1986. 13. Марков В. Ф. История русского футуризма / В. Ф. Марков. – СПб. : Алетейя, 2000. 14. Успенский Б. А. К проблеме генезиса тартуско-московской семиотической школы / Б. А. Успенский // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – М. : Гнозис, 1994. 15. Хазова Н. В. Архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга в статьях Александра Бенуа 1899–1902 гг. / Н. В. Хазова // Вестник славянских культур. – 2013. – № 3 (29). – С. 93–96. 16. Фридлендер Г. Лессинг / Г. Фридлендер. – Л. : Гослитиздат (Ленигр. отд.) , 1957. 17. Эрлих Р. Русский формализм / Р. Эрлих. – СПб., Академический проспект, 1996. 18. Эстетика Гегеля и современность : сб. ст. / отв. ред. М. А. Лившиц. – М. : Изобразительное искусство, 1984. 10
Стр.10